10 ошибок при запуске корпоративного университета

Александр Макаров более 15 лет занимается обучением сотрудников в крупных FMCG-компаниях. Сегодня он руководит корпоративным университетом IDS Borjomi, который с коллегами выстроил с нуля, до этого был бизнес-тренером и менеджером проектов Capability и перезапустил учебную программу «Шаги визита» в PepsiCo

14 апреля 2020 года в партнерстве с Академией iSpring стартует его авторский онлайн-курс Руководитель корпоративного университета, на котором можно освоить все этапы запуска проекта: от стратегии и бюджетирования до оценки результатов и связи обучения с показателями бизнеса. В преддверии курса эксперт рассказал о типичных ошибках, которые допускают большинство компаний при запуске корпоративного университета.

Ошибка 1. Игнорирование юридических тонкостей

Являются ли фамилия-имя-отчество сотрудника персональными данными? Если ФИО несотрудника просто опубликовано где-то в Интернете, то это не является персональными данными. А вот если ФИО позволяет идентифицировать сотрудника в организации для проверяющих органов — это первый пункт персональных данных. 

Также обязательно надо учесть закон о трансграничной передаче персональных данных. Например, если вы обучаете кого-то в Казахстане, то по законам страны, информация о гражданах должна остаться на серверах в Казахстане. Такая же ситуация с обучением в европейских государствах. Штрафы для бизнеса при нарушении таких пунктов огромны.

Штрафы в размере до 500 тыс. руб за один прецедент предусмотрены 116-ФЗ о заемном труде. Это в случае, если вы обучаете нештатных сотрудников. Также, если учебный центр не входит в состав коммерческой организации, а просто осуществляет образовательную деятельность, то встанет вопрос об оформлении лицензии на право осуществлять образовательную деятельность. Подобные моменты необходимо прорабатывать в первую очередь, задолго до старта.

Ошибка 2. Обучение проводят единоразово

Помню, когда начал работать в одной крупной FMCG-компании, у меня состоялся следующий диалог с сотрудником в полях, назовем его Сергеем, спрашиваю его: «Ты прошел тренинг по переговорам?». Он отвечает: «Да, спасибо. Все супер. Вот как устроился в компанию, сразу прошел». «А сколько ты работаешь в компании?» — «15 лет». 

Но за 15 лет все поменялось: рынок поменялся, продукты другие, экономическая ситуация другая, стейкхолдеры сменились, а в компании напротив его имени стоит галочка  — «обучение прошел». 

На международной конференции и выставке Американского общества обучения и развития — ATD 2019 одним из главных трендов назвали работу с mindset (или работу с мышлением). В окружающем мире достаточное количество инструментов для решения любой задачи, но именно нежелание менять мышление и продолжать действовать так, как было эффективно в 1990 году, является сдерживающим фактором развития бизнеса. 

Ошибка 3. «Жесткая» программа и несвоевременное обучение

Если компания планирует переговорную кампанию в ноябре, очевидно, что ставить обучение по этой теме в январе будет ошибкой. Потому что сотрудники успеют забыть все за полгода. Чаще всего в компаниях этот момент не учитывают, или делают так исходя из наличия ресурсов в отделе обучения: есть ресурс — учим. 

То, что обучение можно и нужно привязывать под фактическую потребность — требует большей гибкости и другой стратегии. Своевременное гибкое обучение может качественно закрывать потребности сотрудников, в отличие от системы, которая не учитывает турбулентной бизнес-среды.

«Жесткая» программа — это когда вам говорят: «Вот сейчас будете проходить стили лидерства, а потом переговоры. И никак иначе». Тогда как, возможно, у вас другая потребность. А несвоевременное обучение — это когда сама модель обучения не имеет никакой привязки к ситуативной потребности бизнеса. Все это приводит к тому, что у функции корпоративного университета или отдела обучения оказывается низкая эффективность.

Ошибка 4. Низкий уровень цифровизации

Почему медицина в Германии, США и Израиле считается лучше, чем в России? Потому что им доступны высокотехнологичные методы диагностики. По точно поставленному диагнозу врачи могут назначить оптимальное и эффективное лечение, которое даст результат. 

То же самое можно сделать в корпоративном обучении. С помощью цифровых инструментов диагностики и систем дистанционного обучения мы можем точно выявить потребности конкретного человека и быстро назначать ему необходимое обучение. Таким образом мы обеспечим реализацию подхода low-cost learning (незатратное обучение): будем точечно инвестировать в обучение, не выписывая большого количества «рецептов», от которых нет эффекта. 

