Артем Мощенко: Компания как бизнес-система

Артем Мощенко

Давайте сначала разберемся с терминологией.

Система – это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности.

Согласно теории систем система обладаем следующими основными признаками:

  • единство главной цели для всех ее элементов;
  • целостность и единство элементов;
  • относительно выраженное управление
  • относительная автономность.

Это совокупность механизмов, которую необходимо заставить двигаться в нужном руководителю/бизнесмену направлении (будь-то получение определенного дохода, возврат инвестиций и т.п., либо любая другая экономическая цель).

Можно выделить следующие основные свойства систем:

  1. Стремление сохранить свою структуру;
  2. Потребность в управлении;
  3. Формирование сложных взаимосвязей и свойств между ее элементами.

Если система имеет слишком большое количество элементов, то ее делят на подсистемы.

Подсистема – это набор элементов, представляющих автономию внутри системы область.

Выделяют искусственные и естественные системы.

Искусственные системы создаются для реализации определенных задач и целей (к примеру, бизнес формируется для реализации экономических целей).

По степени устойчивости выделяют мягкие и жесткие системы.

Жесткая система обладает большей устойчивостью к внешним воздействиям.

Теперь в ключе теории систем давайте посмотрим, что необходимо для эффективного ведения бизнеса (под эффективностью имеем ввиду достижение поставленных целей с оптимальными затратами для их достижения):

  1. Создать искусственную систему (вряд ли какой-то бизнес сложился естественным образом, без чьих-либо усилий);
  2. Система должна быть жесткой, то есть устойчивой к внешним воздействиям;
  3. Система должна быть управляемой, то есть руководитель/акционеры должны получать предсказуемый результат имея определенные инструменты влияния для достижения целей.

Давайте обратим внимание на те факторы, которые делают систему более устойчивой к внешним воздействиям и управляемой.

Прежде всего устойчивые и структурированные связи между ее элементами делают систему таковой.

Элементами любой бизнес-системы являются подразделения и в конечном итоге ее персонал, деятельность которого очень сильно подвержена внешним колебаниям (настроение, прихологическая несовместимость, разные эмоции и т.п.).

Результатом совокупности этой системы является деятельность.

Теперь давайте разберем что делает связи между элементами устойчивыми и структурированными:

  • прежде всего регламентация процессов (четкое и однозначное деление процессов на операции и четкое закрепление ответственности за результаты деятельности);
  • связи между операциями процесса четко определены, то есть входы/выходы специфицированы и согласованы;

Давайте теперь разберем ситуацию, когда деятельность не структурирована в виде процесса. В таком случае деятельность выполняется за счет самоорганизации коллектива подразделения. В данном случае мы понимаем под самоорганизацией способность группы людей налаживать связи и создавать недокументированные технологии выполнения работы для решения поставленных задач.

Но для такой самоорганизации необходимо наличие:

  1. квалифицированного руководителя, способную организовать работу должным образом;
  2. сотрудников (как правило в избыточном количестве);
  3. высоких компетенций у этих сотрудников (в том числе у некоторых из них должны быть компетенции в области управления);
  4. мотивации у сотрудников решить поставленные руководством задачи;

Такую самоорганизацию можно представить следующим образом.

Сотрудники мотивированные на получение конечного результата создают некоторые технологии выполнения работы. Эти технологии основываются на устных договоренностях, привычках, страхах, авторитетах и т.п.

В результате через некоторое время возникает некоторая устойчивая среда, в которой основная часть работы выполняется по неформализованным и нечетким технологиям. Информация об этих технологиях хранится в головах сотрудников. Четкие границы ответственности отсутствуют. Формализованные критерии проверки правильности исполнения технологии – также.

Такой тип системы очень неустойчив к внешним воздействиям, к тому же такой системой очень сложно управлять (фактически руководитель попадает в сильную зависимость от своих подчиненных).

Поэтому для выживания на рынке нужно создать устойчивую управляемую систему, которая способна создавать стабильные и воспроизводимые процессы, которые при росте компании могут быть тиражированы и масштабируемы. Кстати, для многих организаций задача тиражирования процесса весьма актуальна (как правило, это компании, имеющие сетевые структуры различного рода: сеть магазинов/филиалов/представительств).

