Прежде чем рассмотреть бизнес «глазами» Природы, рассмотрим природу самого бизнеса. Начнем, пожалуй, с самого слова «Бизнес». Что же оно означает? Каково его происхождение?
Пойдем по общепринятому пути – с Запада и с Востока, остановившись по середине, определяющей в итоге истину.
Активное использование слова в русском языке начинается с первой половины ХХ века. Спектр осваиваемых значений чрезвычайно многообразен. Бизнес трактуется широко как деятельность (дело) вообще, причем не только экономическая. Это и деловая жизнь, и деловые круги, и предпринимательство. Но это и занятие, работа, специальность, обязанности, назначение. Бизнес понимается узко как предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли. Например, торговля, коммерческая деятельность. Бизнес понимается институционально как клиентура, покупатели, публика, учреждения, специализирующиеся в определенной сфере предпринимательства.
Слово заимствовано в английском языке и в большинстве словарей с этимологией английское business по своим истокам связывают с busy – деятельный, занятой. Среднеанглийское busi, древнеанглийское bisig несли значения занятый, поглощенный, прилежный, усердный. Немецкое слово с родственными корнями – beziehen со значениями покупать, закупать, заказывать, что в конечном итоге и ведет нас к спектру современных значений понятия бизнес.
Но возможна и другая этимологическая история. В соответствие с ней business происходит от англосаксонского слова bisigan - worry, to fatigue, беспокойство, тревога, мучение, усталость, утомление. Самое раннее использование слова в английском языке датировано 950 годом. Оно несло те же смысловые акценты, хотя, возможно, добавились такие оттенки как anxiety, distress, uneasiness: опасение, страх, душевное страдание, недомогание. К своему современному толкованию (pursuit, occupation, employment: дело, профессия, служба, занятие, работа) слово пришло не скоро – только к началу XV века.
Посмотрим на путь, который прошло это понятие, с высоты многих столетий. Перед нами путь от понятия, выражающего ощущение беспокойства, тревоги, страха, до понятия, обозначающего виды деятельности, неизбежно сопровождающиеся такими ощущениями, таким внутренним состоянием человека. Эти виды деятельности фокусируются в одном понятии - предпринимательство, а характерное для него внутреннее состояние под силу выдержать немногим. По данным исследований всего лишь 5-8 процентов взрослого населения психологически способны выдержать стресс предпринимательской деятельности.
Китайское толкование слова «Бизнес»
Бизнес' по-китайски - 生意 (шэньи). Этимология слова крайне интересна. Первый иероглиф 生 'жизнь, рождение, средства к жизни; условия существования; благоденствие, благосостояние'. Второй иероглиф - 'мысль, идея, желание, стремление, мнение, точка зрения, смысл, значение, интерес, влечение, энергичность'.
Отсюда можно сложить богатый набор словосочетаний. Бизнес это и 'смысл жизни' и 'стремление к богатству' и 'рождение идеи'. И всё это хорошо подходит к описанию бизнеса в его настоящем понимании.
Таким образом, можно сделать вывод, что Бизнес – это свободно предпринимаемая (исходя из собственного желания), ответственная, творческая (созидательная) деятельность, направленная на постоянное улучшение качества (условий существования и пр.) жизни и благосостояния (богатства), как ее исполнителя (создателя), так и всех людей, которых она затрагивает и объединяет (сотрудники, покупатели, заказчики, поставщики, партнеры и пр.).
Исходя из этого Бизнес, будем называть его в дальнейшем Предпринимательским Творчеством (сделаем вывод, что от этих двух слов и произошло слово «предпринимательство»), это средство наиболее полного самовыражения Человека как части Природы. В зависимости от масштаба личности и уровня мышления его создателя оно (предпринимательство) может объединять определенное количество людей, т.е. формировать различного масштаба сообщества, организации, предприятия (среды) и пр.
Теперь, рассмотрим, таким ли в большей степени является Бизнес, построенный вокруг нас, в странах бывшего Постсоветского пространства (СНГ). По мнению многих экспертов и аналитиков, мы переняли с Западного капитализма самое худшее, что можно перенять, при этом утратили все самое хорошее, что можно было перенять с коммунистического режима СССР, получившего развитие на Востоке. В результате, мы имеем, то, что имеем – бизнес, построенный на конкурентном мышлении и подчиняющийся «волчьим» законам рыночной конкуренции и постоянной борьбы за выживание. То есть мы построили не среду постоянного улучшения (увеличения) жизни, что естественно для Природы, а среду ее постоянного ухудшения, опустившись до уровня животных инстинктов, т.е. повернув эволюционный процесс Природы вспять. Но так продолжаться дальше до бесконечности не может и если уже сейчас не предпринять меры по преобразованию Бизнеса, как локомотива развития экономики, в Предпринимательство (в смысле, изложенном выше), мы окажемся (практически уже оказались) в глубочайшем глобальном системном кризисе (политическом, экономическом, социальном и пр.) за которым последует полный Коллапс.
