Грамотно развитая система адаптации новых сотрудников крайне важна для любой компании. Если говорить про сферу цифрового ритейла, в которой мы работаем и где «текучка кадров» всегда была высока, именно благодаря хорошо продуманной программе поддержки новых сотрудников можно увеличить средний стаж работы в компании.
В принципе, существует множество различных подходов к адаптации сотрудников. Некоторые работодатели используют жесткие методы, которые основаны на вызывании стресса у человека и предназначены для повышения результатов его работы, а главное - для ускорения процесса привыкания сотрудника к новому коллективу, новой компании, новым условиям работы в целом. В других компаниях следуют иному принципу и рассматривают всех сотрудников как одну массу, подгоняя всех под жесткий средний стандарт. Но единые правила работы с разными людьми зачастую замедляют процесс адаптации, а иногда и вовсе ставят крест на сотруднике, не желающем быть «как все». Тогда компания теряет сотрудника, даже не успев осознать его важность для себя.
В нашей компании используются совершенно другие ключевые методы и подходы к новым сотрудникам. И здесь играют роль два момента:
Во-первых, нужно понимать, что люди, которые приходят в компанию, чем-то отличаются друг от друга, а иногда и совершенно разные по своему социальному положению, демографическим характеристикам, мировоззрению. При этом на выходе процесса обучения и адаптации нужно стремиться получить единую команду, к каждому участнику которой необходимо найти индивидуальный подход.
Во-вторых, адаптационная программа должна основываться на поддержке и заботе. Важно, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно и чтобы у них было как можно меньше поводов для стресса и негативных эмоций на всем этапе работы в компании. Поддержка и забота по отношению к новым сотрудникам состоит из нескольких компонентов:
- Психологическая помощь
- Развивающая обратная связь
- Индивидуальный подход
- Формирование индивидуальных планов развития
Психологическая помощь - это непосредственная работа с группой, отдельно с каждым участником группы. Она направлена на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, в индивидуальных личностных проблемах, в проблемах в общении и в тяжело проходящей адаптации к условиям нашей компании. Для этого есть практические инструменты, которые можно применять как в ходе тренинга, так и в ходе индивидуальных бесед: практические игры и упражнения, кейсы, методы аквариума, работа в больших и малых группах и т.д. Можно работать с людьми и по их желанию, и по собственной инициативе, если становится понятно, что необходима помощь со стороны компании.
Развивающая обратная связь имеет решающее значение для роста результатов и достижения целей каждого пришедшего в компанию сотрудника, поскольку позволяет человеку, получающему ее, анализировать свою деятельность. Если сотрудник получает развивающую информацию от наставников уже на первых этапах, то это оказывает воздействие на весь дальнейший прогресс его работы в компании.
При этом для облегчения обучения, мы следуем простому правилу. Для того чтобы обратная связь была полезной для другого человека, он должен:
- понимать информацию;
- иметь возможность принять эту информацию;
- иметь возможность сделать что-то с этой информацией.
Индивидуальный подход – это психолого-педагогический принцип, в котором самым важным для обучения и развития является учет индивидуальных особенностей каждого сотрудника. Каждый будущий сотрудник имеет свои «скелеты в шкафу»: коммуникативные барьеры, неумение налаживать контакт с другими людьми, неуверенность в себе. Здесь важно помочь преодолевать комплексы и страхи, главное – желание человека совершенствоваться. Многие наши сотрудники, прошедшие такую школу торгового персонала неоднократно благодарили тренеров и компанию, предоставившим им возможность вырасти над собой.
Формирование индивидуальных планов развития вытекает из предыдущих трех компонентов и является неотъемлемой частью поддержки и заботы. Каждый сотрудник должен знать и понимать, какая у него зона развития, как ускорить усвоение информации, необходимой для эффективной работы в своей должности.
Благодаря данной программе адаптации новых сотрудников, сам процесс интеграции новых работников в компанию сокращается, а у людей появляется желание расти, развиваться в среде единомышленников и следовать идеям этого дружного социума. Наши новые сотрудники чувствуют себя комфортно уже с первых дней пребывания в компании. Это самое важное.
Мы знаем, что люди (а это одна из важнейших ценностей нашей компании) – это основа, на которой строится вся система и весь бизнес.
Ольга, а кто именно в Вашей компании это всё осуществляет? Вот это -
Психологическая помощь
Развивающая обратная связь
Индивидуальный подход
Формирование индивидуальных планов развития
Елена, здесь идет комплексная работа hr-департамента: отдел подбора кадров, отдел обучения и развития. У нас существует определенная система адаптации и подготовки кадров.