Вы встречались с бизнесменами? А какими они вам казались? Скроенными по одной мерке или разными? Лично мы в своей работе, как кандидатов делим на типажи так и бизнесменов. По какому критерию? Количество денег и уровень бизнеса.
При подборе на вакансию, работодатель о некоторых кандидатах говорит: «Хороший парень, но не орел! Виден его потолок». Вот так же и с некоторыми бизнесменами — виден их потолок.
Какой потолок может быть у бизнесмена? Законодательство? Условия рынка? Нет. Это все обходится и как-то решается. Потолок бизнесмена — его непродуктивные личностные качества!
Какие?
От М. Литвака я услышала мысль, что у сильного человека есть слабость: «астеническое жало сильного человека». (Астения — значит слабость). То есть сильный человек боится показаться слабым. Думаю многим на ум сразу придут кучи знакомых руководителей обоего пола, которые должны быть всегда:
- совершенным семьянином;
- совершенным отцом;
- совершенным сыном или начальником
- и т. д. И т.п.
И если где-то вдруг он допускает слабину, то он за это себя так сильно корит, что муки могут быть просто нестерпимыми! И тогда бессознательное прибегает к различным уловкам. Каким? Например, «забыть» эту ситуацию. (Как говорил Ницше, «ум всегда в дураках у сердца»), или свернуть ответственность на другого, сохранив самому себе лицо. Или... да мало ли их уловок? Но кто-то и на самом деле начинает думать что он самый умный! И старается всех надурить. В итоге, остается в дураках сам, ведь он вынужден работать или с дураками, или с теми кто под них косит. А это — низы общества.
Может быть я сама еще не переболела какой-то разновидностью этой болячки, т. к. наши заказчики больше из категорий малого и среднего бизнеса. Особо крупные нас пока обходят.
Итак. Производство из 500 человек в подмосковье. Два года назад было 300. Лучшие в округе. Собственник и генеральный директор — молодцеватый мужчина лет 60, крепкого сложения, с авторитарным голосом. Каждый раз когда он сталкивается с тем, что кто-то может что-то знать лучше него — искренне удивляется, но остается при своем мнении. Тем более, что подтверждение его правильности, как он думает, есть в результатах бизнеса.
Так, например, когда мы ему из Ростова в подмосковье с большим трудом переманили главного инженера, из-за своего нежелания знать разницу между человеком который сам ищет работу, и тем, кто успешно работает у конкурента, он нам чуть не сорвал сделку. Я до-о-олго думала, как преподнести ему мысль, что не он один знает свою работу. Пару раз это вышло. Потом совместная работа из-за постоянного его упрямства и нашего нежелания преодолевать его сошла на нет. А год назад мы попробовали восстановить ее. Вот что вышло.
Еще в первый заход работы мы ему же продали менеджера по подбору персонала, славного наивного мальчика, которого он, как и всех прочих своих работников, активно ругал нам, но продолжал держать и платить зарплату.
Наш новый менеджер Галина, решила начать свою работу именно с этим предприятием. Нашла хорошего кандидата на всегда горячую вакансию продажника, и по моему предложению отослала резюме этому наивному мальчику, чтобы уже на ее встрече с самим директором было ясно, прошел ли кандидат первый отбор. Ведь до сих пор мы старались выстроить свою работу с персональщиками как с коллегами. Задача-то общая.
Приехав со встречи в офис Галина от возмущения с трудом переводила дыхание:
— Вы представляете! Этот наивный, как вы сказали, мальчик, с хитреньким личиком пробрался перед моим носом к директору, который продержал меня, как и всех прочих, под дверью лишних 30 минут, и сказал, что это он нашел кандидата! Точнее, я поняла что он описал ситуацию как есть, но сам директор орал на него дурным голосом, и это было слышно, почему тот не посоветовался с ним, прежде чем дать нам ответ.
— Да вы что?! Не может быть! Мне трудно представить чтобы этот руководитель на такую мелочевку пошел.
— Да мне сам этот директор потом долго рассказывал, что мы и его служба персонала должны быть конкурентами. Что он не собирается платить всем за одно и тоже. Что кто первый взял — того и тапки!
— Н-да. Получается, я сама дала вам такое указание чтобы сделка не состоялась.
— Да кто мог знать это? Но потом меня и директор в оборот взял, и его сын Сергей, которому в отдел нужен вот этот как раз кандидат, и доказывали, что они сами его нашли. Я от возмущения даже не нашлась что сказать. Послушала, как дурочка, и уехала с подписанными документами. Хоть это решила, слава богу.
— Галина! Хорошо что вы не показали, что поняли их вранье. Это наш козырь. И мы сейчас его обыграем. Давайте рассуждать. Вот вы дали им возможность вас сегодня надурить. Верно?
— Да.
— Какие эмоции у них по этому поводу будут?
— Ну... радость наверное.
— Ну да. А еще? Кошка же всегда знает чье мясо съела.
— Чувство вины.
— Точно. И как они себя при этом будут вести потом?
— Смотреть следующих кандидатов более охотно и наверное меньше дурить.
— Верно! Самое главное в подборе — не сотрудника хорошего найти — а продать его! Ведь в 90% случаях заказчики сами не знают что хотят, и подбор ведут интуитивно. Поэтому надо ни в коем случае не спорить, а уметь подбирать нужные слова и ситуации. Вот сейчас у нас ситуация нужная. Я уверена, что теперь всех ваших кандидатов Сергей, да и сам директор, будут рассматривать под лупой, и будут готовы встречаться сразу, тогда как раньше, предыдущий наш сотрудник не мог месяцами добиться от них обратной связи!
Между прочим — так и вышло. Работаем. Периодически придуряемся. Иностранцы назвали бы все эти психологические «па» - русским менталитетом.
Каков мой прогноз по их бизнесу? С точки зрения прибыльности в нише, положения на рынке, качества продукта и репутации у клиентов — они молодцы. Но внутренняя кухня (та самая корпоративная культура) по типу «Семья», где все подвязано на фигуру феодального Отца, который хочет раздает пряники, а хочет — другие штуки. Долго ли это продлится? Ровно столько, насколько здоровья Отцу хватит. Ведь саморегулируемая система при таком автократическом подходе не выстраивается. Ведь когда Отец уходит в отпуск, то «по одной его путевке отдыхает весь коллектив». И в атмосфере страха большого творчества не добьешься.
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.