В текущей пятерке лидеров рейтинга BusinessWeek (Full-Time MBA) всего лишь одна бизнес-школа имеет статус государственной — University of Michigan (Ross). Это, впрочем, не мешает ее выпускникам пользоваться на рынке труда большим спросом. Обладатели дипломов с логотипом школы университета Мичигана подписывают трудовые контракты с лучшими работодателями Европы и Нового Света чуть ли не на выпускном фуршете. В России бизнес-школа Ross менее известна, чем, скажем, Harvard или Stanford, но этот факт совсем не препятствует все большему числу наших соотечественников отправляться за бизнес-образованием именно в штат Мичиган.
В 2006 году менеджер по корпоративным финансам Golden Telecom Дмитрий Фокин выбрал тот же путь. Он уволился и на два года уехал в Энн Арбор, городок с населением в 100 тыс. человек, находящийся рядом с университетом. В 2008 году Дмитрий Фокин вернулся в Россию, получив предложение занять пост финансового директора в IT-компании DataGardens Holdings AG. Какие преимущества сулит слушателю учеба в университете с государственным финансированием? Как наличие диплома одной из самых авторитетных бизнес-школ мира влияет на карьеру? Соответствует ли американское образование российским реалиям? Есть ли у коммьюнити выпускников бизнес-школ «симметричный ответ» скептикам MBA? На эти и другие вопросы Дмитрий Фокин ответил в ходе беседы с Executive.
Executive: Желающие стать слушателями зарубежных программ MBA, как правило, подают документы сразу в несколько бизнес-школ — так шанс быть зачисленными заметно увеличивается. Какие бизнес-школы вошли в ваш шорт-лист? Что склонило выбор в пользу University of Michigan?
Дмитрий Фокин: У меня был сложный выбор. Помимо Michigan я поступал в Harvard, Chicago GSB, Berkeley и Stanford. Но остановился именно на Ross. Мне понравилось, что в Michigan делается акцент на практику: один семестр целиком посвящен консалтинговой работе с реальными проектами. Проекты рассчитаны на два с лишним месяца. В них студенты группами по четыре-шесть человек участвуют наравне с преподавателями.
Такие проекты проходят по всему миру в самых различных организациях – от правительственных структур до маленьких частных компаний. О них потом всю жизнь вспоминаешь с гордостью. Например, мне довелось в течение двух месяцев работать с крупнейшей в мире благотворительной организацией Habitat for Humanity. Мы помогали писать стратегию развития и роста этой организации. К слову, Habitat of Humanity в год осваивает более миллиарда долларов инвестиций.
К тому же школа очень активна в вопросах социальной ответственности, защиты окружающей среды и устойчивого развития. Помимо специализированных классов, посвященных этой тематике, практически все преподаватели включают в свои программы дискуссии и дополнительные материалы по этим темам. Это, пожалуй, два знаковых отличия школы. Я уже не говорю об известной «мичиганской культуре» и, конечно, о превосходном уровне преподавания.
Executive: В отличие от многих других, бизнес-школа университета Мичигана — государственная. В чем преимущества и недостатки государственного статуса?
Д.Ф.: Мне довелось сравнить учебу в частном и государственном университете. Cтепень бакалавра я получал в частной американской бизнес-школе John Carroll University. Главное отличие программы Michigan — ширина связей с другими факультетами и дисциплинами, которых в университете масса, а многие из них занимают ведущее место в мировой науке. Это целый набор областей знаний, по которым можно получить дипломы в смежных дисциплинах или же дополнительную специализацию. К тому же выпускникам школ с госфинансированием открывается доступ в общественные организации, фонды, исследовательские институты. Я бы не стал преувеличивать роль этих возможностей в повседневной жизни студента, но если у человека есть интерес к такой работе, то все эти ресурсы доступны.
Executive: Как признаются многие выпускники, самое сложное в отношениях с бизнес-школами — это поступить в них. Сколько попыток вы предприняли?
Д.Ф.: Я поступил с первого раза, но не буду отрицать, что поступление в бизнес-школу — это маленький подвиг. Даже после зачисления расслабляться не приходится. Нужно переезжать, готовиться к учебе, думать о будущей карьере.
Executive: Как долго вы готовились к поступлению? Сколько времени ушло на подготовку к сдаче тестов?
Д.Ф.: На весь процесс я потратил девять месяцев. Мало было дней, когда я не думал о поступлении. Если измерять временные затраты, то это сотни часов.
Executive: Двухлетнее обучение в Мичигане для «неамериканца» стоит порядка $90 тыс. К каким дополнительным тратам предстоит готовиться потенциальному слушателю MBA в Энн Арбор? Как вы решили вопрос оплаты обучения?
