Орел vs Дракон. Мировые системы менеджмента. Лучшая статья (20.03-26.03.12) в «Творчестве без купюр»

Алексей Дворников

Япония

Япония... Страна восходящего солнца и развивающихся инноваций. Во всем мире Япония считается одной из самых благоприятных стран для рождения и проживания. Отчасти, экономический успех этой страны зависит от традиционного стиля менеджмента, который позволяет сотруднику чувствовать себя частью единого организма.

Японский стиль управления считается одним из самых эффективных в мире, во многом благодаря политике коллективизма, которой придерживаются японские руководители. Важным является тот факт, что все сотрудники подразделения имеют равные права в принятии решений и несут одинаковую ответственность за их реализацию. Более того, работники заинтересованы помогать друг другу, так как при перевыполнении производственного плана заработная плата повышается для всех.

Особое внимание хочется уделить нюансам кадровой политики японских организаций.

Нюансы

Довольно распространена практика, когда возглавляет компанию, так сказать, «разнорабочий». Имеется в виду, что руководитель должен быть специалистом во всех областях деятельности своей компании, чтобы при необходимости заменить любого отсутствующего сотрудника.

При повышении квалификации работник выбирает для себя новую сферу, в которой имеет наименьший опыт деятельности. Таким образом, за время сотрудничества с одной организацией специалист может получить навык работы в пяти-шести профессиях.

Еще один интересный факт — каждые три-пять лет происходит масштабное переучивание персонала на новые специальности в рамках основной профессиональной деятельности. Подобная регулярная ротация персонала позволяет «выращивать» профессионалов внутри компании, во многих случаях решить проблему взаимозаменяемости, а также является дополнительным мотивирующим фактором.

Что касается иерархии в японских организациях, здесь также все направлено на наибольшее взаимодействие сотрудников между собой. Упор делается на создание эффективной горизонтальной структуры власти, обязательными в которой является непосредственный обмен информацией и взаимопомощь сотрудников. Большое внимание в японских организациях уделяется возрасту и стажу работы сотрудника — редко встретишь руководителя, который был бы моложе своих подчиненных.

Властью наделяется тот, кто старше, а, следовательно, опытнее и авторитетнее. Идеальный управляющий японской организации — человек, учитывающий психологические особенности коллектива и направляющий его действия непрямыми приказами, а своим индивидуальным подходом к каждой конкретной ситуации и сотруднику.

США

В отличие от коллективизма, присущего японскому менеджменту, кадровая политика американских компаний построена на принципах индивидуализма и четкого разделения труда. Вся система управления ориентирована на именно индивидуальную ответственность сотрудников за их деятельность. Специалисты американской системы менеджмента всегда узко образованы, поэтому продвижение по карьерной лестнице возможно лишь по вертикали.

Одним из качественных недостатков такого подхода является большая текучесть кадров в организации, так как, не обладая знаниями для смены сферы деятельности и не имея возможности повышения в одной компании, сотрудник вынужден искать себе достойное место «по специальности» в другой.

Как уже говорилось выше, принципиальным отличием американской системы менеджмента от японской является четкое распределение ответственности и полномочий, а также обязательное соблюдение формальных механизмов контроля. Другими словами, вся власть в подразделении находится в руках одного человека, который, получая указания «сверху», единолично отвечает за выполнение их сотрудниками. Существенным плюсом такого подхода является оперативность и окончательность принятых решений.

Американский стиль управления можно охарактеризовать так — «каждый за себя». Речи о развитии духа взаимопомощи здесь нет, так как все сотрудники поставлены в условия жесткой конкуренции. Идеальный американский руководитель — это сильная личность, замыкающая на себе весь процесс управления и обладающая способностью заставить своих подчиненных достигать поставленных перед ними целей. При этом взаимоотношения «начальник-подчиненный» четко сужены до обсуждения рабочих дел.

Вывод

Подводя итоги вышесказанному, можно с уверенность сказать, что принципы построения кадровой политики в японских и американских организациях во многом являются отражением культуры этих стран. Японский коллективизм проявляется в наличии большого количества общих столовых для руководителей и подчиненных, просторного рабочего помещения со стеклянными перегородками, а зачастую и совместного времяпрепровождения.

Что касается США, то здесь культура поведения строго иерархична: положение в компании четко определяет соответствующее место на автомобильной парковке или в офисе.

В завершение хочется отметить, что все хорошие коллективы — это коллективы, которые постоянно развиваются и совершенствуются. В свою очередь, успешный руководитель вынужден оставаться гибким к различным изменениям в компании и, учитывая каждую конкретную ситуацию, совмещать в своей тактике управления различные стили менеджмента.

Только такой управленец в состоянии создать эффективную и замотивированную на результат команду.

