«Отдыхайте на курортах Краснодарского края!», «Летайте самолетами «Аэрофлота!», «Храните деньги в сберегательной кассе!» - все эти рекламные изречения недалекого прошлого выглядят сейчас по меньшей мере забавно. Отдыхать, где советуют, летать тем, что есть, и хранить трудовые доходы можно было в конкретных местах, потому что не было альтернатив. Усиленно заколосившаяся в начале 1990-х эпоха свободного предпринимательства вызвала обратную проблему в виде свалившеся на наши головы разнообразия: брендов стало слишком много. Но мало кому известно, что даже сейчас, когда на витринах магазинов нет свободного места, а от количества брендов рябит в глазах, целые товарные категории продолжают контролироваться каким-то конкретным производителем.
Портал Cracked.com насчитал как минимум шесть таких товарных категорий. В каждой главенствует кто-то один. Этот таинственный «кто-то», подобно пауку, расставляет на потребителя сеть из многочисленных торговых марок и собирает деньги с целых рыночных сегментов. Итак, кто же они, эти таинственные рыночные спруты?
№6. Солнцезащитные очки от Luxottica Group
Фанаты голливудских фантастических блокбастеров «Люди в черном» и «Матрица» помнят, что солнцезащитные очки — неизменный атрибут главных героев в обоих фильмах. Очки «как у Нео» есть в коллекциях почти всех известных производителей. Но какой бренд бы вы ни предпочли — Ray-Ban, Oakley, Revo, DKNY и так далее — знайте, что все эти марки принадлежат итальянскому производителю предметов роскоши Luxottica Group.
№5 Кошачий корм от Menu Foods
В 2007 году по Северной Америке прокатилась волна смертей домашних кошек. Ни в чем не повинные мохнатые питомцы покидали любящих хозяев из-за отравления меламином. Расследование показало, что токсичное вещество разом обнаружилось в корме более 150 брендов. Торuовые марки связывало то, что все они принадлежат конгломерату Menu Foods. Корм для кошек отличается только этикетками. Поговаривают, что в отравлении виновата небольшая компания Chemnutra, которая поставляет различные специальные ингредиенты для корма крупным производителям. После инцидента владельцы компании отделались штрафом в $35 тыс. и продолжают вести бизнес под именем EOS Direct. В списке их клиентов — чрезвычайно крупный производитель энергетических напитков. Так что если глоток «энергетика» окрылит вашу душу и позволит ей отделиться от тела, можно будет с достаточной степенью вероятности сказать, кто виноват.
№4. Кукуруза Monsato
Кукурузный крахмал и кукурузный сироп входят в состав многих консервов и кондитерских изделий. Отходы кукурузного производства используются для получения биотоплива. Кукуруза в каком-то виде даже входит в состав гипсокартона. Другими словами, она везде. Кто владеет кукурузой, тот владеет миром? Если так, то повелители планеты — весьма скучные люди из компании Monsato, которые завоевали планету тем, что оплачивали селекцию генно-модифицированных початков и помогали новым поколениям растений бороться с вредителями при помощи гербицидов. Новая затея «Монсато» - семена кукурузы под кодовым названием «Терминатор». Проросшие из них растения лишены способности давать жизнеспособное потомство, поэтому фермеры будут обречены покупать семена у одной фирмы во веки веков.
№3. Компьютеры с заводов Quanta
Высоколобые инженеры, собирающие компьютеры в стерильных цехах в США, остались только в рекламе не самого высокого пошиба. Бал на рынке ЭВМ правят азиатские компании. Порядка трети от всего количества ноутбуков в мире собрано на предприятии Quanta. Из цехов завода выходят «персоналки» Dell, Sony, HP, Toshiba и — да-да! - великие и ужасные «Маки». Законы OEM-контрактов просты: чем сильнее загружен завод, тем ниже себестоимость каждого конкретного экземпляра.
№2. Макс Мартин и его гегемония на песни поп-исполнителей
Помните навязчивые мелодии, от которых так сложно избавиться? Все эти поп-группы типа N'Sync, Take That, Backstreet Boys? Знайте, что мелодии их самых забойных хитов написал единственный человек. Макс Мартин, кажется, монополизировал уши миллиардов слушателей. Впрочем, честолюбивый композитор не останавливается только на популярной сцене. Плодовитый автор «окучил» несколько рок-коллективов, среди которых Def Lepard и Apocalyptica.
