Проблемой любого тренинга является какая-то его незаконченность. Мы приходим в класс, слушаем, участвуем в упражнениях, хлопаем тренеру, уходим и все.
С одной стороны, нельзя сказать, что ничего не произошло – часть знаний застряла в сознании, часть даже провалилась еще глубже. Однако с другой стороны, в подавляющем большинстве случаев видимых изменений в нашем поведении не происходит. Почему так?
Во-первых, бездеятельностью мы защищаем свою безопасность. Ведь любое новое – это риск. А человек гораздо больше боится потерять то, что имеет, чем приобрести что-то новое, пусть даже оно будет вроде бы намного лучше («вроде бы» – ключевая часть предложения). Это не моя мысль, но результаты исследований, в том числе любимого Дэна Ариэли.
Во-вторых, стресс для многих «почему-то» хуже комфорта. Это ведь нужно нервничать, тревожиться, бояться выглядеть идиотом или ошибиться, а может, и то, и другое – в общем, весь спектр ощущений, в которых нет ничего положительного. А в комфорте пусть скучно, но ровненько так...
В-третьих, не всегда виден смысл меняться. «Это нужно бизнесу» – плохой смысл. «Эти знания помогут мне заработать бонус» – гораздо лучше, но зависит от адекватности усилий поощрению. И от того, насколько приобретенные знания повлияют на величину бонуса. И еще от доверия тому, кто его заплатит. И от того, насколько процентов ты влияешь на результат...
Что же делать простому российскому тренеру или провайдеру обучающих услуг? Смириться с КПД паровоза? Нет, все в наших руках, поэтому мы не будем их опускать, как говорила великая Коко Шанель! Начнем действовать по-другому, не так как обычно! Я хочу предложить вам двенадцать идей, используя которые можно заново «зажечь» мотивацию участников:
1. Выигрыш
Любая конкурентная игра, в том числе во время тренинга, заряжает нас адреналином и энергией. Опасность лишь в том, что в пылу соревнований часто забывается истинная цель и потому обучающий эффект может быть сведен к нулю. Это не умаляет достоинств метода, но лишь говорит о том, что нужно подходить к организации игрового процесса с умом. Например, создавать комбинированные номинации, где важны и скорость, и фактическая величина достижений, и глубина знаний.
2. Решение проблем
Когда мы «морщим лоб», пытаясь найти верное решение, это вполне даже может сильно увлекать. Совместите первое со вторым, например, предложите найти в кейсе Zara за 15 минут наибольшее количество уникальных конкурентных преимуществ, и защитить их, представив в формате четырех действий из «Стратегии Голубого Океана», и участники охотно вовлекутся. И решат вам все проблемы.
3. Исследование
Вообще, сам процесс обучения стоит преподносить, как исследование. Мы всегда исследуем себя и свои возможности на тренинге. Но не всегда используем этот факт, как мотивацию для участников. Если вы будете делать акцент на этом и последовательно создавать Road Map ваших исследований, то увидите, насколько это увлекательное движение.
4. Коллекционирование
Давайте участнику баллы за каждый правильный ответ, за приход вовремя в аудиторию, за участие в играх, и вы сами не заметите, как они втянутся в игру. Удивительно – хотя часто с нашей точки зрения коллекционирование определенных статусов, звезд или фишек не имеет никакой видимой ценности, это работает!
5. Сюрприз
Согласно исследованиям психологов, неожиданная мотивация работает лучше любой другой. Это объяснимо: фиксированная мотивация за что-то сделанное создает психологическое ожидание стимула, а это притупляет интерес и, как следствие, мотивацию. Начните тренинг с неожиданного, с тизера, истории, анекдота, игры... Вообще, на мой взгляд, это один из лучших методов вовлечения. Чем меньше вы и то, что вы делаете, похожи на все, что участники видели, слышали и проходили до вас, тем больше у вас шанс на успех! Но! Не забывайте, что основная ваша цель – не эпатаж или самопиар, а вовлечение человека в процесс обучения.
6. Расслабление
Вы любите полежать в ванне? Или на пляже? Думаю, что да, потому что релаксация очень живительна и приятна. Она нежит и восстанавливает силы, душевные и физические. Как же ее организовать на тренинге и стоит ли? Конечно, даже не сомневайтесь! Один из примеров – психогимнастические упражнения.
До сих пор помню потрясающие отзывы участников одного из тренингов по управлению стрессом после чтения пятнадцатиминутного текста из сеанса нервно-мышечной релаксации. Для меня это было шоком, но я и сам испытал огромное удовольствие от расслабления! И кто сказал, что вы не можете потратить 15 минут времени в вашем тренинге по управлению изменениями на эту технику?
7. Командная работа
Люди – существа социальные, поэтому любят работать в команде. Думаю, что это нужно практически всем – кому-то каждую секунду, а кому-то раз в месяц. Любые групповые упражнения на тренинге с лихвой закрывают эту потребность.
8. Воображение
Люди любят мечтать, представлять себя в будущем. Миллионером. Другом Билла Гейтса. Окруженным ворохом длинноногих девиц (не лезу в область женских мечтаний, боясь быть растерзанным). В американских лицензионных тренингах вы практически всегда встретите упражнение «Представь себе картину успеха!». Даже если вас тошнит от американизированных подходов, и вы уверены, что они не работают в нашей российской действительности, в основе этого лежит правильная человеческая психология. И она работает! А еще вы можете соединить ее с пунктом №6.
9. «Деление» опытом
Это калька английского слова «sharing», которое я не могу достойно перевести. Суть в том, что нам нравится делиться интересным и полезным. Часто абсолютно бескорыстно, ну разве что за капельку признания. Потому что нас самих это вовлекает и восхищает, и мы хотим влюбить в это и других. Любая презентация своих достижений по теме или правильно построенный диалог (а я считаю, что хороший тренинг обязательно строится на диалоге) сразу даст вам свои плоды!
10. Ролевые игры
Тут даже не о чем говорить, это классический вариант практики в большинстве тренингов по развитию мягких навыков. Продолжаем использовать.
11. Признание
Похоже на sharing, да и вообще вбирает в себя многие элементы, однако здесь я имею в виду простую похвалу за любые достижения, не отягощенную фактическими подтверждениями или материальными стимулами. Признание достижений и поведения не только выстраивает хорошие отношения тренера с участником, но и положительно влияет на общий климат обучения. Обращайтесь к старине Роберту Чалдини за советами.
12. Настройка
Опять обращусь к английскому термину «customization». Здесь я оставлю вопрос открытым и жду ваших идей...
Итак, можно сказать, что мир мотивации в обучении огромен и не освоен, почти как человеческий мозг. И главные таинства, которые нам предстоит раскрывать, лежат не столько, как принято сейчас говорить, «в контенте», но в том, как, используя огромное количество мелких деталей, создать гибкий сбалансированный процесс, позволяющий вовлекать людей в обучение и добиваться реальной отдачи.
Михаил Давыдов, директор по развитию бизнеса «Mango! Consulting»
Хорошая копилка методов для тренера на тренинге.
Было бы здорово дополнить методами ''как мотивировать на применение и изменение''. Иначе данные советы - как сделать так, чтобы участникам все понравилось и их компания заказала тренинг снова.