Как сторителлинг влияет на увлеченность команды

Бизнес-импровизация

Боб Кулхан «Бизнес-импровизация. Тактики, методы, стратегии». – Мн: «Попурри», 2018.

Боб Кулхан адаптировал опыт театральной импровизации, ее техники, основные принципы и стратегии, для развития корпоративной культуры в сфере бизнеса. Он предлагает оригинальные тренировочные упражнения для людей сферы бизнеса и создал обширный арсенал инструментов, который читатели могут применить как на индивидуальном уровне, в общении с одним человеком, так и на уровне организации, где трудятся тысячи работников. Боб Кулхан показывает, как техники импровизации способствуют повышению продуктивности совещаний, ускорению процесса принятия решений, укреплению сотрудничества, позитивному управлению конфликтами, и многому другому.

Правдивая история

Чтобы дать вам почувствовать, как именно бизнес и импровизация могут взаимодействовать самым позитивным образом, позвольте привести случай из жизни. Пару лет назад я разработал интенсивный трехдневный семинар под названием «История, которая случается только раз в жизни», включенный в учебный план Высшей школы менеджмента имени Андерсона при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и спонсируемый факультетом обучения руководящих работников. Детали курса ясно изложены в описаниях семинара, и все присутствующие в аудитории находятся там в результате осознанного выбора. Кстати, эта конкретная программа была создана по заказу одной из ведущих фирм мира, специализирующихся на управлении финансами, чтобы вознаградить финансовых советников, работающих на уровне вице-президентов компаний. Это было одним из вариантов благодарности, предложенных компанией ее элитным добытчикам прибыли. Все записавшиеся на мою программу могли выбрать отдых на спа-курортах, поездки на Гавайи или по Европе либо свободный прием на программы в таких престижных учебных заведениях, как Гарвард, Уортонская школа бизнеса и Массачусетский технологический институт. Но они лишили себя возможности любоваться закатами на Гавайях, нежиться на сеансах массажа чакр горячими камнями и оказались в залитой светом флуоресцентных ламп аудитории передо мной.

Ключевым направлением моего семинара было сочинение историй и развитие способности кратко и увлекательно их рассказывать. Участники должны были осознать значимость сторителлинга как одной из форм коммуникации. Казалось, что эта программа идеально подходила для Голливуда – города, построенного в основном на искусстве сторителлинга. Но умение рассказывать истории, особенно актуальное в индустрии развлечений, является одним из ключевых факторов успеха и в организациях. Конечно, это относится прежде всего к способности объединять людей вокруг видения, ориентировать команды на достижение результатов, объяснять ключевые решения в реальном времени и придавать впечатляющий смысл массиву необработанных данных – способностям, которыми стремится овладеть каждый высокоэффективный руководитель.

Ключевое упражнение семинара было посвящено сторителлингу и преодолению трудностей краткого и увлекательного изложения историй. Команды участников разрабатывали идеи кинофильмов, а затем представляли свои лучшие концепции жюри, в состав которого вошли творческие личности с весомыми послужными списками в Голливуде (сценарист, продюсер телесериала «Пьяная история», бывший ведущий телепередачи «Субботним вечером в прямом эфире»). Программа была предназначена не для того, чтобы эти выдающиеся специалисты по финансовому планированию смогли почувствовать себя претендентами на «Оскар», а чтобы они смогли развить навыки, которые можно было сразу же применить на работе: умение вызывать лояльность, вовлекать, оказывать влияние, убеждать, адаптироваться, пробуждать страстное желание и, что самое главное, рассказывать истории.

Каждый клиент, который приходит к финансовому планировщику, рассказывает какую-то историю – главную в его жизни. Планировщик должен выслушать эту историю, понять ее скрытый смысл, выяснить потребности клиента и быть способным в ответ рассказать собственную историю, которая будет напрямую связана с этими потребностями, позволит наладить контакт с клиентом и убедить его в том, что планировщик действует в его интересах. Вы не сможете сочинить подобную историю, если не научитесь мыслить креативно, и не сможете правильно ее рассказать, если не доведете до пика формы свои коммуникативные навыки. Формула проста: адаптивность + коммуникация = импровизация. Цель семинара заключалась в том, чтобы эти руководители вернулись в свои кабинеты и стали применять только что освоенные импровизационные техники при анализе клиентских портфелей, составлении квартальных отчетов, проведении заседаний правления, налаживании связей с инвесторами и для решения других проблем, возникающих в реальном мире бизнеса.

Вот что мы делали. Первым шагом к решению задачи стало разделение группы, состоящей из 25 человек, на более мелкие команды, каждая из которых должна была составить базовый список идей кинофильмов и разрабатывать их дальше. Я особо отметил, что на данной стадии процесса команды должны фокусироваться на генерировании количества идей, не пытаясь оценивать их качество, поэтому тут будет действовать несколько правил, имеющих отношение к импровизации:

1. Все идеи должны приветствоваться, никакие из них не должны отвергаться – без исключений.