Для того, чтобы понять вектор преобразования Бизнеса, давайте, подробнее остановимся на ключевой цели создания Бизнеса – получить выгоду (богатство), ценность большую чем затраченные не ее получение средства (денежные и пр.) и ресурсы (материальные и пр.). В чем же заключается данная ценность, и каким образом ее можно получить? Сразу же оговоримся, что при описании дальнейшего материала данной статьи, мы исходим из того, что Человек является неотъемлемой частью Природы, образуя с ней Единое Гармоничное Целое, существующее и развиваемое по Законам Природы. Итак, для того, чтобы это понять, рассмотрим подробнее слово Богатство – оно произошло от двух слов Богом и Датство, т.е. Данное (дарованное) Богом. Для церковно верующего человека слово Бог понятно, для светского и научного человека назовем это слово Природой. То есть выгода (ценность), которую мы ожидаем от Предпринимательства, щедро даруется нам Природой, в благодарность за оказанную нами ей поддержку в процессах постоянного Совершенствования (увеличение) форм разумной и рациональной Жизни. И эта благодарность нечто большее, чем простое банальное получение прибыли и других материальных выгод (разумеется в любом случае необходимых), она, помимо всего прочего, несет, прежде всего, в себе Духовную составляющую – морально-нравственное удовлетворение, энергию (идеи, знания, возможности) и желание бесконечно Совершенствоваться в Предпринимательстве и пр. дальше и дальше, достигая неограниченных высот. Разумеется, в ответ на такую благодарность Природы мы просто обязаны платить ей благодарностью. Не осознание же этого, ведет конкурентному мышлению, увеличению своего эго и сосредоточению исключительно на достижении материальных благ любой ценой (цель «оправдывает» средства), что в итоге приводит к деградации и упадку всего вокруг, включая и сам Бизнес. Именно этим и объясняется печальная статистика выживаемости компаний в средней и долгосрочной перспективе и именно этим и объясняется положение, в котором, мы все оказались.
Таким образом, формируя цели создания Предпринимательства в первую очередь необходимо фокусироваться на духовной составляющей, материальная же составляющая должна быть второстепенной, поддерживающей возможность достижения духовной. При этом цель не может быть сосредоточена только на себя (на локальной оптимизации), она должна подчиняться Природному закону улучшения (увеличения) жизни для всех, которых она затрагивает и объединяет, т.е. выражаясь бизнес-языком должно постоянно работать правило «Выиграл-Выиграл». В этой связи, представьте себе, что в один «прекрасный» день Солнце взошло и решило обогревать своими лучами не всю Землю, а только выбранные территории, участки, людей и пр. – что произойдет с нашей Планетой? Ну, или в человеческом организме, сердце с печенью договорятся качать кровь только между собой – что произойдет с организмом?
Теперь остановимся на том, как можно достигать поставленных целей в Предпринимательстве.
Очевидно, что для того, чтобы получать больше полезной ценности, чем физически затраченную на ее получение денежную ценность (вещей, ресурсов и пр.), необходимо больше отдавать полезной ценности тому, кто покупает (применяет) ваш продукт (товар, сервис и пр.), оплачивая его денежную ценность. А этого свою очередь можно достичь, только предварительно осознав и сформировав сбалансированные духовно-материальные цели.
Данное утверждение справедливо как в отношении Предприятие-Покупатель, так и в отношении Сотрудник-Предприятие. При этом креатор (создатель) Предпринимательства, объединяющего несколько человек (сотрудников), обязан организовать на Предприятии лестницу прогресса (совершенствования), позволяющую перераспределять часть полученных Благ (знаний, прибыли и пр.) по их (сотрудникам) результатам работ, предоставляя им тем самым возможность личного развития (самосовершенствования) в рамках Предприятия.
В заключении, отметим, что возможность полного, свободного и неограниченного самовыражения существует и эта возможность дарована нам самой Природой! Нам только необходимо это с благодарностью осознать, постоянно прислушиваясь к ней, изучая и соблюдая ее Законы! Добиться этого можно встав на путь преображения своего конкурентного сознания в созидательное, окончательно поняв, что не быт определяет сознание, а сознание определяет быт!
Именно созидательное мышление и будет определять бизнес-элиту будущего!
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.
Интересное определение понятию «бизнес» дает Владимир Волков. Оказывается, этой частью предпринимательской деятельности способны заниматься не более 8% взрослого населения. Ведь это не просто занятость и способ добывания денег, а «средство полного самовыражения Человека как части Природы». Проверьте, относитесь ли вы к этому узкому кругу людей.
Точку невозврата (бифуркации) Вы почувствуете.