Брюс Дейсли, «Новые правила работы. Генератор продуктивного спокойствия». – М.: «Бомбора», 2020.
Современный подход к офисной работе устарел. Наше время забито бесполезными встречами, совещаниями и составлениями отчетов, которые не имеют никакого отношения к реальным результатам. Как и круглосуточная проверка электронной почты или вечерние созвоны с клиентами. Чем длиннее рабочий день, тем ниже продуктивность. Автор книги доказывает: 40 часов в неделю достаточно, чтобы качественно исполнять свои обязанности. Он предлагает систему рекомендаций, которые помогут избавиться от перегрузки и сосредоточиться на том, что принесет вам и компании максимум пользы.
Победите лихорадочную спешку
Когда вы в следующий раз зайдете в лифт, пожалуйста, нажмите кнопку выбора этажа, а затем… не делайте ничего. Не нажимайте на «закрытие дверей». Не тянитесь за телефоном. Просто ждите. Ждите, пока закроются двери. Подозреваю, вам не по себе уже от одной мысли о бездействии. В конце концов, это так не похоже на ваше обычное поведение. Приезжает лифт, и, если двери не открываются сразу же, вы снова давите на кнопку, чтобы все поняли, как ужасно вы заняты. Может быть, вы даже слегка двигаете кнопку, как на джойстике игровой приставки, пытаясь ускорить процесс.
Недавно в разговоре один товарищ упомянул, как, придя с работы, его отец всегда садился на стул… и сидел. Странно, не правда ли? Не включал телевизор или радио, не брал книгу. Ни с кем не заговаривал. Просто сидел. И размышлял в тишине. Полагаю, если бы в тот момент его спросили, о чем он думает, он бы ответил: «Да ни о чем таком». Это не активное мышление, а просто спокойная рефлексия.
Сегодня бездействие кажется до смешного бессмысленным. Нам нужно делать дела, и мы уже усвоили, что в эпоху изобилия стимулов и бурной деятельности сидеть просто так – непозволительная потеря времени. Мы все заражены лихорадочной спешкой, и это необязательно плохо. Благодаря ей мы справляемся со множеством задач. «Хотите, чтобы дело было сделано, – поручите его тому, кто занят больше всех», – гласит одна из прописных истин менеджмента. Мы убеждены: действие приводит к результату.
А теперь вернемся в лифт. В зависимости от того, в какой стране вы живете, кнопка закрытия дверей может быть или вообще отключена (по требованию закона), или запрограммирована таким образом, чтобы при нажатии на нее включалось звуковое сообщение, а двери все равно закрывались через определенное время. Во многих странах минимальный период, в течение которого кабина стоит с открытыми дверями, регулируется нормативами (чтобы в лифт успели войти люди на инвалидных колясках и на костылях), а значит, кнопка не реагирует на требовательные нажатия.
В 2004 году New York Times написала, что на оживленных перекрестках в часы пик кнопки включения светофоров «по требованию» попросту деактивируются: пешеходы видят световой сигнал на панельке, однако он служит лишь для успокоения. Точно настроенные системы управления транспортом предназначены для оптимизации транспортных потоков, а не для удобства спешащих на работу пешеходов. Мы окружены устройствами, которые нам врут, пытаясь утолить нашу мучительную жажду что-то сделать.
Каковы же симптомы лихорадочной спешки? Одним из последствий систематической гиперстимуляции становится гнетущее беспокойство – постоянное ощущение, будто мы не успеваем делать все, что должны. А режим «всегда на связи» приводит к возрастанию рабочих требований. По данным калифорнийской социологической компании Radicati Group, в среднем каждый из нас отправляет и посылает почти 130 электронных писем в день. Поскольку эта цифра получилась путем анализа привычек 2,8 млрд пользователей электронной почты по всему миру, есть все основания считать, что для офисных работников Западного полушария эта цифра достигает 200. А вспомните еще совещания, собрания и переговоры.
В большинстве компаний не ведется точный учет времени, потраченного на эти мероприятия, – возможно, стыдно учитывать. Однако, как показали недавние опросы, в Великобритании среднестатистический офисный работник проводит на встречах с коллегами по 16 часов в неделю, а в США менеджеры просиживают за столом переговоров по 23 часа в неделю.
Но дело не ограничивается е-мейлами и совещаниями. Сегодня каждому из нас приходится обрабатывать поистине фантастические объемы информации. Дэниел Левитин, автор книги «Организованный разум», приводит такие данные: «В 2011 американцы ежедневно поглощают в пять раз больше информации, чем в 1986. Ее объем равнозначен 175 газетам. Каждый из нас обрабатывает по 34 гигабайта, или 100 тысяч слов в день – и это в свободное время, не считая работы». В итоге – постоянная тревога, будто мы что-то упускаем.
