Для России проблема деофшоризации очень актуальна, поскольку офшоры аккумулируют весьма существенную долю прибыли и активов.
В 2012 году британская исследовательская компания Tax Justice Network опубликовала доклад, вызвавший во всем мире большой общественный резонанс. Аналитики подсчитали, сколько активов было выведено из разных стран в офшоры за последние десятилетия. По их оценкам, российских активов (преимущественно в офшоры) с 1990 по 2010 год было выведено на сумму $800 миллиардов, в среднем это $40 миллиардов в год. Для сравнения: планируемые расходы федерального бюджета за весь 2013 год — 13,73 триллиона рублей ($458 миллиардов).
Отличием использования офшоров разными странами является то, что «западники» выводят в такие юрисдикции в основном прибыль, а российские предприниматели — прибыль, активы и капиталы на черный день.
Вывод денег из страны — не всегда безвозвратное бегство капитала за рубеж и совсем необязательно — оптимизация налогообложения при помощи офшоров. По данным Росстата, крупнейшими получателями инвестиций из России, накопленных за рубежом за прошлый год, являются Нидерланды, Кипр, Швейцария, США, Великобритания, Люксембург, Белоруссия, Сент-Китс и Невис, Британские Виргинские острова и Австрия. А крупнейшими инвесторами России в 2012 году были Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Великобритания, Германия, Британские Виргинские острова, Ирландия, Япония и Франция. Как видим, списки «доноров» и «реципиентов», в том числе и офшорных юрисдикций, во многом совпадают. В экономике московского региона ситуация аналогичная.
Можно серьезно говорить о том, что реинвестирование денег в экономику России происходит при активном использовании офшоров. И ими российский бизнес пользуется не только и даже не столько в целях экономии на налогах и сокрытия экономических неналоговых преступлений, сколько для защиты собственности, спасения от недружественных слияний и поглощений, чтобы сделать операции с активами более удобными (имеется в виду наследование бизнеса и передача прав с использованием траста, которые сейчас практически не регулируются).
Значит, бороться с офшорами нужно не столько с помощью «закручивания гаек», сколько ослабляя налоговое и административное давление на бизнес, совершенствуя налоговое администрирование, а также — и это очень важно — создавая в России институт траста.
В декабрьском послании Федеральному собранию президент предложил начать деофшоризацию экономики с повышения прозрачности офшоров. В Администрации Президента РФ для разработки предложений по выведению российской экономики из офшоров создана рабочая группа. Предлагаемая ею программа предусматривает четыре направления деятельности:
- изменения в налогообложении,
- усиление защиты прав собственности,
- повышение гибкости законодательства,
- и развитие рынка капитала.
Насколько известно, рабочая группа также планирует учесть упомянутую необходимость наследования бизнеса и создания практики передачи активов специальным трастам. Минэкономразвития предложило включать прибыль офшорных «дочек» в налогооблагаемую базу российских компаний.
В целом же деофшоризация в России уже началась с повышения прозрачности владения активами и развитием сотрудничества с FATF и ОЭСР.
- FATF, Financial Action Task Force on Money Laundering - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег;
- ОЭСР или OECD, Organisation for Economic Cooperation and Development, Организация экономического сотрудничества и развития.
В конце прошлого года было заключено дополнительное соглашение с Кипром о предоставлении информации. В январе согласно приказу Минфина России Кипр был исключен из черного списка. Получаемые российскими компаниями от кипрских офшоров дивиденды теперь не будут облагаться налогом на прибыль (напомним, ставка была на уровне 9%). В связи с этим есть уверенность, что выведенная из страны прибыль будет возвращаться в Россию более высокими темпами, чем раньше.
Сейчас офшоры, сосредоточенные в сером списке ОЭСР (41 государство), все больше «обеляются».
Почти во всем мире идет давление на институт номинальных директоров и бенефициаров. И это дает результаты. Так, Каймановы острова собираются раскрыть имена всех управляющих и номинальных директоров, Белиз обязал иностранных бенефициаров хранить безымянные акции у регистратора и т.д. США и другие страны используют административные методы, постоянно ужесточая требования к банкам в отношении открытия счетов офшорных компаний, ужесточая контроль над подозрительными операциями таких компаний. Пока вне этой тенденции только небольшая группа офшорных юрисдикций Карибского бассейна: Ямайка, Пуэрто-Рико, Барбадос, Доминикана, Сен-Китс и Невис и несколько других.
Но, подчеркнем еще раз, бороться с выводом российских средств в офшоры целесообразно не столько методом кнута. Чтобы деньги не утекали, нужен и «пряник» — усовершенствование собственного законодательства, с тем чтобы оно стало адекватным запросам бизнеса.
Эксперты нашей компании постоянно говорят о том, насколько сильно на инвестиционный климат влияет фискальная политика государства и правовая среда бизнеса. В частности, мы указываем на постоянно увеличивающийся коэффициент налогового давления на бизнес (отношение количества налоговых мероприятий к числу клиентов, которые у нас обслуживаются), на отсутствующие или не соответствующие современным реалиям, но необходимые для улучшения делового климата федеральные законы («О государственно-частном партнерстве», «О холдингах», «О финансовых группах», «О проектном финансировании», «Об инвестиционном банкинге»).
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.