Ошибка 5. Игнорирование современных подходов в обучении

На ATD-2019 среди пяти ключевых трендов на 2020 год назвали learning optimizing или оптимизацию обучения. Это такой экологичный подход, при котором развитие навыка должно быть достигнуто с минимальным расходом ресурсов (времени, денег, энергии) как со стороны обучаемого, так и со стороны компании. 

Это особенно актуально сейчас, когда в условиях постоянных изменений бизнесу необходимо  поддерживать все текущие процессы и параллельно обучать сотрудников новому.  

Ошибка 6. Не учитывать особенности создания контента

Сейчас, если в WhatsApp вам пришлют видео продолжительностью в 5-7 минут, вы, вероятнее всего, не досмотрите его. Такой же подход у пользователей и к обучающему контенту. Они ожидают, что обучение будет коротким, насыщенным и «без воды». За внимание пользователя постоянно бьется большое количество площадок и контента. Соцсети и мессенджеры WhatsApp, Instagram, Telegram, Facebook постоянно переключают внимание на себя.  

Времена двух-трехдневных тренингов уже давно прошли. Это же количество знаний и навыков удобнее получить короткими блоками в подходящее для обучаемого время. 

Ошибка 7. Не учитывать стратегию бизнеса

Стратегия корпоративного университета должна идти в линию с общей стратегией бизнеса и HR-стратегией компании. Часто бывает такое, что стратегия есть — нужно вписаться. Бывает бизнес меняет свой фокус и говорит: «Теперь у нас цель — это не работать с продажами, а сфокусироваться на маркетинге». Очень важно быть погруженным во все эти процессы, делать так, чтобы никакие нововведения в компании не прошли мимо и корректировать обучение адекватно текущей ситуации. Можно написать стратегию на год-три  вперед, но если компания сменит курс, стоит также пересмотреть подходы к обучению. Нужно понимать на какую функцию делает ставку бизнес, какую функцию развивает и туда же идти вместе с ним. 

Сейчас такой период, когда мы не увидим окончания кризиса, а та турбулентность, которую переживает рынок будет всегда. Бизнес находится в стадии трансформации,  нужно знать этот план изменений и работать в фокусе этих изменений. 

Ошибка 8. Потребности бизнеса vs мнение руководителей

Иногда возникает такая диспропорция, когда бизнесу нужно одно, а руководители любят другое. Чтобы избежать такой ошибки, необходимо провести проверку и спросить себя «а не делаю ли я то, что мне лично хочется, а бизнесу уже давно не нужно?». Например, в периоде адаптации текучка в ритейле среди sales force (сотрудники, работающие в полях) в среднем достигает примерно 70%. Есть случаи, когда руководитель корпоративного университета думал, что это возможно победить с помощью тренинга «Эмоциональный интеллект». 

Хотя известно, что за период программы адаптации (в среднем 3 месяца) эмоциональный интеллект не развивается, и такой подход обречен на провал.

Ошибка 9. Выбор команды корпоративного университета

Главная ошибка — формирование команды корпоративного университета в отрыве от потребностей бизнеса. Мы не знаем, что нужно бизнесу, но думаем примерно так: «Вот есть модное слово “педагогический дизайнер”, значит нам тоже такой специалист нужен». Например, у нас в команде на старте было шесть бизнес-тренеров и фокус был на работу в полях. Когда мы сделали анализ, то выяснили, какой состав команды для нашего бизнеса наиболее оптимален. Вышло, что самая дорогая активность и самое непродуктивное — это именно полевое обучение, потому что один тренер целый день тратит на одного сотрудника. 

В итоге, мы перегруппировали команду: полевых активностей стало в разы меньше. Отдельно выделили должность контент-менеджера. 

Ошибка 10. Слабое проектное управление 

Работа руководителя корпоративного университета на 90% — это управление проектами, что в том числе подразумевает бюджетирование проектов. Грамотному бюджетированию корпоративного университета нигде не учат. Поэтому многое в этом вопросе постигается экспериментальным путем. Например, мы создали стратегию, проекты и  бюджет на год вперед. Через несколько месяцев бизнес скорректировал приоритеты, и корпоративный университет также должен пересмотреть свои подходы. 

Типичная ошибка — изначально не предусмотреть возможность поэтапной корректировки первоначальной стратегии, проектов и бюджета.


14 апреля 2020 года стартует онлайн-курс Руководитель корпоративного университета. Курс состоит из 14 занятий и длится 4 месяца. После каждого занятия — практика под руководством персонального наставника. Вы по этапам создадите модель корпоративного университета, подходящую именно вашей компании, научитесь грамотно составлять бюджет проекта, узнаете, как выстроить программу развития сотрудников и создать архитектуру системы обучения. В завершении курса каждый участник получит сертификат от Академии iSpring

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Ошибка 7. Не учитывать стратегию бизнеса

К сож., это партнерский материал. Критика не предполагается. Тогда вопрос: нет ли ошибки в нумерации?

