Говоря о коучинге, мы имеем в виду, что человек, с помощью коуча, сам решает свои вопросы, основываясь на имеющихся у него ресурсах и знаниях. Это работает, когда решается задача, например, покупки стиральной машины или принятия решения: жениться или не жениться? А если поставлена цель, для достижения которой внутренних знаний клиента не хватает? А коуч, как известно, не является специалистом в конкретной области знаний и советов не дает. Например, клиент хочет подняться по карьерной лестнице. И вот вместе с коучем он начинает анализировать и выстраивать карьерный путь. Однако, есть необходимые навыки, которые требуются руководителю, но ни клиент, ни коуч об этом не ведают. А иногда ведают, но знаний не хватает.
Вывод 1: коучинг решает задачи, которые не требуют специальной, не имеющейся у клиента информации и решаются только путем аналитики, основанной на имеющейся информации.
У коуча есть в запасе свои решения вопроса: это его широкий кругозор и возможность перенаправить клиента к другому специалисту, если это потребуется.
Но с учетом нашей вечной спешки, занятости и экономии времени, может быть эффективно находить специалистов, которые с одним клиентом играли бы несколько ролей, использовали бы несколько методов развития и комплексно могли бы решить вопрос? Так, например, в вопросах личной эффективности, в которых специализируется и коучинг, полезно обратиться к специалисту, обладающему одновременно компетенциями коуча и бизнес-тренера, работающего в области обучения soft skills и являющегося носителем знаний в нужной области. Сочетание постоянного анализа (коучинга) и притока новой информации (консалтинга) даст комплексное решение вопроса клиента.
Вывод 2: комплексное решение задачи клиента возможно одним специалистом, который сочетает в себе несколько ролей.
Для этого требования к специалисту, к которому обращается клиент существенно возрастают. Умение переключиться с одной роли на другую, работать в условиях многозадачности, широкий кругозор и обширные знания могут стать хорошим подспорьем для клиента и новым вызовом для специалистов, оказывающих услуги в области личной эффективности.
Представим, если процесс работы с клиентом пойдет другим путем: через тренинг, где человек начнет решать свои вопросы через информацию и отработку навыков к коучинговому пост-тренинговому сопровождению, где он сможет соединить навык с практикой, осмыслить его наилучшее применение. Конечно, идя по данному пути, мы ограничиваем возможности клиента определенным решением его вопроса и определенной зоной развития, ибо коучинг как пост-тренинговое сопровождение скорее всего продолжит направленность тренинга и задач, им решаемых. При такой форме работы важно выявить потребности до обучения, с чем, кстати, отлично справляется коучинг.
Вывод 3: при развитии личной эффективности можно выделить такие направления, как сочетание коучинга с консалтингом параллельно или, а при наличии четкой задачи — тренинга и коучинга.
Как бы ни пошел процесс работы с внутренним ростом клиента для решения важных для него задач, тренер и коуч в одном лице смогут оказать более эффективную и быструю помощь клиенту, что отвечает духу времени и говорит о новых интересных возможностях как для получателя услуг, так и для носителей обеих профессий.