Целью практически любого бизнеса является получение прибыли.
Сайт является одним из источников для достижения этой цели: путём привлечения клиентов, обеспечения продаж, формирования имиджа и т.д.
Всегда лучше сесть на берегу и подумать над проектом целиком, чем в процессе создания кардинально всё менять, судорожно добавлять и метаться, либо наоборот – тянуть с отдельными моментами (графика, контент, база данных, согласование и т.д.), оттягивая время запуска проекта (т.е. отсрочивая получение прибыли).
Для того чтобы сайт достигал своих целей, был эффективным инструментом, в самую первую очередь необходимо… сформировать эти самые цели!
Причём цели должны быть достижимыми и измеримыми (KPI), т.е. у них должен быть целевой результат. Если цель нельзя измерить – её нельзя достигнуть.
Целью, например, может быть «привлечение 200 клиентов в месяц». А вот «донести до покупателя информацию о нашем товаре» - это уже не цель для сайта. Такая «цель» нуждается в корректировке.
Другие примеры целей для сайта:
- Сокращение ___ рабочих мест без снижения уровня обслуживания
- Снижение издержек на ____ рублей / часов
Вопросы на берегу:
1) Какие цели у сайта:
- продажи (онлайн-продажи, привлечение клиентов в офис, звонок по телефону)
- контент-сайт (зарабатывает на рекламе или продаже контента)
- создание имиджа (товара, проекта или компании) – сайт-визитка, презентация
2) Какие целевые аудитории у компании или продукции (таргетинг с корреляцией по отношению к «средневзвешенной» интернет-аудитории). Опишите их максимально точно (пол, возраст, география, предпочтения, уровень доходов, средний чек):
- «Покупатели, готовые отдать больше 15 000 за автомойку».
- «Жители Екатеринбурга, владеющие автомобилем и загородным коттеджем»
- «Профессиональные фотографы, ориентированные на новинки рынка»
Главная задача сайта – довести как можно больше посетителей до нужного нам результата (повышение конверсии), т.е. чтобы цели посетителей совпали с целями владельцев.
3) Какие цели у вашей аудитории?
- Купить
- Узнать
- Выбрать
- Сравнить
- Убедиться
- Связаться
Задача: найти те цели у аудитории, которые выгодны нашему бизнесу и обеспечить их максимально частое достижение клиентами
4) Анализ работы конкурентов: никто не призывает создавать клонов, но интересные находки почерпнуть стоит. Кроме того, учиться на чужих ошибках всегда «дешевле».
Что это даёт?
До этого момента работал заказчик – владелец бизнеса, который:
- сформировал цели бизнеса и сайта
- определил целевые аудитории и их цели
- поставил ряд рамок (сроки, бюджет, количество обслуживающего персонала)
Причём это не громадное ТЗ, а лишь набросок на 1-2 листах А4. Это «общий знаменатель» в работе заказчика и исполнителя. Когда он сформирован, можно подключать к процессу специалистов (заказчика).
Всё выше названное даёт понимание:
- Интерфейс и маршруты движения пользователей по сайту. Как пользователю удобнее, проще и быстрее всего достичь цели, которую перед ним ставит владелец сайта?
- Дизайн. Каким он должен быть? На кого должен работать?
- Функционал, выбор платформы с учётом перспектив масштабирования проекта
- Структура, формирование меню, борьба с пустыми разделами
- SEO и реклама. Ключевые слова, заголовки, копирайтинг, выбор каналов рекламирования
- Доменное имя (только 2-го уровня!)
- Интеграция с учётной системой предприятия (да/нет)
Сконцентрируйтесь на главном
Продавать на одном сайте коляски и книги или монтаж тёплых полов и строительство дымоходов – не самый лучший вариант.
Лучше развести на 2 разных сайта.
Используйте «бритву Оккама».
Не забывайте о бизнес-процессе, в который встроен ваш сайт! Даже идеальный сайт загнётся, если не отлажена система работы с клиентами (ответы на звонки, оформление заказа, доставка, гарантия и проч.).
И последнее. Не почивайте на лаврах после запуска! Ну, разве что пару дней. Меняйтесь и улучшайтесь – и будете на плаву. Сайт – не статичная «вещь в себе», он нуждается в постоянном улучшении: контента, бизнес-процессов с ним связанных, рекламы и многого другого.
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.