Цель этой статьи объединить в общей концепции все категории, процессы и инструменты управления бизнесом организации. Построенная таким образом модель по сути становится понятной системой координат управления бизнесом, актуальность разработки которой признается уже несколько последних десятилетий как теоретиками, так и практиками бизнеса.
Прежде всего необходимо отчетливо понять что такое бизнес.
Надо отметить, что понятие бизнес существует на трех уровнях: всеобщем, отраслевом и бизнесе отдельной компании.
Первый уровень бизнеса - это уровень бизнеса как вида человеческой деятельности.
Бизнес – это исторически сложившийся вид человеческой деятельности, целью которого является получение прибыли через реализацию ресурсов для создания продуктов и услуг, востребованных рынком.
Понятие «отраслевой бизнес» подразумевает совокупность компаний одной отрасли, обладающую характерными свойствами, как то объемом отраслевого рынка, силой конкуренции в отрасли, характерной прибыльностью отраслевого бизнеса.
Бизнес отдельной организации (компании), являясь его первичным звеном, представляет собой конструкцию из конкретных людей, материальных объектов и отношений, цель которой производство прибыли для владельцев и наемных работников.
Когда эта конструкция собрана, она начинает жить в среде регуляторов, поставщиков, потребителей. В процессе функционирования проявляется ее эффективность. Необходимо корректировать эту систему в процессе жизнедеятельности с целью повышения эффективности различными путями:
- перемещать ее в другую, более благоприятную, среду;
- улучшать существующую среду;
- менять систему построения конструкции;
- менять (улучшать) элементы конструкции;
- оптимизировать систему управления конструкции.
У каждого успешного лидера бизнеса существует своя система понимания и управления бизнесом, которая в его сознании в той или иной степени формализована. Он понимает чем управляет, какие основные ключевые факторы успеха, точки приложения усилий, что необходимо делать, чтобы его бизнес был успешен сегодня и в будущем.
Путаница в понятиях, много несвязанных между собой концепций, описывающих лишь отдельные части бизнеса, масса инструментов анализа, планирования и организации бизнеса – вот с чем сталкивается современный бизнесмен. Ему необходима ясная логично построенная парадигма в которой бы нашли отражение все категории бизнеса и системы управления им.
Мы предлагаем следующий подход.
Объективно прибыль определяется тремя категориями:
- емкостью рынка, т.е. объемом денег, которые покупатели платят за товары этого рынка;
- долей компании на рынке, т.е. отношением объема продаж компании к емкости рынка;
- прибыльностью компании, т.е. отношением прибыли к объемам продаж компании.
Таким образом, математически универсальная формула прибыли, завязанная на рынок, будет выглядеть следующим образом.
П = Е х Д х Р
прибыль емкость рынка долях компании прибыльность
компании в деньгах на рынке в % компании в %
в деньгах
Теперь задачи управления прибылью приобретают системный и комплексный характер, становятся ясными и измеримыми и сводятся к следующим:
1. Увеличение емкости целевого рынка.
2. Увеличение доли компании на рынке.
3. Повышение прибыльности.
Детализация задачи «Увеличение емкости целевого рынка» приводит к определению ряда подзадач или мероприятий:
- Защита целевого рынка от импорта и товаров заменителей;
- Лоббирование благоприятных условий для отрасли и ее развития;
- Пропаганда потребления товаров целевого рынка.
Задача «Увеличение доли компании на рынке» по сути распадается на составляющие комплекса маркетинга:
- Управление товарным предложением (расширение ассортимента и повышение качества товаров, обеспечение сырьем, организация производства, получение квот на продажу, получение товаров других производителей для продажи, поглощения, альянсы с целью увеличения объема продаж и т.д.);
- Управление ценой продаж (демпинг, система скидок, кредитование и т.д.);
- Управление дистрибуцией (оптимизация каналов сбыта, оптимизация региональной структуры сбыта, оптимизация структуры потребителей, повышение эффективности продаж, CRM и т.д.);
- Управление продвижением (реклама, брендинг, PR, другие мероприятия оперативного маркетинга).
Задача «Повышение прибыльности» бизнеса по большому счету сводится к следующим подзадачам:
- Оптимизация затрат при закупке ресурсов
- Оптимизация затрат при управлении ресурсами.
Мы не сомневаемся, что каждый успешный бизнесмен постоянно оперирует всеми трем составляющими прибыли, иначе он не был бы успешным.
