Для одних онлайн-курсы — это способ получить новую профессию, приобрести навык или углубить свои познания в интересующей теме, таких людей большинство. Для других — способ заработать на собственной экспертизе, упакованной в инфопродукт. Эта аудитория также многочисленна и с каждым годом растет.
Так, по данным РБК, оборот российского рынка образовательных технологий, большую часть которого занимают маркетплейсы онлайн-курсов, в 2020 году составил 54 млрд рублей. Эксперты прогнозируют рост рынка на десятки миллиардов в ближайшие годы.
Если вы планируете продвигать свою экспертизу через онлайн-курсы, ниже рассмотрены нюансы, которые необходимо знать, перед тем как запустить собственный онлайн-проект.
Грамотно заполненный бриф — 50% успеха
Заполнение брифа дает возможность оценить объем работы, зафиксировать договоренности и прописать дорожную карту проекта. Если привлекаете к проекту специалистов на аутсорсе, обязательно разметьте время сдачи первой итерации, дедлайны по правкам, срок сдачи проекта и договоренности по оплате. Это существенно сократит время обеим сторонам и внесёт ясность в работу.
Какие вопросы должны быть в брифе на создание онлайн-курса? Делимся универсальным шаблоном. Ответы помогут определить, нужны ли в курсе интерактив или практические задания, геймификация, видеоролики, озвучка — все, что требует времени и денег. Уяснив задачу, легко определиться с необходимыми ресурсами и рассчитать бюджет проекта.
Рассчитываем бюджет по формуле
Над разработкой курса может работать от одного до нескольких специалистов. Состав команды зависит от специфики курса и технических требований. Это могут быть: методист, дизайнер, иллюстратор, копирайтер, фотограф, видеограф, верстальщик и предметный эксперт. В роли предметного эксперта можете выступать вы сами или приглашенный эксперт.
Для расчета стоимости разработки курса можно воспользоваться этой формулой:
1 час работы специалиста x Количество потраченных часов + 1 час предметного эксперта x Количество потраченных часов = Стоимость курса
Для определения стоимости часа работы специалиста используйте данные сайта tagline — ведущего рейтингового агентства digital-рынка. Здесь указаны рыночные гонорары специалистов в сфере дизайна, программирования и управления проектами за один час работы. Например, час работы дизайнера в среднем стоит 1770 рублей. Допустим, вся работа займет 18 часов, тогда итоговая стоимость составит 31 860 тысяч рублей.
Обычно разработка курса состоит из следующих этапов:
1. Разработка структуры и сценария курса
Здесь вам понадобится помощь методолога — специалиста по разработке учебных программ. Он создает сценарий курса на основе принципов андрагогики (науки об обучении взрослых людей) и педагогического дизайна. Час работы профессионального методолога стоит в среднем 1490 рублей. Сценарий простого курса с линейным сюжетом пишут за два дня. То есть общая стоимость работы методолога составит примерно 25-30 тысяч рублей. Обязательно заложите сверху несколько дополнительных часов на редактуру и правки текста. После вычитки сценария появляются идеи, что улучшить или добавить.
2. Разработка дизайна и верстка
Час работы дизайнера стоит в среднем 1770 рублей. Простое оформление займет пять часов. Если курс включает персонажей, отрисовка каждого персонажа и локации потребует от трех до пяти дней и обойдётся в 10-15 тысяч рублей и более. Все зависит от сложности иллюстраций. В большинстве случаев дизайнеры сами оформляют слайды курса, а не просто отправляют заказчику коллекцию отрисованных картинок. Верстальщику остается настроить навигацию, добавить кнопки переходов, интерактивное меню и практические задания — тесты, обучающие игры, диалоговые тренажеры.
3. Пилотный запуск/тестирование
Пилотный запуск онлайн-курса — это генеральная репетиция перед большим стартом. Прежде чем запускать электронный курс на большую аудиторию, попробуйте «обкатать формат» на фокус-группе. Сделайте опросник, попросите людей из фокус-группы оценить визуал курса, навигацию, последовательность и логику подачи материала. Это даст вам возможность провести работу над ошибками до «премьеры» вашего онлайн-курса.
