Владимир Смирнов: Не читали Питера Друкера? А зря!

Владимир Смирнов

В XX веке теория менеджмента развивалась настолько стремительными темпами, что многие работы классиков менеджмента (включая, кстати, и Фредерика Тейлора) еще до сих пор не достаточно изучены экономической наукой и содержат еще немало актуальных для современного менеджмента и не востребованных идей и положений. Безусловно, к этим работам относятся и книги Питера Друкера.

Питер Друкер(1909-2005) - американский ученый австрийского происхождения, основоположник теории менеджмента XX века - отец теории менеджмента. Он автор более 30 книг, первая из которых была опубликована еще в 1939 году. Российскому читателю известны такие его книги как: «О профессии менеджера», «Управление в обществе будущего», «Бизнес и инновации», «Эффективный руководитель», «Эффективное управление», «О профессиональном менеджменте», «Практика менеджмента», «Энциклопедия менеджмента», «Задачи менеджмента в XXI веке» и др.

Вот несколько отзывов о Питере Друкере [1]:

- Джек Уэлч - «Лучший менеджер столетия», бывший председатель совета директоров и CEO корпорации General Electric: «Всему миру он известен как величайший мыслитель прошлого века в области менеджмента».

- Том Питерс - гуру менеджмента: «Он придумал и развил современный менеджмент. В начале 50-х никто не мог предложить механизм управления вышедшими из-под контроля невероятно сложными корпоративными процессами. Друкер же вложил инструкцию прямо нам в руки».

- Эндрю Гроув -герой Силиконовой долины,сооснователь и бывший руководитель корпорации Intel: «Как и многие философы, он изъяснялся просто, и его хорошо понимали рядовые менеджеры. Его идеями они руководствовались, принимая каждый день бесконечное множество решений. Так не один десяток лет делал и я».

Питер Друкер имел 19 докторских степеней в различных университетах США, Бельгии, Великобритании, Испании, Японии и Швейцарии. Его именем названы бизнес-школы и фонды. Президент США Джордж Буш в 2002 году наградил Друкера Президентской медалью свободы - высшей наградой США для гражданских лиц.

Но до безоговорочного признания заслуг Питера Друкера по созданию теории менеджмента многие считали по-другому: в научной «… среде его всегда считали чужим - писателем, а не ученым, и бизнес-школы его игнорировали. Том Питерс говорит, что получил две научные степени, включая докторскую по бизнесу, ни разу не ознакомившись с теорией Друкера и не прочитав ни одной его книги. Даже некоторые коллеги по Нью-Йоркскому университету были против того, чтобы Друкер там преподавал, потому что его идеи не были плодом масштабных научных исследований. Много лет профессора элитарных бизнес-школ повторяли, что не читали работ Друкера, поскольку считают его идеи надуманными.» [1].

Профессора не читали Питера Друкера, а зря! Майкл Хаммер, например, автор бестселлера «Реинжиниринг корпорации» говорил: «Я каждый раз испытываю чувство беспокойства, открывая его ранние книги, так как боюсь обнаружить, что он предвосхитил мои последние идеи, высказав их на несколько десятилетий раньше. И всегда нахожу их там» [2].

Бесспорно, работы Питера Друкера оказали решающее влияние на развитие всего менеджмента в XX веке. «Говорят, после него в менеджменте осталось не так много не разработанных тем» (А. Амзин), важнейшая из них, на наш взгляд, это тема спортивных аналогий в бизнесе - спортинга.

Питер Друкер в своих работах практически не использовал спортивные аналогии. Одним из исключений является концепция «общества знаний», в которой он обратился к аналогии спортивных и бизнес-команд. Для управления работниками нового типа (knowledge worker) он предложил использовать три различных вида команд [3]:

1) парный теннис, характеризующийся высокой взаимозависимостью партнеров, необходимостью увязки их сильных и слабых сторон и отсутствием свободы;
2) бейсбол, где место и функции каждого игрока строго определены и четко сформулированы;
3) американский футбол со значительно большей степенью свободы, по ходу игры любой игрок может брать инициативу на себя и выполнять различные функции.

Питер Друкер считал, что большинство организаций соответствует тому или иному виду спортивных команд, для которых необходимо подобрать адекватный стиль управления.

Знаковой в области постановки проблемы необходимости новой парадигмы менеджмента является его книга «Задачи менеджмента в XXI веке» [4]. Она была издана на английском языке в 1999 году на рубеже веков, когда Питеру Друкеру уже исполнилось 90 лет.

В этой книге Питер Друкер еще раз обратился к спортивной аналогии и высказал следующую мысль: «Может быть, нам всем вместе следует сформулировать задачу по-другому и вообще отказаться от «управления кадрами». Исходной точкой как теории, так и практики может стать «управление, ориентированное на производительность». Исходной точкой может стать определенный результат – как, например, в случае оркестра, которым управляет дирижер, или футбольной команды. Для них главное – качество исполнения и победа в игре соответственно.» [4]

Ключевой момент этой цитаты заключается в том, что исходной точкой развития теории и практики менеджмента в XXI веке может стать «определенный результат» как, например, качество исполнения у оркестра или победа в игре футбольной команды. Он называет это «управление, ориентированное на производительность». В более широком смысле речь идет о победе в спорте, которая лежит в основе современной теории менеджмента – менеджмента побед в бизнесе – спортинге.

Элизабет Эдерхейм в книге посвященной Питеру Друкеру [5], характеризует его как человека, который помогал людям увидеть то, что он сам всегда описывал как «очевидное, но еще не совсем осознанное». В отношении его идеи «победы футбольной команды» как результата «управления, ориентированного на производительность» - это утверждение в полной мере относится и к нему самому лично.

Теория менеджмента побед (спортинг) еще и сегодня «очевидная, но еще не совсем осознанная» новая парадигма современного менеджмента, являющаяся ключом к решению проблем развития современного бизнеса. Но, отдавая должное прозорливости Питера Друкера, нельзя не присоединиться к восторженному мнению профессора Университета Южной Калифорнии Джеймсу О'Тул: «Просто поразительно: нельзя привести практически ни одной более или менее серьезной концепции в менеджменте, которую первым не сформулировал бы Друкер» [1].

Источники и литература

1. Тимоти Батлер (Гарвардская школа бизнеса). Человек, придумавший менеджмент: почему идеи Друкера все еще актуальны.
2. Джеффри Креймс. Думай как Друкер. - Минск: «Попурри», 2009. - с. 12-13.
3. Красова О., Петрова Ю. Питер Друкер// «Управление персоналом», №11, 2007.
4. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2000. - 272 с.
5. Эдерхейм Э.Х. Лучшие идеи Питера Друкера. - СПб.: Питер, 2011. - 384 с.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Партнер, Украина

Полностью разделяю восхищение Друкером.
Но скажите мне, пожалуйста, о чем статья?

Председатель совета директоров, Москва
Нестеров Федор пишет: ...о чем статья?...
мало того, даже при всем восхищении Петром Федоровичем, автор даже не дал ссылку на современную доработанную(его коллегой, который проработал с ПД последние 30 лет) с учетом последних изменений книгу Друкер П.Ф. и Макьярелло Д.А. Менеджмент.-М.: Издательский дом ''Вильямс'', 2010 (на языке оригинала 2008 год).-704с. :o :o :|
Системный аналитик, Украина

Друкера просматриваю раз в несколько лет и каждый раз нахожу что-то новое, более актуальное для меня. Классик.
А то, что многие не читали - это точно. Молодежь, конечно. Дима Белан заслонил...
С уважением В.Петриченко

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.