Материал впервые опубликован на портале Brainity.ru.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Системный аналитик, Украина

Так, на самом же интересном месте - и конец фильма.
Добрый день.
Я имею в виду, что стоило бы и российский или советский (постсоветский) вариант глянуть. Читать точно было бы интереснее. Что уж там про Америку - мы ее отлично знаем (по литературе про менеджмент и комедиям; экшен, наверное, не в счет). Наш собственный офис - терра инкогната зачастую.
С уважением В.Петриченко

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Вадим Петриченко пишет: Так, на самом же интересном месте - и конец фильма.
А на мой взгляд ничего интересного. Очень общие обобщения (прошу извинить за тавтологию) да еще и устаревшие. О японском менеджменте есть хорошая книга: http://www.tpm-centre.ru/AllFiles/Japanesemanagement3.pdf Есть замечательные книги Овчинникова: http://www.mirknig.com/audioknigi/audioknigi_raznoe/1181237953-sakura-i-dub.html На самом деле японский менеджмент тоже переживает своего рода кризис, связанный с попытками сохранить традиции
... назначить начальником старшего по возрасту....
и с системой ''пожизненного найма''. Время идет и модель японского менеджмента меняется тоже. И на этом ресурсе были статьи на эту тему: http://old.e-xecutive.ru/publications/aspects/gender/article_3665/ Так что ничего нового..... :( С уважением Виталий.
Системный аналитик, Украина

Я и говорю, столько уже про японскую систему сказано. Вот бы на фоне нашей.
С уважением Вадим

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Вадим Петриченко пишет: Я и говорю, столько уже про японскую систему сказано. Вот бы на фоне нашей.
О нашей тоже есть неплохая книга: http://financepro.ru/management/6228-prokhorov-a.p.-russkaja-model-upravlenija.html С уважением Виталий.
Системный аналитик, Украина

Спасибо, качнул - показалась интересной, читаю.
С благодарностью В.Петриченко

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Вадим Петриченко пишет: Спасибо, качнул - показалась интересной, читаю.
Там есть и спорные моменты, есть моменты ''притянутые за уши'' для подтверждения теории ''маятника''. Но в целом, книга написана легко, с юмором и, на мой взгляд, полезна как иной взгляд с неожиданного ракурса. Воспринимать ее как учение или откровение вряд ли стоит. С уважением Виталий.
Системный аналитик, Украина

По первому впечатлению не очень научно. В основном примеры из области госуправления. Но это же не управление, а политика в значительной степени. И тут другие науки нужно призывать на помощь. Но перечень особенностей (по оглавлению) очень интересный.
И еще, наверное, нужно было избегать ''русский'', а оставаться в линейке ''российский-советский-постсоветский''. Украина отлично ложится в схему.
С уважением Вадим.

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Вадим Петриченко пишет: По первому впечатлению не очень научно. В основном примеры из области госуправления. Но это же не управление, а политика в значительной степени. И тут другие науки нужно призывать на помощь. Но перечень особенностей (по оглавлению) очень интересный. И еще, наверное, нужно было избегать ''русский'', а оставаться в линейке ''российский-советский-постсоветский''. Украина отлично ложится в схему.
Согласен! Я ж и написал:
Воспринимать ее как учение или откровение вряд ли стоит.
С уважением Виталий.
Системный аналитик, Украина

Добрый день.
Не убедил меня Прохоров в том, что вообще существует такая русская модель управления.
Как-то мне показалось ненаучно. Т.е. публицистично, но бездоказательно. Я недавно Милюкова читал (воспоминания и очерки по истории русской культуры) - в кажом слове чуствуется историк. А Прохоров пишет как журналист. Смешать Древнюю Русь, Московское царство и российский рок в одном тигле - тут такой сплав выйдет, что только держись.
Как вывод: нет русской системы управления. Есть национальные особенности (и русские, и постсоветские, и, например, украинские, отличные от казахских), но они не всегда имеют значение для управления или менеджмента. Например, Адизес, Сенге, не говоря уж о Друкере - все в один голос говорят о том, что их концепции интернациональны. И тут можно согласиться. Просто в постсоветском офисе еще не дошли дло конкуренции, нормальной среды для бизнеса. Коррупция и исторический путь каждого владельца бизнеса - все это не настраивает никого из управленцев на серьезный подход. Мне так кажется.
С уважением В.Петриченко

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Вадим Петриченко пишет: Просто в постсоветском офисе еще не дошли дло конкуренции, нормальной среды для бизнеса. Коррупция и исторический путь каждого владельца бизнеса - все это не настраивает никого из управленцев на серьезный подход. Мне так кажется.
''В постсоветском офисе'' дошли до конкуренции между собой за ''место у кормушки'' - особенно это видно в управляющих компаниях крупных холдингов и госаппарате. То есть там, где личный доход напрямую не привязан к эффективности бизнеса. 8) С уважением Виталий.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.