Разве для корп университета бизнес компании, со своей стратегией, не является всегда номером 1? Все остальные "ошибки" уже можно не считать

 

 

Преподаватель, Украина

Предваряя возможную дискуссию - "печкой" должен быть вопрос о внутренней или внешней природе университета - тогда практически все ошибки становятся неактуальными

Руководитель группы, Москва
Любовь Гвоздилина пишет:

Ошибка 7. Не учитывать стратегию бизнеса

К сож., это партнерский материал. Критика не предполагается. Тогда вопрос: нет ли ошибки в нумерации?

Разве для корп университета бизнес компании, со своей стратегией, не является всегда номером 1? Все остальные "ошибки" уже можно не считать

 

 

Любовь, благодарен вам за обратную связь.

То что вы говорите, абсолютно логично.

А на практике, что сейчас со стратегией на 2020 год, которые мы все тщательно создавали под стратегию бизнеса в декабре-январе? 

Кто при составлении страсс-планов угадал, что будет?

В этом году, я на практике вижу, что бизнес отказался от стратегии созданной на год вперёд.

Турбулентный мир.

Бизнес идет вперёд мелкими шажочками, нащупывая в темноте, куда поставить ногу.

И перепроверяя каждое движение.

Это практика.

 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Макаров пишет: Ошибка 7. Не учитывать стратегию бизнеса

Стратегия корпоративного университета должна идти в линию с общей стратегией бизнеса

Соглашусь с этим тезисом. 

Но я бы добавил еще ошибку №11 - Тратить на КУ  обучение деньги компании. 

Процессу управленческого образования уже более 20 лет, но на практике менеджмента это не отразилось. И сейчас, надеюсь, больше от образования нужен не сертификат, а знания и умения. И вот для этого можно использовать бесплатный проект Открытое образование. В таком случае - любая компания, даже микрофирма,  может организовать своей КУ, бесплатно. 

Консультант, Москва
Александр Макаров пишет:

Любовь, благодарен вам за обратную связь.

То что вы говорите, абсолютно логично.

А на практике, что сейчас со стратегией на 2020 год, которые мы все тщательно создавали под стратегию бизнеса в декабре-январе? 

Кто при составлении страсс-планов угадал, что будет?

Я тоже благодарна Вам за ответ.

Но он меня удивляет не меньше, чем нумерация ошибок. Почему Вы решили, что мой вопрос требует такого ...очевидного ответа? 

Ключевое слово в моем комменте - бизнес.

Александр Макаров пишет:
В этом году, я на практике вижу, что бизнес отказался от стратегии созданной на год вперёд. Турбулентный мир. Бизнес идет вперёд мелкими шажочками, нащупывая в темноте, куда поставить ногу. И перепроверяя каждое движение. Это практика.

Это, в том числе, и практика корп обучения. Бизнес-интегрированного. Которое не цепляется за "написанную стратегию", а живет ВНУТРИ реального бизнеса. Называясь, при этом, корп универом или нет, но, главное, выполняя свою функцию - обеспечивать эффективность тех составляющих бизнес-процессов, которые не могут обеспечить другие ресурсы бизнеса - регулярный менеджмент, финансы, ИТ, маркетинг и пр. Но входя в эток комплекс ресурсов как неотъемлемый инструмент.

В моей проф практике - 2 КУ, которыми я руководила, когда они были востребованы в своем классическом понимании. И полный отказ от этого привычного, удобного и звучного формата в дальнейшей практике. Чтобы не дразнить гусей формой (КУ), а сосредоточиться (и сосредоточить бизнес) на содержании деятельности (об этом, в частности, в моей книге "Обучение в бизнесе. Кто кому Пигмалион" https://www.e-xecutive.ru/books/3723-obuchenie-v-biznese-kto-komu-pigmalion).

Хотя, могу повториться - название может быть любым ("Назови хоть горшком, только в печь не ставь"). Главное - чтобы обучение в бизнесе было обучением бизнесу. 

Консультант, Москва
Владимир Токарев пишет:

...можно использовать бесплатный проект Открытое образование. В таком случае - любая компания, даже микрофирма,  может организовать своей КУ, бесплатно. 

Можно. И для кого-то открытого обучающего проекта/платформы будет достаточно. Можно и без этого проекта обойтись. И бизнес даже этого не заметит.

