Идея провести анализ связей в Facebook лучших авторов портала Executive.ru вызвала интерес редакции Executive.ru. Главный редактор Андрей Семеркин объяснил интерес так: «Во-первых, было бы интересно узнать, насколько универсальна успешность лидеров рейтинга Executive.ru – успешны ли они в другой социальной среде? Во-вторых, не менее интересно было бы узнать, сохраняют ли лидеры Executive.ru связи друг с другом за пределами портала?».
Я, конечно, не Cambridge Analytica, но некоторые интересные факты из соцсети вполне могу достать. Эта информация не касается персональных данных участников социальной сети. Такие метрики как число публикаций, комментариев и лайков находятся в публичном доступе и не относятся к категории персональных данных. Исследование было проведено в мае 2018 года.
31 автор
В основе анализа – профили авторов-медалистов – от золотой до бронзовой медали. Всего идентифицирован в Facebook 31 профиль следующих авторов:
- Александр Кичаев.
- Александр Кудряшов.
- Александр Сергеев.
- Александр Сорокоумов.
- Алексей Астапов.
- Альберт Тютин.
- Андрей Матусевич
- Аркадий Теплухин.
- Ася Барышева.
- Вадим Петриченко.
- Виктория Чердакова.
- Виталий Антощенко.
- Владимир Боглаев.
- Галина Сартан.
- Игорь Сюч.
- Константин Бакшт.
- Леонид Кроль.
- Марат Бисенгалиев
- Михаил Боднарук.
- Наталья Токарь.
- Никита Бутомо.
- Олег Кулагин.
- Ольга Паращак.
- Александра Карепина.
- Сергей Дубовик.
- Сергей Илюха.
- Фахри Агаев.
- Федор Нестеров.
- Юрий Барзов.
- Юрий Тюленев.
- Яков Миркин.
В данном случае список отсортирован по алфавиту, по первой букве имени.
14312 действий
Для анализа была доступна информация о 19 625 дружеских связях. К сожалению, в период, когда исследование уже началось, Facebook усложнил работу по сбору, и из 11 профилей получить друзей не удалось. Проводить анализ на неполных данных некорректно. Поэтому я обратился к другой, еще более интересной статистике – информации о лайках и комментариях на страницах авторов.
Была собрана статистика лайков и комментариев по десяти последним записям на страницах авторов. Таким образом, мы получили информацию о 14312 целевых действиях на страницах авторов. Для информации, так или иначе, при сборе статистики была охвачена аудитория в 28 тысяч человек. Но лайкали или комментировали только 10591 человек, что составляет 1,35 целевых действия на одного участника социальной сети. Не густо… я бы сказал, что аудитория пассивна. Но всегда есть лидеры. Давайте посмотрим на них. Ниже лидеры по лайкам и комментариям на страницах наших авторов. В этом списке есть «чужие» по отношению к Executive.ru люди, поскольку в список вошли те, кто активно лайкает наших героев.
- Бесплатный мастер-класс. Искусство целевого управления – 32.
- Виталий Бутенков – 28.
- Наталья Моженкова – 16.
- Mark Verner – 14.
- Алексей Петров – 14.
- Игорь Сюч – 13.
- Леонид Кроль – 12.
- Евгений Медведев – 12.
- Диана хренова – 11.
- Анна Сапрыкина – 11.
- Евгений Иванов – 11.
- Oleg Tretyakov – 10.
- Сергей Смоляков – 10.
- Татьяна Разина – 10.
- Irina Nepavlova – 10.
- Julia Timoschenko – 10.
- Javid Hidayatov – 10.
- Марина Карпова – 10.
- Валерия Корнеева – 10.
- Наталья Антонова – 10.
- Дмитрий Барсуков – 10.
- Лолита Семенович – 10.
- Валерий Бондарс – 10.
- Mihail Byhanow – 10.
- Виктория Захарова – 9.
- Ayşə Əlizadə – 9.
- Андрей Андреев – 9.
- Андрей Кичаев – 9.
- Элина Ткаченко – 9.
- Nəcməddin Axundov – 9.
