Давайте сначала разберемся с терминологией.
Система – это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности.
Согласно теории систем система обладаем следующими основными признаками:
- единство главной цели для всех ее элементов;
- целостность и единство элементов;
- относительно выраженное управление
- относительная автономность.
Это совокупность механизмов, которую необходимо заставить двигаться в нужном руководителю/бизнесмену направлении (будь-то получение определенного дохода, возврат инвестиций и т.п., либо любая другая экономическая цель).
Можно выделить следующие основные свойства систем:
- Стремление сохранить свою структуру;
- Потребность в управлении;
- Формирование сложных взаимосвязей и свойств между ее элементами.
Если система имеет слишком большое количество элементов, то ее делят на подсистемы.
Подсистема – это набор элементов, представляющих автономию внутри системы область.
Выделяют искусственные и естественные системы.
Искусственные системы создаются для реализации определенных задач и целей (к примеру, бизнес формируется для реализации экономических целей).
По степени устойчивости выделяют мягкие и жесткие системы.
Жесткая система обладает большей устойчивостью к внешним воздействиям.
Теперь в ключе теории систем давайте посмотрим, что необходимо для эффективного ведения бизнеса (под эффективностью имеем ввиду достижение поставленных целей с оптимальными затратами для их достижения):
- Создать искусственную систему (вряд ли какой-то бизнес сложился естественным образом, без чьих-либо усилий);
- Система должна быть жесткой, то есть устойчивой к внешним воздействиям;
- Система должна быть управляемой, то есть руководитель/акционеры должны получать предсказуемый результат имея определенные инструменты влияния для достижения целей.
Давайте обратим внимание на те факторы, которые делают систему более устойчивой к внешним воздействиям и управляемой.
Прежде всего устойчивые и структурированные связи между ее элементами делают систему таковой.
Элементами любой бизнес-системы являются подразделения и в конечном итоге ее персонал, деятельность которого очень сильно подвержена внешним колебаниям (настроение, прихологическая несовместимость, разные эмоции и т.п.).
Результатом совокупности этой системы является деятельность.
Теперь давайте разберем что делает связи между элементами устойчивыми и структурированными:
- прежде всего регламентация процессов (четкое и однозначное деление процессов на операции и четкое закрепление ответственности за результаты деятельности);
- связи между операциями процесса четко определены, то есть входы/выходы специфицированы и согласованы;
Давайте теперь разберем ситуацию, когда деятельность не структурирована в виде процесса. В таком случае деятельность выполняется за счет самоорганизации коллектива подразделения. В данном случае мы понимаем под самоорганизацией способность группы людей налаживать связи и создавать недокументированные технологии выполнения работы для решения поставленных задач.
Но для такой самоорганизации необходимо наличие:
- квалифицированного руководителя, способную организовать работу должным образом;
- сотрудников (как правило в избыточном количестве);
- высоких компетенций у этих сотрудников (в том числе у некоторых из них должны быть компетенции в области управления);
- мотивации у сотрудников решить поставленные руководством задачи;
Такую самоорганизацию можно представить следующим образом.
Сотрудники мотивированные на получение конечного результата создают некоторые технологии выполнения работы. Эти технологии основываются на устных договоренностях, привычках, страхах, авторитетах и т.п.
В результате через некоторое время возникает некоторая устойчивая среда, в которой основная часть работы выполняется по неформализованным и нечетким технологиям. Информация об этих технологиях хранится в головах сотрудников. Четкие границы ответственности отсутствуют. Формализованные критерии проверки правильности исполнения технологии – также.
Такой тип системы очень неустойчив к внешним воздействиям, к тому же такой системой очень сложно управлять (фактически руководитель попадает в сильную зависимость от своих подчиненных).
Поэтому для выживания на рынке нужно создать устойчивую управляемую систему, которая способна создавать стабильные и воспроизводимые процессы, которые при росте компании могут быть тиражированы и масштабируемы. Кстати, для многих организаций задача тиражирования процесса весьма актуальна (как правило, это компании, имеющие сетевые структуры различного рода: сеть магазинов/филиалов/представительств).
Итак процессы четко структурированы, тиражированы на другие регионы. Так что же благодаря этому достигается для устойчивости бизнес-системы:
- во-первых прозрачность и понятность системы для принятий решений;
- во-вторых можно строить систему показателей эффективности работы элементов системы (подразделений, сотрудников и т.п.);
Постоянно выполняемая, основанная на нечетких технологиях деятельность всегда менее эффективна, чем четко структурированная. Но если на бизнес-систему постоянно оказывается давление, то работать по четким регламентированным процессам становится сложно. Руководителям остается надеяться на самоорганизацию, но и она имеет ограничения:
- является дорогостоящим решением проблемы;
- не устраняет риска полной потери управляемости.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
- Для эффективного функционирования бизнеса как системы необходимо сделать систему устойчивой к внешним факторам;
- Для создания устойчивой системы необходима регламентация процессов, а также четкие границы ответственности;
- Стабильность и воспроизводимость регламентированных процессов делает систему понятной, прозрачной и управляемой.
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.
Артем, доброго времени суток. Мне кажется, что статья у Вас получилась несколько сумбурной. Я не понял, что конкретно Вы хотели донести до читателя. Если то, что компания - это система, то это уже априори понятно.
Вы не раскрыли, что такое мягкая система.
Согласен с предыдущим коментом, что жесткость системы не равно ее устойчивости к внешним воздействиям.
Я считаю, что для фирмы (системы) колебания настроения персонала является скорее внутренним фактором, чем внешним, во всяком случае компания способна на него влиять.
Также не согласен с тем, что регламентация связей внутри системы делает ее устойчивой - это не является аксиомой. Может быть и так и наоборот, систему будут делать устойчивой как раз нерегламентированные отношения между ее частями.
Не согласен, что самоорганизующиеся системы (бизнесы) плохоуправляемы и не могут быть масштабируемы это может быть, а может быть наоборот.
Как я понял для Вас идеалом является некая франшиза, или сеть магазинов, формат которых воспроизводится по некому регламенту (Пятерочка, Магнит и т.д.). Часто (это касается и Пятерочки и Магнита) что регламентов хатает, не хватает талантливых исполнителей этих регламентов, которые внесут долю хаоса (торчества, инициативы) в эти регламенты и достигнут результата.