Игра в «тарелочки»
Ох! И до чего же мы все разные... Разные по возрасту, разные по образованию, образу жизни, интересам... Всего и не перечислишь. С одной стороны – это великолепно. Мир ярок и многообразен.
С другой стороны – порой так трудно бывает догадаться, что именно у человека на уме. Кстати, ему – человеку – не менее трудно бывает понять, что ты его не понимаешь. Он-то точно знает, что у него там, в головушке. Но как-то забывает, что черепушка-то не прозрачная, и что в той «кастрюльке» варится – тайна сия есть великая. Так и в этот раз. Как говорится – ничто не предвещало, а все-таки ...
Обратился к нам в агентство молодой человек с обычным вполне заказом: подобрать ему трехкомнатную квартиру в спальном районе Риги – З. Район был на тот момент, пожалуй, самый новый, все дома одной серии, все квартиры – типовые, как и положено в спальном районе постсоветского времени. Заказчик, даром, что молодой, а уже семейный, и квартира нужна ему срочно, поскольку в семье в скором будущем ожидается пополнение.
Ну что ж. Дело, вроде, несложное, поручаю его своей молодой сотруднице – стажеру. Она с энтузиазмом берется за поиск, рапортует, что нашла хорошие, добротные варианты. Едут они, смотрят их, вот-вот сделка случиться должна. День ездят, два...
Я как-то упустила момент, несколько дней не спрашивала, как там дела продвигаются. Но, судя по «молчанию ягнят», счастливый «сатисфэкшен» никак не наступает. Спрашиваю:
- Как дела?
Чуть не плачет моя стажерочка:
- Не знаю, что делать! Я ему 23(!) квартиры показала, а он все никак не выберет...
Да... 23 квартиры, да еще в одном районе, да еще абсолютно одинаковые – что-то тут не так. Что-то не совсем просто. Не может занятой человек на ровном месте, да еще и с беременной женой просто так по району шастать, одно и то же смотреть, и выбрать не мочь. При том, что парень абсолютно адекватный, вменяемый, в свои 24 года – уже заместитель директора довольно крупной кондитерской компании. Должен же быть какой-то критерий, по которому он свой выбор «равняет».
Понимаю, что девочка-стажер вряд ли вытащит сию тайну великую на свет божий, значит – самой надо выяснить. Приглашаю, готовлюсь к чему угодно... А ларчик-то так просто открывался! Оказывается, был мой заказчик, как и положено молодому человеку, большим любителем и современного TV, и современных технологий, это самое TV предоставляющих. А по простому, TV – антенн, тех самых, которые ставят на крыши или прикручивают на стену дома – «тарелочек».
Казалось бы, какая связь между выбором квартиры и «тарелочкой»? Оказалось – самая что ни на есть прямая. В силу каких-то причин, то ли из-за несовершенства самих антенн, то ли из-за рельефа местности, то ли еще из-за чего, но большинство домов этого спального района находилось вне зоны покрытия именно того самого спутника, от которого собственно это самое TV и происходит. И наш клиент, будучи человеком целеустремленным, пытался совместить новую квартиру с вожделенной антенной. При этом – квартиру то ему подбирала моя «девочка», а вот «зону» для приема сигнала со спутника определял, видимо, какой-то специально обученный «мальчик», шедший по следам «девочки». И никому из них, в их замечательные – молодые и полные энтузиазма – головы, не приходила простая мысль решить вопрос «с другого конца».
Зато она пришла в мою, умудренную опытом голову – попросить этого специально обученного «спутникового» мальчика пройтись по району и определить, в каких конкретно домах этот самый искомый сигнал есть, а где им – и не пахнет. И только после этого начинать квартиру искать, и уже там, где искомый сигнал и найден. (Все-таки, как хотите, а опыт – штука незаменимая…)
И хотя, как выяснилось, нужный сигнал был всего домах в шести-восьми со всего района, следующее же попадание было прямехонько в десятку! Поскольку дома при сигнале были уже известны, то и квартиру в них найти стало делом техники. Так что успели эти технически продвинутые «дети» и квартиру купить, и вселиться еще до рождения главного члена семьи – малыша Мартиньша! Которому, кстати, не так уж это самое TV и нужно-то было.
Зато папа был счастлив! И торт выпечки этой самой кондитерской компании, который мы ели за здоровье Мартыньша и его родителей – очень нам понравился. Вкусен был необычайно. И заслужен!
Подвиг Мамуки
Жил-был однажды, собственно, относительно не так и давно, в начале XIX века, владелец обувной фабрики. Был он человек не бедный, образованный и совсем не лишенный чувства прекрасного. А поскольку в тот, «довоенный» период – до первой мировой войны – люди как-то больше тяготели к прекрасному в архитектуре, чем к тому, что в советское время гордо именовалось «серийным жильем», то решил тот господин построить себе рядышком со своей фабрикой виллу, дом жилой, откуда и руководить фабрикой можно, и жить – с комфортом.