Сохранено оригинальное наименование профилей. Приятно видеть среди наиболее активных и медалистов портала. Что касается паблика «Бесплатный мастер-класс. Искусство целевого управления», он принадлежит одному из авторов, и Facebooк идентифицировал его как персональную страницу.
Выше приведен рейтинг по совокупной активности лайков и комментариев. А как распределяется активность по типам реакции? Приводим реакции в том виде, в котором их применяет Facebook:
- Cool – 11298.
- Comment – 1019.
- Ha-ha – 906.
- Like – 622.
- Cray – 216.
- Wow – 200.
- Прочее – 51.
Мы видим, что доля комментариев в общей массе менее 1%. Но я считаю, что это самая ценная активность и стоит отдельно посмотреть на наиболее активных «комментаторов». Как и в предыдущем случае, в списке есть «чужие» по отношению к Executive.ru люди. В списке указаны топ-10 пользователей Facebook, которые комментировали посты наших героев.
- Игорь Сюч – 5.
- Михаил Эрденберг – 5.
- Милин Дмитрий – 5.
- Аскер Асланов – 5.
- Vladimir Shebordaev – 5.
- Валерия Корнеева – 5.
- Дмитрий Герасименко – 5.
- Андрей Нечаев – 4.
- Михаил Касимов – 4.
- Михаил Боднарук – 4.
- Виктория Чердакова – 4.
- Станислав Веселовский – 4.
- Юрий Тюленев – 4.
- Ася Барышева – 4.
- Александр Кичаев – 4.
- Ирина Туманова – 3.
- Mark Verner – 3.
- Егор Еремин – 3.
- Олег Пашков – 3.
- Dmitry Loskutov – 3.
И снова среди самых активных комментаторов мы видим, в том числе, медалистов. Надо срочно добавить их в друзья. Это самая ценная часть аудитории, если не тролли, конечно.
Самые хитовые авторы
А чьи материалы вызывали наибольший интерес аудитории? Кто из авторов Executive.ru публикует наиболее интересные материалы в Facebook?
- Леонид Кроль – 1886.
- Яков Миркин – 1704.
- Ася Барышева – 1510.
- Александр Сергеев – 1371.
- Никита Бутомо – 1171.
- Марат Бисенгалиев – 1111.
- Фахри Агаев – 990.
- Александр Сорокоумов – 679.
- Федор Нестеров – 444.
- Виктория Чердакова – 410.
- Наталья Токарь – 359.
- Альберт Тютин – 327.
- Саша Карепина – 303.
- Игорь Сюч – 303.
- Олег Кулагин – 270.
- Александр Кичаев – 214.
- Юрий Барзов – 193.
- Галина Сартан – 164.
- Виталий Антощенко – 151.
- Владимир Боглаев – 149.
- Сергей Илюха – 134.
- Михаил Боднарук – 101.
- Сергей Дубовик – 101.
- Юрий Тюленев – 96.
- Александр Кудряшов – 75.
- Аркадий Теплухин – 46.
- Ольга Паращак – 29.
- Вадим Петреченко – 14.
- Константин Бакшт – 4.
- Андрей Матусевич – 3.
В качестве ранжира использовал совокупное количество лайков и комментариев за 10 последних публикаций. При сборе могли быть определенные ошибки, но ручная проверка показала, что они не меняют рейтинг.
Отдельно приведу топ-10 авторов по количеству собранных комментариев:
- Игорь Сюч – 125.
- Яков Миркин – 121.
- Марат Бисенгалиев – 102.
- Ася Барышева – 91.
- Александр Сорокоумов – 75.
- Никита Бутомо – 73.
- Леонид Кроль – 60.
- Александр Сергеев – 56.
- Федор Нестеров – 43.
- Наталья Токарь – 31.
Как несложно догадаться, посты этих авторов возглавляют и рейтинг самых популярных записей, что вполне логично.
Знакомы ли авторы друг с другом?
Пора пришла проверить, является ли сообщество лучших авторов Executive.ru сплоченной группой и в рамках социальной сети Facebook? Для этого я построил граф отношений на основе информации о лайках и комментариях. Граф строился только на данных о целевых действиях медалистов и не включал других лиц. Результат удивил – граф получился связанным и очень плотным. Ниже несколько иллюстраций полученного графа.