Д.Ф.: В Штатах я получил кредит от Citibank, который почти автоматически дается после поступления в бизнес-школу уровня Michigan. В общей сложности я с семьей потратил за время учебы около $150 тыс. Это при том, что Энн Арбор — место для жизни недорогое, и жили мы весьма скромно. Главное - не отказывать себе в необходимом, отдыхать, путешествовать. Это не только улучшит физическое и моральное состояние (а стрессов во время учебы хватает), но и повысит качество образования. Ведь опыт МВА — это не только работа в классе, но и общение с новыми людьми, расширение кругозора.
Executive: Бизнес-образование призвано повысить профессионализм человека, дать ему навыки для решения прикладных задач. Какие дисциплины из программы Michigan показались вам наиболее полезными? Насколько они близки к российской действительности?
Д.Ф.: Будучи финансистом по образованию и по профессии, я шел в бизнес-школу именно для того, чтобы расширить спектр своих навыков и знаний в других дисциплинах. Меня интересовали маркетинг, HR и стратегия бизнеса. Именно на этих дисциплинах я сделал акцент, когда выбирал, какие программы включать в собственный курс. Результат - масса актуальной информации плюс множество полезных навыков. Без ложной скромности скажу, что эти знания выделяют меня среди коллег и сверстников. Особенно это становится заметно в России, где люди часто не соответствуют занимаемым должностям по уровню знаний, интеллекта, потенциала и, к сожалению, культуры.
Executive: Скептики бизнес-образования ставят в укор школам тот факт, что их преподаватели обладают только академическими знаниями и не имеют отношения к бизнесу...
Д.Ф.: Скептикам бизнес-образования нужно его для начала получить. Слово «скепсис» происходит от греческого «skeptikos» — рассматривающий, исследующий. Не исследовав, не познав, нельзя судить о качестве.
Executive: Какая в этом плане ситуация в Michigan? Интересовались ли вы уровнем профессоров при поступлении?
Д.Ф.: Сама организация учебного процесса в Michigan — профессорский состав, студенты, идеология рекрутинга, студенческие клубы — все это неминуемо ведет к личностному росту человека, независимо от его опыта работы, образования и прочего. Это среда, которая не только не имеет и не ставит ограничений, но даже провоцирует человека к развитию. Поэтому чем выше уровень человека на входе, тем больше у него шансов использовать предоставленные возможности и вырасти. Как известно, предела совершенству нет.
Что касается преподавателей: почти все профессора, у которых я учился, имели широкий практический опыт в прошлом и до сих пор ведут активную деятельность за пределами бизнес-школы. Как правило, это представители корпоративной управленческой верхушки и состоявшиеся профессионалы – члены советов директоров крупных компаний и консультанты.
Executive: Глава Oracle Ларри Эллисона как-то сказал студентам бизнес-школы: «Помочь вам я уже ничем не могу — слишком поздно, в вас встроена программа, и вам уже не 19 лет». Опираясь на опыт учебы в одной из ведущих школ мира, как вы можете прокомментировать это высказывание?
Д.Ф.: Ларри Эллисон не доучился в институте, но в итоге стал обладателем четвертого по размеру состояния. Вполне естественно, что его рецепт успешной жизни основан на нонконформизме и победе «вопреки, а не благодаря». Можно только уважать его талант и восхищаться тем, как такой способ мышления привел к ошеломительным результатам. Однако приверженность этому и только этому принципу вряд ли приведет к постоянному и долгосрочному успеху.
Бизнес-школа учит людей анализировать любые ситуации и понимать факторы успеха или неудачи в каждой из них, а не становиться на одну и только одну точку зрения. В этом смысле действительно в студентов бизнес-школ встроена программа — программа объективной оценки.
Executive: Первокурсники бизнес-школ за время летней практики в американских компаниях могут неплохо заработать. Если сотрудничество получится удачным, можно и вовсе получить трудовой контакт. В какие компании направляется студенты Michigan? Какие сложности с трудоустройством могут возникнуть у иностранного студента?
Д.Ф.: Не все компании нанимают иностранных студентов. Тем более на летнюю практику. В Michigan эту проблему можно решить, если с самого начала обучения подробно ознакомиться со специальной базой данных по имеющимся вакансиям и партнерским компаниям. В этой базе любой студент бизнес-школы, независимо от страны происхождения, опыта и профессиональных интересов, найдет немало интересных возможностей для развития карьеры.
Однако самое сложное - это получить job offer. Recruiting — весьма полезный и познавательный опыт. В итоге практически все студенты получают интересные предложения, но нет никого, кто бы прошел это испытание играючи. В моем случае и летняя практика, и job offer на постоянную работу были от одного из американских офисов известнейшей консалтинговой компании. Однако, как видите, я предпочел вернуться в Россию и продолжить работу в реальном секторе.
Executive: Как отечественные работодатели реагируют на наличие степени MBA бизнес-школы, входящей в мировой Топ-5?
