Владимир Смирнов: Предпринимательство: спортивный дух важнее бизнес-образования

Владимир Смирнов

В предпринимательстве, в своем бизнесе важнее всего спортивный дух: желание быть первым, энтузиазм и воля к победе. Спортивный дух в предпринимательстве важнее экономического образования и МБА: при необходимости вы всегда сможете нанять классного бухгалтера, менеджера или другого специалиста, но вы не сможете купить себе спортивный дух.

Бизнес – это спорт!

Ровно 100 лет назад, в начале ХХ века выдающийся австрийский ученый, экономист Йозев Шумпетер одним из первых, не просто сравнил предпринимательскую деятельность со спортом, а рассматривал ее как «вид спорта», показал тождество их мотивации на борьбу, на победу, а самое главное, что спортивный дух мотивации является сердцевиной предпринимательства, организации бизнеса.

Центральное место в системе мотивов «шумпетеровского предпринимателя» занимает не получение прибыли, а его стремление к борьбе и победе в ней. Шумпетер утверждал, что «…экономическая сторона дела сама по себе для предпринимателя совершенно безразлична. Величина прибыли здесь всего-навсего показатель успеха - зачастую только потому, что другого нет, - и символ победы. Экономическая деятельность рассматривается как вид спорта: своего рода финансовая гонка или, скорее, боксерский поединок» [1].

В современном деловом дискурсе шумпетеровское понимание предпринимательства выражается метафорой «Бизнес – это спорт!», проводящей аналогию бизнеса со спортом. Но это не только красивая метафора, но и концепт, когнитивный концепт, позволяющий через понятие «спорт», глубже понять и исследовать сущность понятия «бизнес»; концепт, формирующий картину современного делового мира и определяющий характер действий в нем, разумеется, и то и другое в спортивном духе.

Что такое спортивный дух?

Несмотря на широкое распространение, в литературе мы не нашли определения понятию «спортивный дух», но думаем, что его содержание раскрывается с помощью качеств и свойств характера необходимых спортсмену. Спортивный дух включает в себя морально-нравственные и волевые качества присущие спорту. Прежде всего, морально-нравственные основанные на принципах честной игры (fair play), которые блестяще сформулированы в «Кодексе честной игры ФИФА» (Fair-Play Code FIFA). Многие предприниматели любят футбол, но мы уверены, что мало кто читал этот кодекс. Очень рекомендуем. Если в нем слово «футбол» заменить словом «бизнес», то получится отличный «Кодекс честной игры в бизнесе». Чтобы не быть голословными, приведем здесь одно из «десяти золотых правил» «Кодекса честной игры ФИФА» - «Играйте, чтобы победить, но принимайте поражение с достоинством», оставляя читателю возможность самостоятельно ознакомиться с ними [2]:

«Победа – это цель любой игры. Никогда не настраивайтесь на поражение. Если вы играете не для того чтобы победить, то вы обманываете ваших соперников, обманываете зрителей и обманываете самих себя. Никогда не сдавайтесь перед сильным противником, и никогда не поддавайтесь тем, кто слабее. Это оскорбительно для любого соперника – играть меньше, чем в полную силу. Играйте, чтобы победить, до последнего свистка. Но помните, что никто не побеждает постоянно. Вы что-то выигрываете и что-то проигрываете. Учитесь проигрывать терпимо. Не ищите оправданий поражению. Истинные причины всегда будут очевидны. Поздравляйте победителей с тактом и великодушием. Не обвиняйте судью или кого-то еще. Имейте решимость в следующий раз сделать лучше. Хорошие проигравшие заслуживают большего уважения, чем плохие победители».

Среди волевых качеств в спорте особенно важны следующие: целеустремленность, настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Эти качества спортсменов выделил один из основателей отечественной спортивной психологии А.Ц. Пуни, и вот как он описывает их признаки [3].

Целеустремленность - проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.

Настойчивость и упорство - проявление воли, характеризующееся длительным сохранением (даже иногда повышением) энергии и активности в борьбе за достижение цели.

Решительность и смелость - проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью решений проблем, возникающих в деятельности, своевременностью и обдуманностью их реализации в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность - проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влияниям других людей и их действий.

Выдержка и самообладание - проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.

Несомненно, никто не будет оспаривать, что все перечисленные качества необходимы и для предпринимателя, бизнесмена. Нетрудно заметить также, что спортивно-волевые качества спортсмена тесно коррелируют, если не тождественны, с деловыми качествами предпринимателя.