2. Границ креативности не существует, и ни одна идея не может быть признана неподходящей на основании каких-либо эстетических, технических или бюджетных соображений. Мечты должны быть великими!

3. Если идею можно выразить и понять, ее место – в списке.

4. Участвовать должны все.

Правила были встречены закатыванием глаз и сердитым ворчанием. Но все же команды взялись за работу. Уже через полчаса стало ясно, что некоторые группы восприняли задание всерьез и создали списки из 25 (плюс-минус) идей для кинофильмов. Остальные – ворчуны – едва вымучили полдюжины. А после того, как я начал знакомить участников с концепциями дивергентного и конвергентного мышления, им стало ясно, что проблема, с которой они поначалу надеялись справиться посредством мозгового штурма, скрывалась немного глубже.

При дивергентном мышлении идеи исходят из одной исходной точки. Они могут свободно направляться в любую сторону, и у них на пути не должны вставать такие препятствия, как собственные суждения о себе или боязнь суждений со стороны других участников. Дивергентное мышление в корпоративной обстановке может служить идеальной стратегией открытости при проведении внеочередных сессий мозговых штурмов, средством, благодаря которому креативные решения конфликта начинают обретать форму. Однако дивергентное мышление – это лишь половина процесса. Для достижения максимального эффекта за дивергентным мышлением должно следовать сфокусированное конвергентное мышление, в ходе которого члены группы или команды теперь применят критическое суждение, чтобы отобрать самые осуществимые идеи и свести тот широкий спектр начальных мыслей к единственному плодотворному заключению. В корпоративной среде конвергентное мышление должно применяться на заключительной стадии мозгового штурма или приводить к инновационному разрешению вопроса.

На следующих этапах упражнения командам было предложено взять свои дивергентные списки и применить конвергентное мышление, чтобы сузить имеющиеся перечни до трех лучших идей. После этого процесс повторили еще раз с применением такого же сочетания дивергентного и конвергентного мышления, чтобы превратить три основные идеи в три полнокровных сюжета, раскрывающих, кто, что, почему, когда, где и как. Самые большие скептики в группе сочли этот процесс абсурдным. «Почему бы не выбрать самую лучшую идею голосованием, а потом взяться за работу, чтобы выдать отличный питч?». Им объяснили, что смысл упражнения не в том, чтобы сэкономить время и действовать эффективно, а в том, чтобы дать им понять, как вытянуть из команды блестящую идею, используя процесс творчества и сотрудничества. Процесс облечения трех идей плотью должен был привести к осознанию, что некоторые элементы «более слабых» сюжетов фактически работают продуктивнее, чем идея, которая изначально казалась «самой лучшей». Затем, собирая вместе самые удачные элементы разных идей, группы должны будут обнаружить, что пришли к идее, которая даже лучше той «самой лучшей», к которой они пришли бы в противном случае. Группам было дано указание следовать предложенной схеме; внимание на том, что фактически они будут применять техники импровизации, пока не акцентировалось.

Вскоре начали происходить так называемые ага!-моменты. Наиболее открытые к процессу команды убеждались в том, что идея, которую они считали самой лучшей, не выдерживала попыток растянуть ее в полнометражное повествование. Некоторые команды обнаруживали, что части трех хороших идей отлично стыковались в совершенно новом сюжете. Другие находили в истории и ее персонажах неожиданную, неисследованную глубину и масштабность. Техники дивергентного и конвергентного мышления уже не выглядели такими оторванными от реальности; теперь они давали результаты.

Команды еще раз применили конвергентное мышление, чтобы выбрать одну, самую лучшую идею фильма, после чего вернулись к дивергентному циклу, чтобы полностью развить эту идею. Лучшую идею каждой команды нужно было полностью продумать и преобразовать в реальный, готовый питч кинопроекта. Его следовало представить в формате лаконичного логлайна – изложенного в одном предложении содержания истории, раскрывающего основную концепцию и уникальную фишку идеи фильма. Кроме того, командам нужно было продумать нарративную арку, или структуру повествования, которая позволит фильму создать ощущение развития характера персонажа и оказать воздействие на аудиторию. После некоторого времени на подготовку каждая группа должна была всего за пять минут представить питч их фильма нашему экспертному жюри. Презентация должна быть лаконичной, конкретной и впечатляющей.

Я пришел в восторг, когда члены команды, которые больше всего сопротивлялись процессу, признались, что не станут рекламировать идею, которую они быстро и решительно провозгласили самой лучшей, – историю о поездке «Увальня Томми» в Вашингтон, основанную на диких выходках бывшего мэра Торонто Роба Форда. (Недавно Форд стал героем новостей, и рассказы о его пьянстве в общественных местах, курении крэка и хамском поведении были у всех на слуху – четыре из восьми команд начали с включения в свои списки фильма о мэре Форде). Теперь команда скептиков собиралась представить фильм об американском солдате, который во время войны во Вьетнаме входил в состав малоизвестного подразделения «туннельных крыс» и попал в плен за линией фронта. Несколько раз повторив процесс дивергенции/конвергенции (в котором они так сильно сомневались), скептики убедились, что эта чрезвычайно эмоциональная история о войне была гораздо сильнее, чем комедия о буйном Робе Форде.

