Анатомия переговоров. Лучшая статья недели в «Творчестве без купюр»

Лучшая статья (13.08–19.08.2013) в «Творчестве без купюр»

Сергей Лысов

Я бы не стал относить способность умело вести переговоры только к профессиональному амплуа. Став свидетелем одной пикантной истории, я решил вспомнить старую тему (искусство ведения переговоров), которую увидел чуть шире, чем раньше.

Итак, переговоры — это не манипуляция ложью (иное определение этому — блеф). Переговоры — это манипуляция реальностью. И только очень немного блефа можно добавлять в нужный момент.

Вам, вероятно, когда-нибудь приходилось встречаться с ситуацией, когда кто-то из ваших близких (член семьи, партнер, товарищ) стоял намертво, и склонить его к вашему предложению было не то чтобы трудно, об этом даже думать не хотелось, настолько нереальным ощущалась идея его убедить. Так вот, то, что вы ощущали – это энергетическая субстанция оппонента, называемая постулат (ментальное проявление человека).

Остановитесь на секунду и не читайте дальше. Это важно. Вдумайтесь в смысл последнего предложения: «то, что вы ощущали (невозможность склонить) – это энергетическая субстанция оппонента». Осознайте это прямо сейчас. Если у вас получится это сделать, то вы почти схватили метод считки чужих постулатов.

Можно было бы сказать так: постулат – это решение вашего оппонента. Это – очень сильное решение! Но, в любом случае, это энергия! Вы не видите ее, но она есть. Это очень неплотное формирование, но оно реально.

Этим и управляет профессиональный переговорщик. Он управляет существующими решениями (постулатами) всех тех, кто связан в этой конкретной ситуации.

Я бы сказал, профессиональный переговорщик – это маг. Он видит невидимое — мысли. Он отыскивает уже существующие постулаты (решения) и, как в карточной игре, предъявляет оппоненту ту карту, которая старше. Старше — это тот постулат, который имеет наибольшую силу в сравнении с другими постулатами.

Убеждение (как результат) создает довод, который основан на более сильном постулате, а не на логике или справедливости! Еще не было случая, чтобы на этом моменте не начинались возражения. Один хороший человек однажды написал следующее:

«Уважаемый Сергей! Очень смутила фраза «Убеждение (как результат) создает довод, который основан на более сильном постулате, а не на логике или справедливости!» Если Вы пишите о доводах, то как раз довод основан на логике. Это действительно не психология, а логика – отдельная наука».

Поэтому, приходится довольно долго разбирать эту тему. Понятие «постулат» – сложное понятие. Самое простое его объяснение: постулат – это ментальная установка человека, которая им не осознается. Установка есть, но человек как бы о ней не ведает. Но, как водится, одним определением не обойтись. И если однажды разобрать «по косточкам» природу и суть этого феномена (постулата), человек почувствует себя невероятно, поскольку у него появляется точка опоры для ведения любых переговоров. Это как однажды научиться кататься на велосипеде. Пока же я остановлюсь немного на этом вопросе, и, чтобы легче понять суть постулата, приведу вымышленный пример.

Предположим, вы хотите убедить жену не идти с вами в сауну, в которой намечается небольшой, но веселый корпоративный сабантуй. Ясное дело, постулат вашей супруги («этому не быть никогда») настолько сильный, что крыть его просто нечем. Так вот, в переговорах всегда есть именно такой постулат, и нужно рассчитывать на то, что процесс переговоров будет идти в строгом соответствии с этим постулатом. «Как бы» и «что бы» вы ни говорили своей супруге про корпоратив в сауне, ее постулат останется прежним: «этому не быть никогда».

Каждый из нас слышал высказывание Отто Бисмарка, что политика — это искусство возможного. В переговорах (да и в самой жизни) этот канон является основой. Почему? Потому, что сама возможность зависит от совокупности уже существующих у конкретного человека постулатов. В нашем примере убедить супругу не возможно потому, что ею владеет постулат «этому не быть никогда».

Постулаты — это личные или коллективные мыслеформы, которые не осознаются

Именно они (постулаты) владеют людьми! Переговоры по газу между Россией и Украиной – это тот самый случай. Слишком сильный постулат у политического руководства России. Так что есть случаи, когда переговоры не работают, и понимание этого делает переговорщика профессионалом. Цена за газ – это такой же предмет переговоров, как время мужа в сауне. Оно не в счет! Нужно предложить что-то другое. Такое, что перебьет постулат, например, сдачу своего суверенитета. На это не каждый мужчина или политик пойдет, но это и есть параметр возможного.

