Прямой вопрос, поставленный в заголовке, требует такого же прямого ответа: потому, что не хотим. Это самая общая и самая главная причина.
Можно углубиться в анализ деятельности, найти массу препятствий и причин, но самая главная, фундаментальная причина останется все той же: недостаток желания. Поэтому, если я собираюсь повысить свою эффективность в какой-то деятельности, в самом начале пути мне нужно заняться рефлексией и понять, действительно ли я этого хочу.
Разобраться с состоянием своей мотивации бывает непросто. Для начала нужно осознать свои чувства и эмоции, связанные с обстоятельствами деятельности.
Как это можно сделать? Вот простое упражнение. Выберите удобный момент, когда вас никто не будет беспокоить, отключитесь от внешних отвлекающих сигналов, сосредоточьтесь и представьте интересующую вас деятельность – с максимальными подробностями и деталями. Вспомните обстоятельства, в которых у вас появилось намерение повысить ее эффективность. Подумайте о причинах, побуждающих вас к этому. И попробуйте уловить, какие чувства вызывают у вас эти воспоминания.
Если разобраться с эмоциями самостоятельно не получается, сделайте вот что. Попросите кого-то из близких сесть напротив вас и понаблюдать за вашим лицом. Закройте глаза и проделайте то, что написано в предыдущем абзаце. После того, как получится создать яркое воспоминание, не открывая глаз, переведите внимание на мышцы лица. Постарайтесь зафиксировать свое выражение лица. Почувствуйте, какие мышцы напряжены и слегка усильте это напряжение, дайте ему проявиться в мимике. После этого пусть наблюдатель расскажет, какие эмоции отражались на вашем лице в течение всего эксперимента и какую эмоцию он увидел в финале. Отдайте себе отчет, насколько это соответствует вашим ощущениям. При необходимости повторите эксперимент.
Теперь давайте посмотрим, чем нам поможет понимание своих эмоций и переживаний.
Самые распространенные эмоции, блокирующее проявление эффективности в поведении – это
Эмоции-«энерджайзеры», гнев и страх
(Страх первого рода). Функция этих эмоций – мобилизовать тело для боя или бегства. Это рефлексы, доставшиеся нам в наследство от наших далеких предков.
Еще одна обычная причина гнева – чувство несвободы, бессилия. Мобилизация энергии обеспечивается выбросом в кровь адреналина, учащенным сердцебиением и дыханием, приливом крови к конечностям, напряжением мышц. Эти эмоции хороши для краткосрочной физической активности, спринта. Но надолго адреналинового «допинга» не хватит. К тому же эти эмоции заметно ухудшают мыслительные способности. Недаром гнев называют временным помешательством, а у страха, как известно, глаза велики.
Эмоция-«парализатор» – страх второго рода
Если страх первого рода помогает убежать от угрозы, то страх второго рода позволял нашим животным предкам «прикидываться мертвым». Сейчас ощущение такого страха может выражаться словами «боюсь до потери сознания». Проявления поэтому прямо противоположные эмоциям-энерджайзерам: замедление сердцебиения и дыхания, слабость, бледность. С мышлением по-прежнему плохо.
Третья разновидность страха – тревога
Характеризуется тем, что вызывает ее неясная, непредсказуемая угроза. Длительная тревога изматывает, поэтому внешне она проявляется как измученность и усталость. С т.з. помех эффективности близка к страху второго рода.
Еще одна защитная эмоция – отвращение. Происходит она от древней реакции на негодную пищу. Сейчас отвращение у нас вызывают пассивные объекты, способные «по мнению» нашего организма нанести ему физический или психический вред.
Эмоции-«думатели»: печаль, вина
По проявлениям они похожи на страх второго рода, но в мимике проявляются как боль, страдание. Сопровождают потери, неудачи, поражения. Обслуживают, в том числе, процесс осмысления таких ситуаций. Поэтому для размышлений препятствий не создают, но затрудняют любую физическую активность. Чувствуется то, что называется «опустились руки».
Какие же эмоции являются наилучшими для создания новых, более эффективных действий, для мотивации изменений? Это интерес, любопытство, радостное ожидание. Умеренное возбуждение, сопутствующее им, стимулирует и физическую, и интеллектуальную активность.
Таким образом, вам нужно, определившись с эмоциональным фоном, сопровождающим ваше намерение повысить свою эффективность, решить, насколько этот фон вас устраивает с точки зрения ваших целей.
Например, если вы чувствуете гнев, то проясните для себя: к бою с каким врагом готовится ваше тело? Действительно ли агрессивная стратегия поведения будет оптимальной в этих обстоятельствах? Если вас гневит несвобода, то что именно вас сковывает? Какие аспекты деятельности пугают вас или вызывают отвращение? И так далее. Заметьте, что с эмоциями-«думателями» вы сможете пройти аналитическую часть подготовки к изменениям, но вы вряд ли перейдете к действиям, оставаясь в печали.
Любопытство и радостное ожидание – наиболее полезный эмоциональный фон для работы с изменениями. Однако, в отличие от большинства эмоций, эти практически невозможно вызвать искусственно. Человека обычно несложно испугать или разозлить. Но искренний интерес у нас вызывает только то, что может удовлетворить наши значимые потребности. Если вы понимаете, чего хотите от жизни, если осознаете свои персональные долгосрочные и краткосрочные цели – вам будет на что опереться в пробуждении интереса к своей работе.
Кстати, если вы – руководитель и задумываетесь не только о собственной эффективности, но и эффективности своих подчиненных, обратите внимание на то, каков эмоциональный климат в вашей организации, какие эмоции вы формируете у своих сотрудников, взаимодействуя с ними.
ОК. Если формирование годного эмоционального фона завершено, можно переходить к следующей стадии – анализу деятельности. Здесь вам нужно будет разобраться с ее тремя ключевыми аспектами: границей контакта с внешней средой, качеством обмена и гунфу. Но об этом – в продолжении.
P.S. Способность распознавать свои и чужие эмоции, а также влиять на них – это составляющие эмоционального интеллекта, одной из важнейших дисциплин руководителя. Так что все вышеизложенное будет полезно освоить и независимо от задачи повышения личной эффективности.
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.