Но высококонкурентный бизнес не обойдется без своего внутренного обучения (который часто идет в комплексе с внешним, но является приоритетным в этой связке). Внешний наблюдатель вряд ли сможет оценить хорошее корп обучение в терминах конкурентного преимущества. Шанса не будет. Это обучение охраняется, как любая другая конфиденциальная информация компании ("Дайте мне хороший план корп обучения компании, и я вам все скажу про ее поведение на рынке и личность ее первого лица. Именно поэтому, если у вас есть хороший план обучения, вы мне его никогда не дадите". К.Валентинер, Банк Швейцарии).

Руководитель группы, Москва

Любовь Гвоздилина, у  нас с вами полная взаимность)

Меня тоже удивляет, что вы пишете банальные и очевидные вещи, допускаете оценочные суждения, позиционируете себя выше, тут же рекламируете свою книгу.

С точки зрения деловой этики, все это выглядит странно.

И при этом довольны собой)

Но как говорится, каждому свое.

Хорошего вам дня)

Генеральный директор, Нижний Новгород
Любовь Гвоздилина пишет:
Это обучение охраняется, как любая другая конфиденциальная информация компании ("Дайте мне хороший план корп обучения компании,... Именно поэтому, если у вас есть хороший план обучения, вы мне его никогда не дадите". К.Валентинер, Банк Швейцарии).

Мои наблюдения (и в сфере физики  полупроводников, чем занимался в НИИ, и в менеджменте) - иные - обычно прячут те, кому  показывать нечего. 

Инициирую создание БШ МВА (коронавирус прервал работу) в партнерстве с институтом дополнительного образования АПК,  и все программы мы открываем в форме книг, которые можно скачать бесплатно, есть уникальные программы будущих профессий, знания по которым можно применять уже сейчас (Маркетинг и менеджмент на рынке вакансий и др.).

Более того, главная проблема сегодня - рызрыв теории и практики управления (то, что не смогли решить структуры в сфере управленеского образования) - все методики преодоления этого разрыва (позволяющие любой компании стать более конкурентоспособными) - также не только открыты, но и активно рекламируются нами. 

Консультант, Москва
Владимир Токарев пишет:
Любовь Гвоздилина пишет:
Это обучение охраняется, как любая другая конфиденциальная информация компании ("Дайте мне хороший план корп обучения компании,... Именно поэтому, если у вас есть хороший план обучения, вы мне его никогда не дадите". К.Валентинер, Банк Швейцарии).

Мои наблюдения (и в сфере физики  полупроводников, чем занимался в НИИ, и в менеджменте) - иные - обычно прячут те, кому  показывать нечего. 

Вы много видите выложенных в открытом доступе описаний бизнес-процессов компаний? Особенно "в  форме книг"?

Владимир Токарев пишет:
Инициирую создание БШ МВА (коронавирус прервал работу) в партнерстве с институтом дополнительного образования АПК,  и все программы мы открываем в форме книг, которые можно скачать бесплатно, есть уникальные программы будущих профессий, знания по которым можно применять уже сейчас (Маркетинг и менеджмент на рынке вакансий и др.).

Я желаю Вам успехов в этом деле (уверена, что Вы сможете продолжить  работу). Но с позиций  бизнес-интегрированного обучения (БИО) это - теория. Кому-то она обязательно понадобится. Чтобы преодолеть (теоретически) разрывы и пр.

БИО, вместе с другими ресурсами бизнеса, участвует в создании и управлении бизнес-процессами "здесь и сейчас". Оно реализуется на тех же платформах, что и сами бизнес-процессы, и существует в тех же форматах, что продукты и алгоритмы бизнес-процессов. Не "в форме книг" для общего доступа. 

Просто таким обучением (БИО) занимается гораздо меньше людей, чем обучателей вообще. У нас есть огромный рынок T&D (Training and Development), у этого рынка есть профсессиональное ядро (например, "Флагманы HR-бизнеса"), и даже внутри этого ядра далеко не все работают в концепции БИО. 

А жаль. Каждый кризис тому подтверждением.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Любовь Гвоздилина пишет:
Вы много видите выложенных в открытом доступе описаний бизнес-процессов компаний? Особенно "в  форме книг"?

Этот факт не доказывает ни мой ни Ваш тезисы, просто факт..

Пример, Г.Х.Попов (первый мэр Москвы), занимаясь вопросами тайм-менеджмента обнаружил, что многие успешные люди, используя эффективную технику ТМ, о ней не писали.

Но сейчас книг по ТМ больше, чем по любому иному разделу менеджмента. Не прошло и 40 лет, как все изменилось,  - теперь о  своем ТМ не пишет только ленивый. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.