Представители предыдущего поколения начинали нервничать, когда в их написанном от руки списке дел не хватало нескольких галочек. Мы же лишились и той мимолетной радости, какую дарила надпись «Новых писем нет», – ведь вокруг полным-полно других дел!
В Великобритании половина всех больничных приходится на долю заболеваний, связанных со стрессом. Рабочие нагрузки вредят нашему здоровью.
Так что же мы можем предпринять для победы над саднящим ощущением срочности? Мне кажется, в первую очередь нужно признать: тот, кто постоянно занят, необязательно успевает больше. «Раньше мы проводили одно совещание в неделю, – рассказывает сотрудник успешного архитекторского бюро в Лондоне. – Одно совещание. На нем решалось все. А потом начиналась работа. Сейчас мы устраиваем совещания, на которых обсуждаем новые совещания». Вывод? «Наше бюро строит ровно столько зданий, сколько и раньше. Зато головной боли прибавилось».
Осознав, что занятость – не панацея, можно переходить к следующему шагу: определить, что есть срочность. Из-за самого слова «Срочно» в офисе поднимается ненужная суета. Основатели компании Basecamp, занимающейся разработкой программного обеспечения, говорят так: «Понятие «Срочно» быстро обесценивается… Хочешь, чтобы что-то сделали, – скажи, это срочно, иначе никак».
Когда вы в следующий раз попросите срочно сделать что-то, спросите себя: а это действительно срочно? Попробуйте перевести часть задач в разряд менее срочных – это честнее по отношению к себе и помогает улучшить рабочую обстановку для всех.
Кроме того, необходимо выделить время на размышление и ничегонеделание. Минута тишины и покоя не только снижает уровень стресса, но и повышает креативность. Доктор Санди Манн из университета Центрального Ланкашира – что-то вроде эксперта по скуке. Она активно призывает нас использовать возможности режима пассивной работы мозга. «Когда вы грезите наяву и отпускаете разум в свободный полет, – говорит она, – ваше мышление немного выходит за рамки сознания и проникает в область подсознательного. Из-за этого образуются несколько иные нейронные связи. На самом деле это просто потрясающе».
Иными словами, когда мозг переходит в режим пассивной работы, он начинает соединять разрозненные идеи. Энергия, которая затрачивалась на переключение между одинаково срочными задачами, теперь направляется на приятное мечтательное мыслительное путешествие. Правда, для этого нужно по-настоящему ничего не делать. Нельзя копаться в телефоне, слушать аудиокниги – требуется исключить любые стимулы. Если же поддаться лихорадочной спешке, можно угодить в порочный круг.
«Мы обнаружили: когда человек находится в стрессе, ему сложнее удерживать внимание на чем-то одном», – говорит доктор Глориа Марк, проводившая исследования в этой области. И само собой, чем быстрее перескакивает внимание, тем сильнее стресс. В долгосрочной перспективе последствия могут быть самыми серьезными. Ученые, изучавшие вечерние посиделки подростков, когда их внимание постоянно скачет между общением со сверстниками и реакцией на сигналы телефона, пришли к выводу, что это времяпрепровождение пагубно сказывается на мышлении: «Два года в таком духе, и вот они уже не так живо фантазируют о своем будущем, не так творчески подходят к решению социальных проблем».
Когда вы в следующий раз окажетесь в лифте, нажмите кнопку и спокойно подождите. Эти несколько «пустых» секунд вполне могут привести вас к блестящей идее. Папа моего товарища не просто сидел на стуле. Он давал своему разуму возможность подумать.
Ваши действия:
- Не считайте, будто пустые клеточки в вашем (и не только вашем) ежедневнике – это время, потерянное для работы. Самые лучшие идеи часто приходят к нам тогда, когда мы просто сидим и позволяем разуму блуждать.
- Попробуйте не включать музыку за рулем. Обратите внимание на свое самочувствие после поездки. Снизились ли тревога и стресс?
- Возможно, вам поможет медитация – для некоторых это отличный способ освободиться от давящих забот и очистить разум.
Также читайте:
Сотрудников, которые хотя бы не делают вид, что чем то заняты, а спокойно созерцающие окружающее бытие нужно увольнять не задумываясь. Иначе и другие будут пробовать.
Я уже давно заметил - после восьми часового рабочего дня, менеджер начинает генерировать смысловой мусор. Этот мусор на следующий день попадает на стол его подчиненным , провоцируя удлиннение их рабочего дня.