№1. Если пиво, то InBev
Каждая страна имеет свою пивную культуру. Носители этой культуры смотрят на другие народы снисходительно. Американцы предпочитают Budweiser и Michelob, националисты-канадцы — свой исконный Labatt, а в Бельгии обожают Hoergaarden. И все уверены, что их пиво — самое лучшее на свете. Но только не в третьем тысячелетии! Перечисленные выше сорта пенного напитка, как и многие другие пивные бренды, принадлежат огромной корпорации InBev. Поэтому, какое бы пиво вы ни выбрали, ваши доллары, евро, рубли или другая валюта упадет в бездонный карман самого большого пивовара в мире. Впрочем, данный факт совсем не делает каждый сорт пива менее вкусным.
Фото: pixabay
ну и что тут страшного :) ??!
в китае весь объем продажи алкоголя и сигарет принадлежит государству.
в россии мзду придумывают на ходу инспекторы, дума, органы.
бритвы все принадлежат жилету.
связь сотовая тоже не 17 человекам принадлежит.
газ и нефть - газпрому.
центробанк - государству.
ну и так далее.
Вам единолично :) принадлежит ваша жена.
если вы в деревне держатель магазина - то все ''бабки'' ваши.
если вы губернатор жесткий - то вся область под вашей дудкой.
да у нас монополий кудысь больше 666666666666666666... :)
Приведенные примеры интересны, но совсем неоднозначны. И если пиво, алкоголь , кондитерка и прочие, можно сказать, что движутся естественным путем - все стремится к монополии. То есть, имеющие возможности потихоньку скупают конкурентов, то, например, Монсанто, это совсем другой случай... Даже другой инструмент, эта компания никого не скупала. Она поднялась на знаменитом боевом ОВ под названием ''Оранж'', а уже потом продвигалась при помощи правительства США, и у себя в стране, и в мире... И ГМО она не спонсировала, а разрабатывала, чтобы и кукуруза, и соя могли противостоять гербициду ''раунл-ап'', это гражданское воплощение ''Орандж''. В области сои ее успехи еще более значимы, чем с кукурузой. Три крупнейших мировых производителя сои США, Бразилия и Аргентина, что составляет, ИМХО, более 80% мирового производства, давно сидят на монсантовской игле. Причем, продвижение в Аргентину и Бразилию шло по правительственным каналам. Монсанто стремиться стать Майкрософт на рынке сырья для пищевой промышленности... согласитесь, это уже очень страшно...
Вообще, главные монополии совсем не эти. В ''эру ссудного процента'' правит бал тот, кто контролирует мировую валюту, причем, может бесконтрольно ее печатать... поэтому, все приведенные монополии, это только следствие. И еще, ''эра ссудного процента'' оперирует не продукцией и реальными ценностями, а ожиданиями, поэтому, свою работу делает и монополия на СМИ, и уж как тут без главного производителя контента - Голливуда... его лапша весит на ушах каждого жителя земного шара...
Да, про Холивуд наметка ценная. Только это - не главный производитель, а маяк. Считаю, что в Америке ''вся'' индустрия - это индустрия развлечения. Даже промышленные предприятия - это атавизмы и необходимые спонсоры развивающихся отделов маркетинга. Развлечения - это больше чем фишка для бизнеса. Это - философия, которая формирует ценностные ориентиры общества. Это - уникальная бизнес модель, которую не удается скопировать большинству других стран, но продукты которой очень лего экспортировать.
Возможно, по этой причине монополии, которые не видны зевакам, никто не трогает. Ведь, эти финансовые монополии -на самом деле- являются настоящими спонсорами Американской главной компетенции. Внутри монополий нет технологических и реальных культурных соревнований, которые могли бы дать благодатную почву для развития иных стран с технологической ориентацией. Единственное соревнование в монополиях - это соревнование марок. Кто красивее оформит рекламу? Кто удачнее разработает упаковку? Кто найдет удачный формат предложения товара? Все эти вопросы, в конце концов, упираются в дизайн, управление приятными ощущениями, культивирование субкультуры потребления.
Был недавно в средненьком университете дизайна и промышленного искуства. Это - не те нищие школы художеств, о которых пишут учебники истории Европы. Учеба стоит дороже, чем многие традиционные ВУЗы. Школа набита технологическими примочками. Многие лучшие инженерные школы могут только завидывать. Размах. Понятно, куда денюжка течет. Что-то сродни, если бы Россия создала школу диктаторского мастерства и экспортировала дипломированных специалистов за рубеж.