Категории- детерминанты прибыли мы относим к категориям областей бизнеса, которые наряду с категориями этапов бизнеса, областей организации и процессов управления организации составляют основу системы категорий бизнеса и управления им.
Категории этапов бизнеса – «Закупка/Производство/Продажа» отвечают на вопрос «На каком этапе создается прибыль?».
Категории областей бизнеса – «Емкость рынка/Доля на рынке/Прибыльность» отвечают на вопрос «При каких условиях создается прибыль?».
Категории областей организации – «Стратегия/Механизм/Ресурсы» отвечают на вопрос «С помощью чего достигается цель?».
Категории процессов управления организацией – «Анализ/Планирование/Реализация» отвечают на вопрос «Каким образом достигается цель?».
Наш подход к обоснованию основных категорий бизнеса заключается в пересечении детерминантов прибыли (емкости рынка, доли на рынке и прибыльности) и так называемых категорий цепочки создания стоимости, по сути являющимися категориями этапов бизнеса (закупка, производство и сбыт или продажа).
Таким образом мы обосновываем девять основных категорий бизнеса, которыми необходимо эффективно управлять для достижения главной цели бизнеса – получения максимальной прибыли.
Основные категории управления организацией выявляются при пересечении основных процессов управленческого цикла (анализ, планирование и реализация, включающая мотивацию и контроль) и областей организации (стратегия, механизм и ресурсное обеспечение).
Стратегию организации мы определяем как систему целей организации и способов их достижения.
Механизм организации – это система организации способа достижения целей компании.
Ресурсы организации в нашей концепции представляют собой комплекс материальных и нематериальных ценностей (объектов), необходимых для реализации способа достижения целей организации.
Определив основные процессы управления какой-либо организацией и категории бизнеса, мы можем соединить их в единой концепции, т.е. к девяти объектам (категориям) бизнеса следует применять девять основных процессов управления организацией.
Таким образом мы обосновываем 81 ключевой процесс управления бизнесом или бизнес-процесс.
Кроме того можно говорить еще как минимум о 9 ключевых бизнес-процессах, относящихся непосредственно ко всему бизнесу: анализ, планирование и реализация стратегии всего бизнеса; анализ, планирование и реализация механизма всего бизнеса; анализ, планирование и реализация ресурсного обеспечения всего бизнеса (см. рисунок 1).
Обоснование ключевых (9+81) бизнес-процессов любой коммерческой организации важнейший и основополагающий момент представленной здесь концепции бизнеса и системы управления им, т.к. это дает нам полную картину бизнеса и открывает возможности поиска дополнительных резервов повышения его прибыльности.
Другими словами мы определяем систему координат любого бизнеса, необходимую для более полного его понимания и поиска направлений развития.
При данном подходе эффективная система управления бизнесом будет состоять из нескольких этапов (см. рисунок 2):
- разработка миссии и видения бизнеса, которые вырабатываются владельцами бизнеса и ключевым менеджментом;
- определение структуры бизнес-процессов, эффективно осуществить которое может помочь представленная нами концепция;
- постановка конкретных задач бизнеса, чему помогает система знаний бизнеса или комплекс наук о бизнесе (см. рисунок 3);
- решение поставленных задач – достижение главного результата коммерческой организации – увеличение прибыли, чему способствует применение системы инструментов бизнеса (см. рисунок 4).
В заключении представляем основы методики оптимизации управления бизнесом коммерческой организации на базе нашей концепции.
1 фаза. Определение оптимальной структуры бизнес-процессов компании:
- Анализ структуры бизнес-процессов наиболее эффективных отраслевых компаний в стране и мире;
- Анализ структуры бизнес-процессов коммерческой организации и сравнение ее с показателями лучших практик;
- Разработка целевой структуры бизнес-процессов компании с учетом прогноза развития отрасли, миссии и видения компании и, в том числе, с использованием рационального объединения нескольких бизнес-процессов в один.
2 фаза. Создание системы управления системой бизнес-процессов:
- Анализ эффективности бизнес-процессов лучших отраслевых компаний в стране и мире;
- Анализ эффективности бизнес-процессов коммерческой организациb;
- Постановка целей повышения эффективности бизнес-процессов компании.
Очень системный и чёткий постановочный материал.Спасибо.
Очень системный и чёткий постановочный материал.
Спасибо.