На всех моих прошлых работах СРОЧНО означало ВЧЕРА. Руководству хотелось видеть, что стол подчиненного нет, не завален, а аккуратно заложен стопочками бумаг, а сам подчиненный в них углублен с премудрым видом. Без этой картины начальству было нервно. По прошествии лет поняла, что признак карьерного (и личностного) роста - это возможность самому выбирать что срочно, а что нет. И как-то жизнь стала налаженней и продуктивней)))
Статья годная. Жаль некоторые коментаторы (люди) не смогли это прочитать (понять). Зачем-то начали обсуждать начальников. Значит пока не дошли до нужной стадии самоорганизации.
Увольнять, возможно, кого-то и требуется. Но сначала руководитель, раз он именно руководитель, а не рукой водитель, должен поставить задачи своим подчинённым. Если людям не поставлены задачи - что ж с них тогда спрашивать? Очень многие рукой водители не в состоянии даже правильно задачи поставить. Вот если работник не справляется с поставленными задачами, это другой вопрос.
Точно подмечено!
А когда они дойдут "до нужной стадии самоорганизации", то никакие статьи им не понадобятся.... ни годные, ни негодные...
К стати, например, в лифте: если я могу сделать полезное (нужное) действие, то почему я должен ничего не делать?
Михаил просто тоньше понял эту проблему. Желание быть всегда загруженным - это ответ на запрос окружения. В том числе начальства существующего и будущего, коллег и прочих. Это культура такая.
Отсюда например самая популярная на собеседованиях отмазка о причинах увольнения - была очень высокая загруженность и когда сделал проект то уже просто не мог и решил сделать паузу и тому подобное. Трудоголизм поощряется. А поскольку современным людям приходится в офисах заниматься странными сложноизмеряемыми в тонна километрах и килограммах делами, то конечно и выросла эта театральность, о которой говорит Михаил. Все стали актерами теми еще.
Ну да, если подчиненный ленится даже играть роль, то уж точно ленится работать.
Я понял конечно что это прикол, но тут есть много граней. Люди ленивы стали действительно и это факт. Ко мне тоже относится. К любой трудной задаче очень сложно подступиться. Всегда кажется что вот пойду кофейку и уже со свежей головой. Но голова редко бывает достаточно свежая, чтобы это было подходящим временем.
И это сплошь и рядом со всеми. Презентации не открывают. Их даже бесполезно отправлять в письмах. Письма не открывают. Не только клиенты, но вообще все. Конечно в шарашках которые разрабатывали атомную бомбу под руководством Берии я думаю было иначе. Тогдашние сотрудники уже с утра обладали максимальным тонусом и он не снижался у них неделями. Потому что они видели альтернативу и она их не радовала, а пугала. А теперь мало кого чем испугаешь. Это вообще нереально.
В общем эта проблема как лук. Ее можно до бесконечности чистить и плакать. Уровней в ней много разных.
Увольнять требуется того, кто не решает задачи, но никак не того, кто их решает значительно опережая графики, предварительно взяв таймаут на обдумывание.
Русским людям свойственно долго запрягать, потому что у них всегда была длинная зима перед коротким летом. Мы исторически были поставлены в условия, когда на реализацию задуманного отводится слишком мало времени. Поэтому мы привыкли все долго и тщательно планировать, взвешивая все за и против. И потом выбрав единственно правильное решение быстро и точно его реализовывать, что давало нам новые ресурсы и временные в том числе.
Если же у нас отнять это время на построение совершенных стратегических планов, то мы выпадаем из нашего национального режима текущей деятельности. И планов нет и реализация криворукая.
Я всегда надеюсь на свою голову, что если ей дать возможность выбрать правильный вариант, то все в итоге сложится как нельзя лучше. И не было ни разу, что бы голова меня подвела. Поэтому я в этом смысле спокоен. И вам советую быть спокойнее при выборе решения и перейти на чай.
Да, лучший слесарь в моей бригаде так и поступал. Это раздражало, я помню. Ему задание дашь, а он сидит с ничего не выражающим видом. У него наряд-допуск на руках, все в таких случаях бегут сразу открывать наряд, а он сидит и потом задаст какой нибудь вопрос. И этот вопрос часто ставил меня, мастера в тупик. Но он надежен как взвод других. Ему можно было доверять любое дело и даже не нужно идти проверять. Если только чтобы самому подучиться.
А так-то я думаю Вы приукрашиваете действительность. Обдумывание плана - исключение. Большинство открутят гайки и разберут, а потом обнаружат, что таким способом нельзя было выполнить задачу или нет какой-то важной детали.
Да такое тоже замечаю. По-настоящему трудные задачи с кандачка и не надо пытаться решать. Иной раз откладываешь и откладываешь и уже нервозность кажется что вообще никак не взяться, а потом она решается за двадцать минут или за час на одном дыхании. Видимо мозг готовится.
Таблицы с расчетами часто так себя ведут и тексты разные нестандартные писем. Они не подпускают к себе сразу.