Вилла была построена! Прекрасное трехэтажное здание в стиле Югенд, с башенками, с лепным фасадом, со всевозможными украшениями, в соответствии со стилем и с кошельком заказчика. Красивое и добротное. Уж не знаю, как дальше обернулось с владельцем фабрики, ибо речь, собственно говоря, не о нем, а о созданном им семейном гнезде – вилле в стиле Югенд.
Обратился ко мне в конце 1990-х другой, не менее, видимо, зажиточный господин, владелец немаленького бизнеса, с просьбой – помочь ему приобрести эту красоту. Уж больно вилла хороша, хотя и обветшала несколько. Да... Что такое «несколько», это, конечно, понятие относительное... А вот во что может превратиться трехэтажная вилла, если сделать из нее заводскую общагу, невозможно описать! Бывший владелец, небось, в гробу переворачивался.
Ну, раз заказчик не только хочет, но и готов платить за удовольствие, беремся за работу. Для начала необходимо выяснить, сколько именно народу населяет эти стены. Потом – на каком основании, есть ли у них прописка, или они сами себе это место «домом» назначили. Потому что, судя по количеству народа, лезущего из каждой щели, понимаем, что никак невозможно, чтобы у всех тут прописка была. Хотя выяснить это – практически нельзя. Общага-то была заводская, при заводе. А в процессе обретения Латвией независимости и «прихватизации», завод просто благополучно скончался. Ну и документы все – тоже практически испарились. Остались какие-то жалкие именно, что «останки» бумаг. Кто-то в них и значится, а кто-то – совсем нет.
Ладно, идем на перепись населения в одной, отдельно взятой вилле. Явных бомжей сразу двигаем, чтобы заранее себе другой ночлег искали. Двух абсолютно престарелых бабушек везем на экскурсию в дом престарелых (дома престарелых у нас – на хорошей дотации). После чего обе бабули со слезами просятся, чтобы их поскорее туда оформили.
Для остальных – строгий контроль, фамилии, явки, документы, чтобы окончательно определить смету и расселить бывших заводчан из этого «прекрасного гадюшника» в человеческие условия. Ибо, застройщик никак не предполагал, что населять его виллу будет человек сорок, и удобства запланировал только и единственно на втором этаже, где собственно, и было «место встречи» ветеранов завода.
Благо, в старых паспортах, прописку ставили! Мы быстренько и отделили «агнцев» от «козлищ». Как говорится, по паспорту. «Козлищ», естественно, предупредили, что они должны за месяц подыскать себе другое жилье, а «агнцам» предложили по квартире в спальном районе. И как-то быстренько все начало улаживаться. «Агнцы» радовались и паковали вещи, «козлищи» понимая, что здесь они жили на птичьих правах, быстренько стали искать себе другие пристанища. Все. Кроме одного.
Небольшого роста мужчина категорически не согласился с ситуацией. Мамука, как он мне представился, не имел прописки, поскольку в новых паспортах она уже не ставилась, а паспорт у него новый был. И других документов, по которым он мог бы тут проживать, тоже – не имел. А имел он огромную внутреннюю убежденность в своей правоте, в том, что не может такого случиться, чтобы его и его семью выселили только потому, что по чьей-то халатности и разгильдяйству пропали документы.
И он пошел отстаивать свои права. А поскольку я была именно тем человеком, который мог либо «казнить», либо «помиловать», то и защищать себя явился он ко мне. Имея в качестве оружия только и единственно, внутреннюю убежденность. Как он защищал свою семью! Такой настойчивости можно позавидовать! Ежедневно, в течение двух или трех недель, я, приезжая в офис, видела Мамуку. Он приносил письменные свидетельства соседей, почетные грамоты от завода (которого больше не было), он убеждал меня.
Самое замечательное в этой истории то, что он-таки – убедил! Я действительно поняла, что он просто по несчастливой случайности так невовремя сменил паспорт и имел-таки прописку в этой общаге. И еще более замечательно, что мой заказчик согласился и оплатил Мамуке покупку однокомнатной отдельной квартиры в спальном районе.
Мамуку я больше не видела. Да и никого из тех, кто получил возможность выбраться из этого «гадюшника» и начать наконец-то жизнь в отдельной квартире. Владелец отреставрировал здание, теперь оно стоит, невозможно красивое, и украшает собой всю улицу. И каждый раз, проезжая мимо, я вспоминаю Мамуку – маленького мужчину с большим сердцем и огромной верой в справедливость.
Мои «грабли», или Сага об экскурсантке
Я совсем не волшебник. Только учусь. И, надеюсь, с пользой. А поскольку правило об учебе на собственных ошибках никто не отменял, то и ошибок наворочено немало. И возможно, кому-то пригодятся мои «грабли», чтобы самому их избежать.
