«Насколько я могу предполагать, социальная коммерция – это следующий «взрыв» – заявил Марк Цукерберг, представляя сервис Places.
Социальная коммерция позволяет получать советы и рекомендации от других пользователей, находить и покупать товары и услуги, основываясь на рекомендациях. Это еще и возможность поделиться своими «покупками» – описанием, фотографией, оставить отзыв – положительный или отрицательный, пожелание или совет.
Практически весь продающий контент сгенерирован не продавцом, а потребителями. У термина social commerce, впервые введенного в оборот сервисом Yahoo! в 2005 году, есть несколько определений. Сейчас под ним понимаются в том числе и первые магазины, встраиваемые в социальные сети.
По своей сути это тот же всем известный «магазин на диване». Хотя это явление стоило бы назвать «магазин у монитора». Социальная коммерция ориентирована на домоседов или, попросту говоря, ленивых покупателей. В данном контексте слово «ленивые» используется скорее со знаком «плюс»: зачем тратить время на поход в магазин, если все можно сделать через любимый аккаунт в социальной сети.
Многочисленные опросы, проводимые в различных странах, показывают, что практически в любой аудитории отзывы в Интернете влияют более чем на половину опрошенных. При этом большинство респондентов считают важными социальные источники информации о товаре или услуге: «сарафанное радио» или отзывы в Сети. Это выгодно не только клиенту. Компания благодаря функции «share» обходит стороной фактор недоверия. По совету друга или родственника, знакомого или человека из френд-листа покупать намного приятнее, чем по совету рекламного таблоида.
С рекламой в социальных сетях экспериментируют сегодня многие бренды. Часто она оказывается дешевле рекламы в уже упомянутом таблоиде. Огромным плюсом является и тот факт, что рынок запросов легко анализируется. Руководители компаний могут подсчитать, какой товар продается и какой товар советуется другим. В зависимости от этого можно корректировать свою маркетинговую стратегию. Благодаря развитию социальных медиа в онлайн-коммерции происходит переход от модели “сообщение от компании” к модели “рынок пользователей”.
Нам хорошо известны сайты, построенные на пользовательских рекомендациях, рейтингах, отзывах. По этой модели работают Amazon, Appstore, Facebook, к этой модели стремится большинство современных интернет-магазинов.
Купонные сервисы, наиболее крупным из которых является международный Groupon, – представляют собой особый вид социальной коммерции. Тот факт, что Facebook закрыл сервис Deals, который должен был предлагать пользователям купоны, свидетельствует о том, что это раунд в борьбе за данный сегмент социальной коммерции, был выигран Групоном. Что не удивительно: по уровню известности и широте охвата аудитории Групон является безусловным лидером на рынке купонных сайтов. Для своих партнеров он способен обеспечить значительный приток покупателей. Поэтому представляет особый интерес для малого бизнеса, который иногда не может себе позволить даже скромную рекламную кампанию и с трудом ориентируется в возможностях современного маркетинга.
Партнеры сервиса обеспечивают эксклюзивные условия для покупки, что формирует лояльность покупателей и ведет к дополнительным и повторным продажам, а также повышает известность бренда благодаря коммуникациям в Интернете. Потребители делают лучший и более осмысленный выбор. И покупают там, где проводят свое время.
Объемы мирового рынка социальной коммерции демонстрируют почти двукратный рост ежегодно. Маркетологи продолжают разрабатывать различные схемы того, как конвертировать «лайки», «твиты», «комменты» и «репосты» в цифры реальных продаж. Групон, в отличие от социальных сетей и других новых сервисов, по мнению аналитиков, представляет собой отличный пример состоявшейся социальной коммерции.
Покупка купона выглядит в глазах клиента очень выгодным предложением, поскольку у потребителя в этой модели появляется возможность бесконечного разнообразия в жизни по цене значительно ниже рыночной. При этом сервис позволяет клиенту быть уверенным в качестве продукта и честности сделки, каждая из которых проходит серьезнейшую проверку.
Другой побудительной причиной является возможность расширить границы своего потребительского опыта, изменить потребительские привычки. Около 70% аудитории сервиса покупает товары и услуги, которыми раньше не пользовалась. По мере накопления положительного опыта взаимодействия с сервисом, клиенты отваживаются на все более дорогие приобретения. Предполагаемая тенденция развития таких сервисов – увеличение доли дорогостоящей покупки.
Независимо от многозначности определения термина, социальная коммерция как явление возникает на стыке электронной коммерции и социальных медиа. Купонный сайт Групон занимает значительную долю рынка в социальной коммерции и очень быстро развивается. Благодаря простоте и выгодным схемам – как для покупателей, так и для компаний-партнеров – Групон приобрел большую популярность в России и в мире. Клиенты сервиса в целом положительно оценивают свой опыт участия в акциях, которые позволяют не только экономить на определенных товарах и услугах, но и расширить опыт потребления, повысить свой потребительский статус, самооценку, вести более активный образ жизни.
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.
Автор пишет: ''Покупка купона выглядит в глазах клиента очень выгодным предложением, поскольку у потребителя в этой модели появляется возможность бесконечного разнообразия в жизни по цене значительно ниже рыночной.''
И не только рыночной, а ниже себестоимости товара. Клиенты привыкли к этому и теперь только и ждут очередной Акции. А покупать за полную стоимость не хотят - ведь совсем не давно было в 2-3 раза дешевле.
Так скажете, пжл, какое счастье Производителю от такой торговли? Вы знаете примеры Производителей которые бы подсели на Группон?
На мой взгляд, как только Группон перешерстит рынок новых Клиентов, так и сдуется эта эта идея грабить Производителей товара. Хотя для определенного времени идея действительно работающая - с этим не поспоришь.