Итак процессы четко структурированы, тиражированы на другие регионы. Так что же благодаря этому достигается для устойчивости бизнес-системы:

  • во-первых прозрачность и понятность системы для принятий решений;
  • во-вторых можно строить систему показателей эффективности работы элементов системы (подразделений, сотрудников и т.п.);

Постоянно выполняемая, основанная на нечетких технологиях деятельность всегда менее эффективна, чем четко структурированная. Но если на бизнес-систему постоянно оказывается давление, то работать по четким регламентированным процессам становится сложно. Руководителям остается надеяться на самоорганизацию, но и она имеет ограничения:

  • является дорогостоящим решением проблемы;
  • не устраняет риска полной потери управляемости.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

  1. Для эффективного функционирования бизнеса как системы необходимо сделать систему устойчивой к внешним факторам;
  2. Для создания устойчивой системы необходима регламентация процессов, а также четкие границы ответственности;
  3. Стабильность и воспроизводимость регламентированных процессов делает систему понятной, прозрачной и управляемой.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Лапшин, Андрей Рябкин, . .
Генеральный директор, Нижний Новгород
Жесткая система обладает большей устойчивостью к внешним воздействиям (Прим. - откуда это следует?)... Система должна быть жесткой, то есть устойчивой к внешним воздействиям Но если на бизнес-систему постоянно оказывается давление, то работать по четким регламентированным процессам становится сложно Оп-па... Артем, можете пояснить эти две цитаты во взаимосвязи? Насчет жесткости - просто-таки открытие для меня, честное слово. Всегда как-то казалось, что гибкость в выигрыше остается. Если под давлением внешней среды становится сложно работать по четким регламентам, это означает, что регламенты хоть и четкие, но плохие или их не полный комплект. Система должна быть управляемой, то есть руководитель/акционеры должны получать предсказуемый результат имея определенные инструменты влияния для достижения целей. ИМХО, связь между управляемостью и достижением предсказуемого (положительного) результата совершенно неочевидна. У вас может работать стадо абсолютно управляемых дебилов, но вот результата вы с ними не добьетесь никакого, увы, если только вы управляя ими сразу не предсказываете провал. :)) Это так, для затравки. Попаду домой, думаю, еще отпишусь. Артем, я всеми конечностями за регламентацию и т.д., но, извините, от вашей статьи осталось ощущение ''все смешалось - люди, кони''...
Нач. отдела, зам. руководителя, Иваново

Артем, доброго времени суток. Мне кажется, что статья у Вас получилась несколько сумбурной. Я не понял, что конкретно Вы хотели донести до читателя. Если то, что компания - это система, то это уже априори понятно.
Вы не раскрыли, что такое мягкая система.
Согласен с предыдущим коментом, что жесткость системы не равно ее устойчивости к внешним воздействиям.
Я считаю, что для фирмы (системы) колебания настроения персонала является скорее внутренним фактором, чем внешним, во всяком случае компания способна на него влиять.
Также не согласен с тем, что регламентация связей внутри системы делает ее устойчивой - это не является аксиомой. Может быть и так и наоборот, систему будут делать устойчивой как раз нерегламентированные отношения между ее частями.

Не согласен, что самоорганизующиеся системы (бизнесы) плохоуправляемы и не могут быть масштабируемы это может быть, а может быть наоборот.

Как я понял для Вас идеалом является некая франшиза, или сеть магазинов, формат которых воспроизводится по некому регламенту (Пятерочка, Магнит и т.д.). Часто (это касается и Пятерочки и Магнита) что регламентов хатает, не хватает талантливых исполнителей этих регламентов, которые внесут долю хаоса (торчества, инициативы) в эти регламенты и достигнут результата.

. . . . Директор по развитию, Москва
Система – это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности.
Необходимо также в этом определении указать, что ваша система, должна быть (стать) частью какой то общей системы, разделить с нею цели и вписаться в ее концепцию. Кстати цели и концепция - часть системы под названием мета уровень, который задает конфигурацию процессам, так горячо любимым на сайте e-xe...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.