Военной истории предстояло потягаться с несколькими сильными конкурентами. Среди питчей других команд были:

  • Спортивная драма о том, как школьник, который блестяще играл в американский футбол, умирает после нескольких сотрясений мозга и его мать задается целью сделать футбол безопаснее (сочетание «Эрин Брокович» и «Невидимой стороны»).
  • Еще один фильм об американском футболе, в котором Национальной футбольной лигой заправляют коррумпированные начальники тюрем и футбольные стадионы становятся аренами гладиаторских боев, а матчи – битвами не на жизнь, а на смерть между атлетами-заключенными (сочетание «Безумного Макса» и «Самого длинного ярда»).
  • Фильм о серийном убийце, который находит своих жертв на вечеринках экспресс-знакомств (сочетание «Дня святого Валентина» и «Молчания ягнят»).
  • Фильм о команде роботов, планирующих ограбление банка (сочетание «Робокопа» и «Одиннадцати друзей Оушена»).
  • Документально-художественный фильм, посвященный извечному вопросу «природа против воспитания», рассказывающий о том, как изначально хороший человек в плохом окружении может стать плохим, в то время как в позитивном окружении плохой человек может стать добродетельным (сочетание «Чумовой пятницы» и «Фрикономики»).
  • Фильм о знатоке вин, который находит любовь на молочной ферме (сочетание фильма «На обочине» с темой органических продуктов).
  • Фильм о женщине-шпионе, которая надирает задницу плохим парням и спасает мир (сочетание серии картин о Джейсоне Борне и «Голодных игр»).

После того как команды провели питчинг своих лучших идей, члены жюри посовещались и определили четыре самые сильные идеи на основании таких критериев, как доступность и содержательность замысла, эмоциональность и эффективность изложения. Они выбрали две футбольные идеи, документальный фильм о природе против воспитания и рассказ скептиков о «туннельной крысе». Члены проигравших групп были включены в состав групп-победителей, в результате чего образовалось четыре группы с новой динамикой личностных качеств и новыми достоинствами. Судьи высказали каждой группе свои соображения и пожелания относительно питчей их фильмов, после чего новые, укрупненные команды снова провели процесс дивергенции / конвергенции, чтобы внести предложенные поправки и отшлифовать свои питчи. Ставка была высокой: члены победившей команды получали в награду бейсболки и кофейные кружки с логотипом UCLA.

В начале этой конкретной программы энергетика в аудитории была явно негативной. Но к тому времени, когда четыре команды элитных специалистов по финансовому планированию приступили к окончательной доводке своих 15-минутных питчей, чтобы представить их на суд жюри, произошел заметный сдвиг. Казалось, что больше никто не был заинтересован в том, чтобы делать скептические замечания или подрывать процесс. Все были решительно настроены на достижение победы. Каждый голос получал поддержку, каждая идея получала надлежащее выражение, и каждый член группы демонстрировал четкое понимание общей цели и своей персональной ответственности. Финальные питчи были потрясающими. Каждая группа вложила в свою презентацию столько страсти, что со стороны могло показаться, будто на кону стоял реальный приз в 100 миллионов долларов. Самой воодушевленной выглядела команда скептиков, которые буквально ползали по полу, чтобы оживить историю «туннельной крысы», и чуть не плакали в кульминационных моментах, когда солдат в конце концов вернулся в Штаты с усыновленным вьетнамским мальчиком.

Судьям пришлось принять трудное решение, и победа был присуждена фильму «НФЛ как смертоносная исправительная колония». Скептики заняли второе место и, похоже, остались очень довольны этим результатом.

В последнее утро программы с участниками был проведен заключительный «разбор полетов». Я спросил группу: «Что, если бы теперь вам предложили составить квартальный отчет или написать для вашего подразделения памятку о применении лучших методов практической работы?». У всех в аудитории, включая скептиков, реакция оказалась одинаковой: они осознали, что если будут использовать в работе такой же энергичный, сфокусированный и целенаправленный подход, как в питчинге кинопроектов, то любое задание будет выполнено лучше, быстрее и с гораздо большим удовольствием. Кроме того, они поняли, что любая сложная задача, например разработка самых эффективных практических методов найма нового персонала, может оказаться чрезвычайно воодушевляющим упражнением на дивергентное и конвергентное мышление. Вот что я называю мышлением, выходящим за рамки стандартов.

Фото: bobkulhan.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперты ВШБ НИУ ВШЭ обсудили результаты исследования о корпоративной среде

Экспертный диалог состоялся в рамках XXVIII ежегодного коммуникационного форума РАСО «Дни PR – 2024».

ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.