Поэтому, приходится выбирать: подчиняться чужому постулату (сдать суверенитет) или разводиться (сохранить суверенность). В общем, побеждает тот, кто понимает тренд (вектор движения постулата), а не тот, чей постулат сильнее, поскольку есть постулаты, которые нельзя изменить. Чтобы принять правильное решение, нужно уметь считывать постулаты оппонента, а так же их силу. Есть вещи, которые являются сокрытыми от понимания причин, но способность видеть сами явления – это иное состояние в сравнении с состоянием «дон Кихота». Эта способность (видеть реальность) ничего общего не имеет с эмоциональным проявлением (желанием).

Итак, если вы не нашли постулат оппонента, вы не сможете сдвинуть его с точки его зрения. У вас нет точки опоры. Вы не видите ее. У вас идет сплошной пинг-понг.

Как искать эти постулаты у тех, с кем вы вступаете в общение для того, чтобы склонить его к какому-то действию?

Или, как их не пропустить (ведь они в любом случае есть)?

Первое, что нужно сделать, это понять, что постулаты – это материальные объекты. Они просто очень неплотные, но они имеют частоту вибрации и длину волны. То есть, поскольку они есть, их можно научиться «считывать».

Второе, чтобы считывать чужие постулаты, нужно уметь входить в определенное состояние. В сущности — это некий трюк, прием. Суть его состоит в способности удерживать свое сознание на определенной частоте и правильно конструировать свою линию поведения в текущей ситуации (реальности).

Попробуйте прямо сейчас один тест, и вы поймете, на каком уровне этой способности вы находитесь.

Задача. Направить свое внимание на любой предмет и одновременно с этим (концентрации внимания на предмете) осознавать при помощи периферийного зрения все, что находится в его поле. Попробуйте, например, напечатать на компьютере два предложения, одновременно удерживая в периферийном поле работу телевизора, а так же всего того, что находится в поле периферийного зрения (предметов мебели, интерьера, окна и пр.).

Делайте это упражнение каждый день по 7 – 8 минут и у вас возникнет более устойчивая способность пребывать на более высоком уровне осознания, что позволяет считывать постулаты не только собеседников и оппонентов, но и коллективные постулаты (спросы, мнения, позиции и пр.).

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель, Украина

Считывать чужие постулаты - правильный посыл. Но можно сказать проще - выявляйте нужду противоположной стороны.
Потребность противоположной стороны сразу понятна, раз пришли к вам на переговоры, а вот в чем нужда - это краеугольный камень в переговорах, ведь на рынке вы явно не единственный. Ведь часто покупателю нужен не сам товар, а его функциональная возможность - какую нужду покупателя он удовлетворяет. Особенно это характерно для B2B и B2C. Построение линии переговоров на Удовлетворение нужды заказчика - основной смысл переговоров.
Ну, а для успешной торговли - обсуждения условий сделки, необходимо максимально скрывать свою нужду.
Как-то так.