Что спросить у фокус-группы? Вот список вопросов:
- Как курс пригодится в работе. Чему вы научились после прохождения курса? Какие материалы курса помогут вам в работе и как именно?
- Иллюстрации и фотографии. Помогают ли иллюстрации и фотографии лучше понять предмет?
- Структура. Насколько последовательно и логично подается информация? Есть ли ошибки и неточности?
- Практические задания. Работает ли обратная связь, насколько реалистичны задания, есть ли очень сложные вопросы?
Обязательно заложите в бюджет сумму на пилотный запуск. Тестирование на старте сэкономит вам деньги в будущем, гораздо затратнее исправлять ошибки после запуска курса.
На чем можно сэкономить?
После сведения сметы у вас появится понимание, в какую сумму обойдется каждый этап. Если ваш бюджет на разработку онлайн-курса жестко ограничен, ниже перечислены способы экономии. Итак, на чем можно сэкономить?
Сценарий. В своем деле вы — источник глубинной экспертизы, поэтому сценарий вполне можете написать самостоятельно. Вам пригодится все, что сразу можно взять в работу без дополнительной редактуры: презентации, статьи, видеоролики, инструкции. Сложные регламенты и руководства тоже помогут, но их придётся перерабатывать в более удобный для восприятия формат.
Дизайн. Есть сайты с готовыми дизайн-шаблонами, например Dribbble и Behance. Большой выбор заготовок на Slidehunter, PPTTemplate, Smile, Templates, PoweredTemplates и официальном сайте Microsoft. Если вы работаете в конструкторе курсов iSpring Suite, то можете воспользоваться встроенной библиотекой контента с более чем 50 тыс. заготовок: от макетов презентаций до персонажей.
Верстка. Час программиста-верстальщика стоит в среднем 1920 рублей. На разработку простого курса с тестом на 20-25 вопросов в конце уйдет примерно пять часов. Можно на старте заказать у фрилансера разработку универсального шаблона: макет, шрифты, дизайн. Ваш курс будет выдержан в едином стиле, а шаблонами можно будет воспользоваться повторно. Фрилансеров под разработку онлайн-курсов можно найти здесь.
Настраиваем маркетинг и продажи
Сегодня на рынке есть множество маркетплейсов для размещения и продажи онлайн-курсов. Например, создавать, рекламировать и продавать курсы можно без навыков дизайна и программирования через платформу iSpring Market. Платформа поддерживает разные форматы материалов: видео, аудио, презентации, тесты, документы PDF и Word. Можно создать витрину обучающих материалов и продавать их по отдельности или объединить в учебную программу.
Курсы в iSpring Market индексируются в Google и Яндекс, потенциальный покупатель увидит курс, даже если просто будет искать что-то по данной теме. Платформа интегрирована с Яндекс.Метрикой и Google Analytics, а значит, вам будут доступны детальные отчеты: сколько вы привлекли клиентов и заработали денег, какие каналы продвижения приносят трафик и какие курсы пользуются спросом.
Кроме того, на iSpring Market можно проводить вебинары, устраивать скидочные дни и распродажи курсов, автоматически отправлять ученикам сертификаты по завершении курсов и многое другое.
Зарабатывать на собственной экспертизе — реально! Получить 14-дневный бесплатный доступ к платформе iSpring Market, создавать и продавать свои первые онлайн-курсы можно прямо сейчас!
Партнерский материал
Читайте также:
Стоит вопрос выбора платформы для онлайн-курсов, особенно важны возможности интеграции по API.
Думал, может поможете советом как эксперты в своей области, но в контактах автора контактов нет, личные сообщения почему-то на сайте поломаны, в фейсбуке не отвечают, как можно связаться?
Прим. ред.: передали ваш запрос, с вами свяжутся в скором времени
Важно, чтобы ещё желающие пойти на такие курсы были, ведь важно для обучающегося, в первую очередь, даже не цена, а атмосфера.
Ребята в скором времени связались, все рассказали.
Спасибо! Очень важная информация, одинаково работает и для офлайн-, и для онайн-курсов.
Можно уточнить, какой платформой пользуетсь вы?
Спасибо.
если корпоративный сегмент - обучение сотрудников, то айспринг
если для себя как эксперта нет, но зачем там API