Так вот, о «граблях». Обратилась как-то ко мне дама одна с просьбой – помочь ее маме переселиться к ней поближе. Из одного спального района – в другой район. Ничего необычного или нового. Есть стандартная процедура, с которой, собственно, все и начинается.
Поехала я к маме. И квартиру ее посмотреть, и оценить. Да и с самой хозяйкой познакомиться, понять, узнать, чего же ей хочется, каким она свое будущее жилье видит. Посидели, поговорили, расставили все «фишки», пора игру начинать.
Только условие хозяйка, назовем ее «мать», выдвигает одно, «самое главное» – никому ее квартиру не предлагать, пока она для себя новую не выберет. С моей точки зрения, условие, конечно, не самое рациональное, и мне сулит дополнительные хлопоты. Но порой бывают у пожилых людей самые разные странности, с которыми приходится считаться. Так что на том мы и договорились.
Начинаем, в связи с таким условием, сделку «с изнанки». Подбираю ей для начала неплохую «двушечку» неподалеку от дочки, посылаю посмотреть. Едет моя «мать» на смотрины. Я с большим интересом ожидаю результата – первый просмотр многое говорит о клиенте. Понимаешь его требования и к недвижимости, и к инфраструктуре, и даже к самой идее переезда на другое место жительства.
Ну, что ж, как и следовало ожидать – первый блин комом. За все 18 лет практики можно по пальцам пересчитать случаи, когда клиент соглашался на первый предложенный вариант. Как говорится, из разряда «не бывает». И понятно почему – ему сравнивать не с чем. Не так часто мы покупаем недвижимость (если, конечно, это – не профессия), чтобы легко и непринужденно сравнивать с имеющимися в уме файлами, нету там у простого среднестатистического покупателя файлов, пусто там. Максимум, с чем он может сравнивать, это со своей квартирой, да с квартирами родственников и друзей, а это все же – узкий круг. Поэтому я даже не удивилась, узнав, что вариант не подошел. Удивил только один нюанс. Обычно всегда мы спрашиваем у клиента, что именно ему не понравилось, просто, чтобы второй раз заведомое «не то» не предлагать. Или этаж не тот, или окна – не туда, все это надо знать. А тут непонятная для меня причина – не понравилась хозяйка-продавец! Что такое?! Им же не вместе жить. Ну да ладно, мало ли что бывает. Возможно, не нашли общего языка, возникла антипатия и т.д.
Нет, в который раз убеждаюсь – если что-то происходит не так, как должно быть, это точно не просто так. Если клиент ведет себя явно нестандартно, есть, ох, есть тому причина явная или тайная. Хорошо, если причина явная. Ее можно понять, и с ней можно что-то сделать. А вот если есть нечто тщательно скрываемое и оберегаемое, что проявляется только в каких-то неясных странностях, будь готов к приключениям.
Как жаль, что нельзя сделать «блиц-апгрейд» и «встроить» мудрость. Нет, она приходит только с опытом и с обучением. И сколько шишек набивается, пока столь простые вещи накрепко вбиваются в голову. Вот и тут. Что бы мне насторожиться на столь нестандартную реакцию. Чего это ее так взволновала хозяйка, а не недвижимость? Так нет же, продолжаем игру.
Предлагаю следующий вариант – прекрасная квартирка, чудесный проект, хорошее место, все чудесно. Едет смотреть, результат – отрицательный. Почему? Правильно – не понравился хозяин. И опять мне не «стукает». Подбираю третий вариант. Да что бы вы думали? Правильно! Опять хозяйка «не подошла».
И тут только доходит до меня простая истина. «Мать» моя не квартиру себе подбирает, а развлечение. Она с удовольствием рассматривает чужие квартиры, но не как покупатель. Она – оценщик чужой жизни. Подглядыватель. Не хватает ей, видимо, в собственной жизни интереса, вот и ищет она его под чужой крышей. Смотрит, общается, делает вид, что квартира ее интересует, морочит хозяев. А по – простому, лжет. Конечно, они ей не нравятся. А какому лгуну понравится тот, кому он только что безо всякого повода лапши на уши навешал!
Самое замечательное, что и я ей не нравлюсь, и по той же причине. Мне-то она тоже голову морочит, вот и ворчит и критикует не по делу. Вплоть до того, что чуть ли не я виновата, что солнце в день просмотра не включила... Как только сия простая истина стала мне понятна, театр-то этот я быстренько и прикрыла. Связалась с дочкой, которая «мать» свою мне подсунула, да и поинтересовалась – как долго они подобным развлечением балуются.
Не захотела дочка огласки истории, оплатила мне неустойку безропотно. Видимо, и сама знала, чем «мать» ее балуется. Так что осталась я в этот раз без сделки, зато с хорошим опытом. Который не раз еще пригодился.
Также смотрите:
Риелтор: курьезы профессии. Серия 4