Александр Перевалов: CRM как показатель эффективности системы продаж

Александр Перевалов

Анализируя личный опыт управления системами продаж в разных компаниях, пришло интересное наблюдение: в правильно настроенной системе продаж, CRM обеспечение является жизненной необходимостью. В то же время в системе продаж действующих с низкой эффективностью она не нужна!

Переходим к фактам, подтверждающим мое наблюдение.

Назовем компанию, где бизнес процессы продаж настроены хорошо - компания ВОСХОД, а компания ЗАКАТ - компания работающая по старинке, т.е основываясь в основном на личным опыте и интуиции ТОП менеджмента, который часто состоит из собственника или директора.

1. Оценка эффективности продающего персонала.

В компании ЗАКАТ оценивают продавцов только по прибыли, которую они принесли за отчетный период. Руководителю достаточно отчета по прибыли из бухгалтерской программы, CRM не нужен!

В компании ВОСХОД, эффективность продающего персонала оценивают не только по принесенной прибыли за период, но и еще по критериям, которые стратегически важны компании:

  • количество новых клиентов за период
  • количество внедренных новых товарных групп корпоративным клиентам за период
  • количество сделок / проектов инициированных продавцами
  • географический охват клиентов на контролируемой территории
  • соотношение общего количества открытых сделок / проектов, к количеству завершенных успехом и другим критериям.

При такой системе руководителю необходимо постоянно (не менее 1 - 2 раз в неделю) контролировать эти показатели. При не ведении или ведении продавцами истории работы с клиентами в своих личных источниках (бумажные и электронные ежедневники, офисные приложения и т.д.), получить эти данные становиться в первом случае просто невозможным, а во втором очень длительным и неточным. В CRM система позволяет получать эти данные со скоростью нескольких кликов мыши, поэтому все руководители отделов будут настойчиво требовать внедрение CRM.

2. Контроль текущей рабочей деятельности отдела продаж.

В компании ЗАКАТ есть план по прибыли, но нет плана по рабочей активности продавцов. Сколько продавец провел встреч с новыми и корпоративными клиентами, сколько сделал звонков новым и корпоративным клиентам тому и рады. Если не провел, ничего страшного, главное что сделал план по прибыли. Руководителю не нужно CRM, он просто не контролирует эти показатели.

В компании ВОСХОД у каждого продавца есть конкретный плана по рабочей активности. План по:

  • встречам с новыми и корпоративными клиентами
  • по телефонным переговорам с новыми и корпоративными клиентами
  • по высланным коммерческим предложениям
  • по подписанным договорам поставки

И опять для постоянного мониторинга этих нормативов нужно оперативно получать информацию. При отсутствии CRM продавцы замучены отчетами, руководитель их проверкой и ручным сведением в удобоваримый вид, поэтому руководители отделов идут к начальству с просьбой - нужно внедрение CRM.

3. Контроль соблюдение регламентов / стандартов работы с клиентами.

В компании ЗАКАТ нет регламентированных стандартов работы с клиентами:

  • технология поиска, привлечение и удержания клиентов,
  • технология встреч и телефонных переговоров с клиентами,
  • технология работы с возражениями,
  • выявления потребности и других важных элементы коммерческой работы.

В компании считают, что их продавцы достаточно грамотны и им хватает одного объяснения «как мы это делаем». Опять же: главное, чтобы прибыль приносил. Читать описание событий не нужно. CRM не нужен.

В компании ВОСХОД все этапы работы с клиентом подробно регламентированы и приведены к единому стандарту. Одна из ключевых функций руководителя - ежедневный контроль выполнения этих стандартов. Все продавцы обязаны пунктуально заносить и подробно описывать события, а руководитель должен иметь быстрый доступ к этим данным, чтобы не перегружать сотрудников ежедневной отчетностью. Невозможно отслеживать описание событий в личных источниках продавцов: ежедневниках, офисных приложениях, блокнотах. Опять CRM решает эту проблему.

4. Стратегия привлечения новых / потенциальных клиентов.

В компании ЗАКАТ, ориентируются в первую очередь на прибыль от существующих корпоративных клиентов и на клиентов, пришедших по рекламе. Клиентов, которых не удалось привлечь к работе после первых переговоров заносят в список «они о нас знают, и если надо позвонят».

В компании ВОСХОД, кроме планирования работы по существующим корпоративным клиентам, продавцы планируют отношения даже с клиентами, сказавшими «нет», при первых переговорах. Работа с таким клиентам строиться по принципу «Если сегодня они не работают с нами, это не значит, что не будут работать с нами никогда». По каждому такому клиенту они обязательно планируют событие. К примеру: повестить о новинках ассортимента, узнать, нет ли проблем с существующим поставщиком, поздравить с профессиональным праздником. Как правило, в клиентской базе таких клиентов может быть от несколько десятков до нескольких сотен. Спланировать такое количество событий в бумажном ежедневнике или в офисном приложении крайне неудобно. А если продавец уйдет, забрав с собой ежедневник или «случайно» удалит файл? Опять руководитель требует установки CRM!

В данном примере разобрали лишь небольшую часть рабочих процессов, где работа без CRM обеспечения становиться очень трудоемкой и неэффективной.

Хотел подрезюмировать свои наблюдения: Первый сигнал для собственника или директора, что система продаж и управления продажами работает крайне неэффективно - это отсутствие просьб от руководителей отделов продаж установить CRM обеспечение. В таких компаниях:

  1. Работа продавцов непрозрачна.
  2. Оценка эффективности осуществляется только по прибыли и интуиции руководителя, а не основываясь на точных показателях.
  3. Отделом продаж не управляют, т.к. управлять можно только тем, что можно измерить, и результаты каждого периода непредсказуемы.
  4. Работа с клиентами строиться не на долгосрочную перспективу, а только ориентируясь на получение прибыли сегодня.
  5. Соблюдения стандартов работы с клиентами не контролируется, и как следствие одни и те же важнейшие вещи делаются десятками разных способов, но, как правило, неэффективными. 
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Игорь Исаев
Генеральный директор, Москва

А поделитесь кто-нибудь опытом (положительным или отрицательным) использования какой-нибудь бесплатной СRM (такие обычно бывают на небольшое кол-во пользоватлей: 3-5 человек). Сам пытался несколько раз подобрать что-то подобное на GoogleApps Market-е, но как-то всё не то ... :(

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.

В России не хватает 2,7 млн работников

Больше всего предложений зафиксировано в обрабатывающих производствах и торговле.