Спортивные психологи выделяют массу и других свойств и качеств спортсмена, например, умение играть в команде, взаимопомощь и поддержка и т.д., о чем имеется достаточно обширная литература.

Говоря, о спортивном духе в бизнесе нельзя не упомянуть и о таком понятии как «предпринимательский дух». В нашем понимании, «предпринимательский дух» – это спортивный дух в бизнесе, предпринимательстве.

Спортивный дух не купишь!

Спортивный дух не купишь! Спортивный дух, бойцовский характер, лидерские качества естественно лучше всего проявляются, закрепляются и развиваются в спорте, причем особенно в раннем возрасте на стадии формирования и становления личности. В спорте хорошо отработаны методология, технологии и техники воспитания спортивного духа и в этом плане спорт выступает своеобразным «Бизнес-инкубатором» для предпринимательства или точнее «инкубатором двойного назначения»: для спорта и для бизнеса. Кроме того большинство спортивных стратегий, тактик и технологий легко применимы и в бизнесе [4].

Два капитана

Что объединяет лучшего менеджера ХХ столетия Джека Уэлча и миллиардера Ричарда Брэнсона? И тот и другой в детстве были капитанами школьных спортивных команд: Джек Уэлч хоккейной, а Ричард Брэнсон сразу трех, в том числе футбольной и по регби. И свой спортивный дух, лидерство, умение организовать людей, сплотить команду они перенесли в бизнес, сохранили на всю жизнь. В силу разных причин они не стали великими спортсменами, чемпионами в спорте, но достигли выдающихся результатов в бизнесе. Для них бизнес стал спортом, в котором они реализовали свои замечательные спортивные качества.

Вместе с тем Ричард Брэнсон не смог закончить школу, что не помешало ему стать миллиардером и создать бизнес империю «Virgin» из 350 компаний. Вы только представьте себе: 350 удачных старапов, когда тут не знаешь, как один-то толком запустить! Он как никто другой знает, что «Атлеты демонстрируют решимость и упорство, необходимые предпринимателю, создающему свой стартап» [5].

Особым прилежанием к науке не отличался и Джек Уэлч, который хоть и получил серьезное техническое образование и ученую степень по химии, но в свой автобиографической книге «Джек. Мои годы в GE» вспоминает: «…я отнють не был лучшим ученым. Зато был контактным человеком, предпочитал живое общение книгам, а спорт - научным разработкам»[6].

Простая арифметика

В связке «Спортивный дух» и «Бизнес-образование» возможны следующие три варианта:

1. «Спортивный дух» без «Бизнес-образования» позволяет стать успешным предпринимателем:

Спортивный дух – Бизнес-образование = предприниматель.

2. «Бизнес-образование» без наличия «Спортивного духа» может дать нам хорошего специалиста: бухгалтера, финансиста, менеджера; но не предпринимателя:

Бизнес-образование – Спортивный дух = специалист.

3. «Спортивный дух» плюс «Бизнес-образование» открывают новые возможности для предпринимателя:

Спортивный дух + Бизнес-образование = предприниматель-плюс.

Вот такая арифметика!

Нужно ли образование в бизнесе?

Подведем итоги. Нужно ли образование в бизнесе? Нужно, очень нужно! Экономическое бизнес-образование – это ваше дополнительное конкурентное преимущество на рынке. Дополнительное преимущество к главному без чего не имеет смысла заниматься собственным бизнесом - спортивному духу!

ЛИТЕРАТУРА
1. Йозеф Шумпетер. Теория экономического развития: (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Й. Шумпетер; Пер. с нем. В.С. Автономова и др.; Общ. ред. А.Г. Милейковского. - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.
2. Fair-Play Code FIFA. - Play soccer make peace! http://psmp.org.ua/
3. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учебное пособие. - Л.: Изд-во ГДОИФК, 1977. - 48 с.
4. Смирнов В.Н. Спортинг – менеджмент побед! Теория и практика современного менеджмента: от тейлоризма до спортинга. – СПб.: Эрида-Бизнес, 2011. – 240 с.
5. Ричард Брэнсон: Спортивный дух в бизнесе. – Новая газета, 09.08.2012. - http://www.ng.ru/branson/2012-08-09/2_branson.html
6. Джек Уэлч, Джон Бирн. Джек. Мои годы в GE. – 4-е издание. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 512 с. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В него вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.