Д.Ф.: В этом смысле мне, можно сказать, повезло: обратно в Россию меня пригласили под конкретный проект. Повезло потому, что отношение отечественного работодателя к выпускникам программ МВА определяется исключительно уровнем конкретной организации. Если в компании осознают, чего ожидать от обладателя MBA и как использовать данный ресурс, результат будет положительным. Если такого понимания нет, могут возникнуть проблемы.
Executive: Оправдались ли ваши ожидания относительно бизнес-образования? Были ли вы в чем-то разочарованы во время обучения в бизнес-школе?
Д.Ф.: Я, без сомнения, доволен полученным образованием и опытом. Объем и качество полученных знаний даже превзошли мои ожидания. Если же говорить о разочарованиях, я достаточно остро воспринимал процесс рекрутинга. Хотя для меня он шел весьма успешно, и было понятно, что, заставляя людей бороться, рекрутинг делает их сильнее. Однако было неприятно участвовать в «забеге в ширину». В этой вынужденной гонке рядом со мной были товарищи, которых я очень уважал и ценил.
Executive: Если бы вас попросили дать один главный совет желающим поступить в Michigan, что бы вы сказали?
Д.Ф.: Сделайте все возможное, чтобы поступить. Не пожалеете!
Узнайте больше о бизнес-школах и MBA:
Справочник бизнес-образования в России
Справочник бизнес-образования за рубежом
Также смотрите:
Карина Еникеева: «Лучше посвятить два года MBA, чем умирающему бизнесу»
Источник изображения: photogenica.ru
Задайте здесь вопросы выпускникам ведущих бизнес-школ мира! Если вы хотите узнать о конкретных тонкостях бизнес-образования - E-xecutive спросит о них успешных менеджеров, окончивших престижные программы.
Великолепный материал о школе Мичиган....Дмитрий Фокин обязан отблагодарить за PR своей школы и себя, однако тема статьи вовсе не соответствует изложенному материалу.Я хотел увидеть разницу, а не полет на орбите планеты земля......
Честно говоря, прочитав статью, я так и не поняла, получил ли Дмитрий Фокин работу своей мечты в итоге?..Столько вложено сил, денег, времени... было бы обидно, если бы это не оценили здесь... Хотя, возможно, цель Дмитрия остаться в Штатах?..[B]'Результат - масса актуальной информации плюс множество полезных навыков. Без ложной скромности скажу, что эти знания выделяют меня среди коллег и сверстников'[/B]Хотелось бы узнать каких именно навыков...
Всё как обычно загаловок на рубль, статья на копейку. P.S.А ещё хотел бы я посмотреть на человека который вложил 150к долларов ( личных) и несколько лет жизни, а потом сказал на весь интернет что :o , зря он это сделал. :D
Видите ли, Борис, образование никогда 'зря' не бывает. Даже если человек получил не то, что ожидал - это тоже в его развитие: будет осторожнее в выборе и будет четче цели формулировать :D
Видите ли, Владимир, еще как бывает! Более того, именно маркетинговое образование, особенно полученное в «гарвардах», за которым наш герой отправился за моря, как показывает опыт использования в деле МВА-маркетологов и данные чикагской компании Spencer Stuart, не только бесполезно, но и ВРЕДНО.Я испытываю весьма сложные чувства, когда слышу, что в российских компаниях уже начали увольнять совершенно бесполезных МВА- маркетологов. Вот какие восхитительные заповеди МВА-маркетолога предлагает британский маркетолог Найджел Пирси (Nigel Piercy) в своей книге “Market-Led Strategic Change”:Заповеди МВА-маркетолога-- Ты не должен улыбаться.-- Ты должен быть скучным, лишенным юмора придурком на протяжении всей своей карьеры, ибо разве не такими являются твои профессора?-- Ты должен всем говорить, что планы и системы значат больше, чем реальные дела.-- Ты должен считать, что то, что нельзя померить с точностью до шестого знака, не существует в принципе (тебя не должны беспокоить такие мелочи, как удовлетворенность Клиента и продающие моменты…)-- Ты должен преследовать творческих и нестандартных людей, ибо разве не заслуживают они прозябания там, где они никому не причинят вреда?-- Ты должен молиться на алтаре бюрократии, ибо разве не красота схем является мерилом твоей истинной ценности?-- Ты должен сидеть на совещаниях до скончания века, ибо разве не числом совещаний определяется твоя продуктивность?Я полагаю, что вы встречали подобные персонажи.См. «псевдомкаркетинг: схоластика и бюрократия» http://www.repiev.ru/articles/Pseudomarketing.htm«Авгиевы конюшни академического маркетинга» http://www.repiev.ru/articles/Augean-Stables-Rus.htm
А может, автору надо было сказать:[B] «В западных компаниях люди редко не соответствуют занимаемым должностям по уровню знаний и культуры» [/B]? :D