Деятельность управленца[1] отличается от всех иных видов деятельности тем, что она по своей сущности является строго социокультурной и нормативной, а по содержанию - методологической и системной.
Понимание этой сложности управленческой деятельности имеет первостепенное значение в ключевых навыках управленца. Настоящее время предъявляет требования в соответствии, с которым управленец обязан формировать динамический и адаптивный навык как организатора и участника социально-экономической системы[2].
Это необходимо потому, что производственно-управленческий организм системен, а потому он либо ассимилирует, либо отторгает любую инновацию - не только связанную с человеческими ресурсами. Делается это - по своим системным законам[3] и используются свои системные механизмы.
Сам феномен инновационного возмущения отмечается в различных организационных системах и реализуется в виде управления инновационным проектом, при нормативно правовом регулировании любой деятельности, при информационном обеспечении систем управления, реорганизации любой деятельности и кооперации производства, и т.д. и т.п., т.е. тогда и только тогда, когда есть необходимость глобального и системного принятия новых требований.
Для включения управленца в реальный организационный универсум (модернизация деятельности организации, диверсификация бизнеса или любое иное инновационное изменение) на уровне действия и взаимодействия, необходимо, чтобы его умения и навыки как управленца обладали особыми профессиональными характеристиками, снимающими эффект системного отторжения любых новаций, в управленческой, экономической, финансовой или производственной деятельности организации.
Для формирования таких профессиональных характеристик, по мнению автора, потребуется дополнить и расширить традиционные методы и подходы в подготовке специалистов специфическими и эксклюзивными методиками формирования управленческих умений, которые позволят управленцу выполнять необходимые действия или осуществить необходимое воздействие на все уровни управления организации.
Таким образом, управленец, как специфически подготовленный профессионал, сможет действовать в любой разнопредметной среде и будет обладать особой инновационной культурой своей деятельности, которая в системе управления, по нашему мнению, обладает несколькими смыслами.
Во-первых, по способу взаимодействия с объектом управления, деятельность управленца является инженерной, т.к. основу профессионального взаимодействия субъекта управления с объектами и субъектами управления, составляет не фактологическое, а системное, модельное и целостное, а также «видится» и реализуется через субъектно-объектного взаимодействия со специфическими связями и отношениями в процессе управления.
Во-вторых, управленческая деятельность является социальной по целевой ориентации, т.к. эта деятельность направлена на изменение взаимоотношений между субъектами управления всех уровней, т.е. указанная деятельность выполняется ради формирования или изменения отношений, которые приводят к изменениям взаимодействий внутри организации.
Следовательно, управленец формирует эффективные инструменты воздействия на отношения различных уровней управления, а также приобретает умения формировать команду, которая сможет реализовать любой проект с заданной ресурсной базой.
В-третьих, данная деятельности является системодеятельностной по методологическому содержанию, т.к. она содержит необходимые и достаточные методы деятельности сотрудников по обеспечению эффективности системы управления, гарантирующей требуемое качество продукции или услуги.
Только на основе системодеятельностных методов анализа и моделирования проектной деятельности и системы управления, в целом возможна реализация принципов процессного подхода и системного управления.
И вдобавок к изложенному, управленец обязан обладать умениями и навыками формирования у членов команды, реализующих инновационный проект, способности к системодеятельностному анализу направленной на поддержание и развитие жизненного цикла продукта, а также оптимизации всех категорий рисков и затрат.
Перечисленные смыслы представляют собой, как это не странно, новую профессиональную культуру управления и коммуникации, которая обеспечивается новыми способами мышления и методами подготовки управленца.
Новые методы подготовки должны основываться на понимании и осмыслении в рамках отечественной школы управления передового опыта западных разработок в области менеджмента, адаптированных к российской ментальности.
Основой приобретения результативных навыков и умений, необходимых для управленца, может и должна стать некая инновационная технология, которая позволит сформировать дополнительные умения:
- по удержанию и реализации функции управления в изменяющихся условиях деятельности;
- по использованию методологических и технологических инструментов, как средств «стыковки» разнопредметных знаний и умений членов команды, и иных участников в реализации проектом или в системе управления деятельностью организации;
- по соорганизации членов команды и ресурсов организации;
- по формулированию целей и целевых показателей;
- по планированию работы и формированию бизнес-программ (проект бюджета деятельности организации), с последующей реализацией проектов направленных на минимизацию всех видов ресурсов и прочее.
Литература
1. Елина И.Е., Елин А.В. Управление: философские аспекты. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009, С.131
2. Котляревский Ю.Л., Шанцер А.С. «Искусство моделирования и природа игры», - М., Прогресс, 1992.- 104 с.
3. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М., 1995. - 759 с.
[1] Под термином «управленец» подразумевается владелец бизнеса, топ менеджер и иной специалист ответственный за работу с персоналом и по основным видам деятельности, и находящийся в иерархии.
[2] Социально-экономическая система - группа лиц, имеющая общую цель, соорганизованная и объединенная средствами и содержанием общей деятельности. Далее по тексту будет употребляться термин «организация».
[3] Котляревский Ю. Л., Шанцер А. С. «Искусство моделирования и природа игры», - М., Прогресс, 1992.- 104 с.
Андрей Викторович, а речь идет об управлении действующим предприятием или об управлении изменениями деятельности?
Это просто ужос - этого ''городка'')) Это помешательство с мешательством не смешиваемых продуктов из принципа. Давайте ''инженерам'' - отдадим все!! Это действительно работает! Но! Автор не знает, как создана сама система - в которой видимо работает и он сам. Но видит только свой цех!
Цитата: ''данная деятельности является системодеятельностной по методологическому содержанию''
Очередной щедровитянин-неофит :)
''... некая инновационная технология, которая позволит сформировать дополнительные умения: ...'' - интригует (было бы неплохо, если во сне)