Forrester обнаружил, что на рынке IT-услуг США сокращается доля внешнего аутсорсинга. Оказывается, американские компании все чаще решают, что задачи, которые они привыкли передавать в индийские контакт-центры или китайским сборщикам микроэлектроники, лучше доверить соотечественникам или, по крайней мере, согражданам. Вот они – тут, рядом, в этой же стране, подчиняются тем же законам и, вполне возможно, являются не только аутсорсинг-партнерами, но и пользователями тех сервисов, которые поддерживают. А это уже совсем другое отношение.
Если же говорить о профессиональных компетенциях, то клиентам нужны не просто ловкие руки, а хорошее образование, высокое качество работы и клиентоориентированный подход. По оценке Forrester, у индусов и китайцев нет призовых мест по этим дисциплинам. Граждане США, хоть и требуют вдвое более высокую плату, работают качественнее и быстрее (Forrester не уточняет, во сколько раз).
Что будут в этой ситуации делать индийские и китайские компании, чтобы побороться за свой бизнес? Вполне возможно, что начнут более активно предлагать свои услуги в России. Страна –больше США, рынки – развивающиеся, IT - на подъеме, демографический спад с растущей нехваткой рабочих рук – вот он, рядом.
Казалось бы, у индусов и китайцев появляется верный шанс поправить свои дела. Но готовы ли работать с ними российские клиенты? И готовы ли они в принципе работать с зарубежными ЦОДами, контакт-центрами и сервисными компаниями?
Преимуществом индийского и китайского аутсорсинга традиционно считается низкая цена при приемлемом качестве. Для несложных рутинных задач большого объема эта комбинация хороша. Но она не работает, когда речь идет о высокотехнологичных услугах и поддержке критичных бизнес-задач. Когда мы говорим о сложных процессах и сервисах, которые можно размещать в дата-центрах, заказчик посмотрит не на Восток, а на Запад: на более качественные предложения, которые есть в Европе. Особенно с учетом того, что Европа живет сейчас в условиях экономического кризиса, так что поставщики услуг достаточно легко снижают цены.
Для российских компаний этот подход экзотичен, но яркие примеры есть – свои мощности в европейских дата-центрах размещают РусАл, ТНК и некоторые другие крупные компании. Однако и здесь есть риск: отдав критичный бизнес-процесс не просто на сторону, а за границу, заказчик в значительной степени утрачивает возможность оперативного влияния на него. Наши клиенты еще не готовы настолько кардинально расставаться со своими системами. Только те, у кого головные офисы находятся в Европе, рассматривают такие варианты. В основном же российские заказчики выбирают российские ЦОДы: всегда можно прийти, посмотреть, повлиять на ситуацию и, в крайнем случае, просто перенести все в соседний ЦОД, в своей стране. Узнаете? Это как раз тот вывод, к которому пришли сейчас американцы: «своя рубашка к телу ближе».
В этой ситуации отечественные ЦОДы еще могут некоторое время не тревожиться насчет конкурентов. Да, европейские могут предоставлять более качественные услуги, и законодательная база проработана – но дороже. Возможно, китайские и индийские дешевле – но сложно контролировать, качество страдает, да и языковая проблема актуальна. Кстати, они не сильно дешевле: для систем с такой удаленностью нужны быстрые каналы связи, что сразу удорожает проект. Лет через 5 технологии передачи данных станут такими, что трафик будет копеечный, и тогда южно-азиатские ЦОДы действительно будут конкурировать по цене. Но за это же время российские ЦОДы наверняка тоже выйдут на новый уровень технологичности и качества: в России сейчас этот рынок активно развивается и перенимает все лучшее из того, что в мире уже накоплено. И хотя у индусов и китайцев тоже есть доступ к этим лучшим практикам, у нас есть еще остатки секретного оружия: мы пока выигрываем по квалификации кадров.
Как всегда, Россия идет своим путем. Аутсорсинг – но не совсем. Перевести IT-инфраструктуру на внешнюю поддержку, а сервера - в ЦОД! Но так, чтобы в любой момент можно было туда прийти и все потрогать, а еще желательно, чтобы там свои сисадмины сидели.
Момент, когда заказчик дозреет и скажет «я готов полностью довериться вам», хотели бы приблизить все поставщики аутсорсинга услуг. В США, кажется, нас немного опередили.