Нач. отдела, зам. руководителя, Челябинск
Сергей Бурых пишет: для успешной торговли - обсуждения условий сделки, необходимо максимально скрывать свою нужду.
Тысячу лет назад устаревший подход, не так ли? Хотя, возможно, где-то ещё работает, но эффективно это лишь в короткосрочной перспективе. ''Win - Win'', основанный на осознании реальных нужд и целей покупателя/клиента/заказчика, имеет гораздо более ощутимый и долгий эффект в продажах любого уровня. Что же касается выявления реальных целей/мотивов (постулатов) оппонента, то чаще всего достаточно 4-5 раз задать вопрос ''С какой целью ты это делаешь?'', чтобы выявить истину и работать с ней. При этом, собственный мотив тоже может и должен быть позитивным. Не ''манипулировать реальностью'', не ''заставлять оппонента уступить'', а ''помочь оппоненту понять, чего он хочет на самом деле и достичь этой цели'' (длинно, но короче наспех не скажу). Если та самая ревнивая жена с помощью вопросов поймёт, что находится во власти предрассудков, не имеющих ничего общего с фактами, и это может в конце концов плохо отразиться на карьере мужа и всей семейной жизни, ложный постулат ''в сауну к девкам'' будет разрушен, на смену ему придёт истинный - ''семья - самое дорогое''... например. А упражнения для концентрации внимания и тренировки памяти полезны в любом деле.
Генеральный директор, Украина
Сергей Бурых пишет: Удовлетворение нужды заказчика - основной смысл переговоров.
Согласен полностью. Вот кстати на эту тему... немного нюансов. http://www.e-xecutive.ru/community/club/group/241/blog/ А вот здесь есть моменты.... Ваша цитата такая: ''Ну, а для успешной торговли - обсуждения условий сделки, необходимо максимально скрывать свою нужду''. Я бы не стал возражать, однако скрыть свою нужду могут только специально обученные люди. Для простых - это просто возглас.
Директор по маркетингу, Ижевск
Сергей Лысов пишет: Я бы не стал возражать, однако скрыть свою нужду могут только специально обученные люди. Для простых - это просто возглас.
При одном условии: если эта нужда не находится в области ''тайного сада сознания''. Того самого места, где хранятся убеждения (постулаты), в которых мы боимся признаться даже самим себе. Тот же постулат ревнивой жены ''этого не будет никогда'' основан на неком страхе, который может быть осознаваем, а может находиться в области ''тайного сада'' (смертельно боюсь остаться одна). И вот этот самый неосознаваемый страх сможет вытащить только специально обученный человек. Причем, далее начинает работать принцип ''случайного попутчика'', которому ты можешь рассказать больше, чем приятелю. Просто потому, что далее перед приятелем будет стыдно. Так что мужу (переговорщику), контакт с которым будет продолжаться и далее, залезть в тайный сад может и не получиться. Оппонент может осознать причину своего постулата, но никогда ее не озвучит.
Генеральный директор, Украина
Александр Смолокуров пишет: При одном условии:
Типа того! )
Генеральный директор, Украина
Александр Смолокуров пишет: Так что мужу (переговорщику), контакт с которым будет продолжаться и далее, залезть в тайный сад может и не получиться. Оппонент может осознать причину своего постулата, но никогда ее не озвучит.
Тогда получается, что специально обученный у нас - это как раз она? :)
Researcher, Санкт-Петербург

Не хочу вовлекаться в обсуждение, которое ведется достаточно абстрактными терминами(постулаты, посылы), которые непонятны(точнее их каждый воспринимает по своему), а потому раздражают. В конкретных терминах описываются примеры, но это пропущено... Как же все-таки решить задачу с постулатом жены''этому никогда не быть''? Из статьи следует что аргумент'' Давай разведемся и этого не будет никогда''! Такая предлагается позиция? Если я ошибаюсь, буду рада услышать ответы на свои вопросы.

Генеральный директор, Украина
Жанна Самородова пишет: е хочу вовлекаться в обсуждение, которое ведется достаточно абстрактными терминами(постулаты, посылы), которые непонятны(точнее их каждый воспринимает по своему), а потому раздражают. В конкретных терминах описываются примеры, но это пропущено... Как же все-таки решить задачу с постулатом жены''этому никогда не быть''?
Извините за сленг, но он имеет быть место, когда люди понимают что-то потому, что находяться в одной реальности. На ваш вопрос я не смогу ответить, потому, что я не знаю вашей реальности, а отвечать без этого – создать то же, что уже вы почувствовали недавно. Есть теория этого вопроса, объясняющая «правила игры» в различных сферах жизни человека (отношения с противоположным полом, на работе с коллегами, деньгами и пр.). Без понимания этой теории, что можно вам ответить, чтобы это не был формальным ответом или моим умничеством? Одно могу сказать, есть «правила игра» этой жизни. Они относятся к неписаным. Если их знать, можно получать ответы на разные вопросы самому. Вы правильно заметили, что идет из статьи... Но, это как раз не правильное действие женщины. Ей нужно управлять «двуногим», а не злить его ) Извините за сумбур.
Researcher, Санкт-Петербург

Спасибо , Сергей за ответ. Вы могли бы привести пример как работать с постулатом из своей, реальной жизни. Мне хочется лучше понять как, то что описано в статье, применять.

Генеральный директор, Украина
Жанна Самородова пишет: Вы могли бы привести пример как работать с постулатом из своей, реальной жизни.
Наберите в гугле мою фамилию и это: ''Анатомия манипуляции (теоретические аспекты)''. Или это - ''Трактат дьявола''.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.