Или так:
За счет высокой плотности связей не получилось и не имеет смысла подписывать вершины. Если интересуют формальные характеристики графа, то они ниже:
- Количество вершин: 31.
- Количество связей: 366.
- Среднее количество входящих связей: 11.8065.
В таком плотном графе сложно выделить центральные вершины и их получилось достаточно много:
- Олег Кулагин.
- Ася Барышева.
- Александр Сергеев.
- Марат Бисенгалиев.
- Виктория Чердакова.
- Михаил Боднарук.
- Саша Карепина.
- Сергей Илюха.
- Владимир Боглаев.
- Александр Кудряшов.
- Александр Кичаев.
- Александр Сорокоумов.
- Альберт Тютин.
Пока мы работали с графом действий только авторов. Давайте посмотрим на полный граф, который имеет следующие параметры:
- Количество вершин: 9935.
- Количество связей: 10420.
- Средняя связанность: 2.0976.
- Коэффициент кластеризации равен 0.26022, что дает слабую надежду на наличие внутри выборки отдельных сообществ.
- Средняя ширина графа 3.16, что говорит, что все участники знакомы между собой максимум через одно-два рукопожатия.
Интересные статистики можно получить, только работая с ненаправленным графом. Где каждая связь считается как входящая, так и исходящая. По этой причине средняя связанность чуть больше двух. Но это технические детали, кому будет интересно, прокомментирую их в форуме.
Сколько сообществ образуют авторы
Вернемся к сообществам. Это группы пользователей, которые наиболее плотно общаются друг с другом. Удалось обнаружить 25 сообществ с количеством участников от 1582 до 25. Больших сообществ не очень много, график распределения участников по сообществам таков:
А на этой схеме показано, как тесно сообщества связаны между собой:
Самое большое сообщество «держит» Леонид Кроль (1582 участника). Среди центров сообществ много авторов-медалистов. Эти сообщества построены на полном графе всех, кто комментировал или лайкал посты наших авторов. Наличие «чужих» говорит о том, что наши авторы не всегда наиболее активные участники в Facebook: на своем «домашнем стадионе» Executive.ru они играют активнее, чем в Facebook.
- Олег Кулагин: 214.
- Сергей Илюха: 140.
- Diana Yablunovskaya: 200.
- Виктория Чердакова: 206.
- Андрей Матусевич: 88.
- Владимир Боглаев: 66.
- Ася Барышева: 1220.
- Альберт Тютин: 208.
- Александр Сергеев: 744.
- Александр Сорокоумов: 424.
- Саша Карепина: 204.
- Илья Митрофанов: 116.
- Марат Бисенгалиев: 911.
- Нелли Кушнир: 862.
- Наталия Маргиева: 156.
- Gauthier Lamothe: 1070.
- Shamxal Huseyn: 387.
- Александр Кудряшов: 25.
- Александр Кичаев: 91.
- Nadja Helin: 61.
- Marina Zoloto: 249.
- Леонид Кроль: 1582.
- Людмила Третьякова: 586.
- Михаил Боднарук: 45.
- Alberto Escalante: 59.
Сообщество – это фактически уникальная аудитория, которой владеет автор. Но, так как анализ делали на ненаправленном графе, то обнаружились и другие центры силы. Например, Нелли Кушнир организовала сообщество в 822 участника. А Gauthier Lamothe владеет сообществом в 1070 участников. Хотя местами это странные персонажи. Оставим их изучение для другого исследования.
Ну что ж… пора поставить финальную точку и посчитать на полном ненаправленном графе PageRank и проранжировать авторов.
- Леонид Кроль – 0.07979436981482821
- Ася Барышева – 0.05963244730179095
- Никита Бутомо – 0.051612581637544015
- Марат Бисенгалиев – 0.042820829503382535
- Яков Миркин – 0.04082757490449576
- Александр Сергеев – 0.03530892901352317
- Фахри Агаев – 0.028074832987475987
- Александр Сорокоумов – 0.019954991162458212
- Федор Нестеров – 0.01843947869363958
- Наталья Токарь – 0.011733797342197864
- Олег Кулагин – 0.010143772160152751
- Альберт Тютин – 0.009941004703505452
- Виктория Чердакова – 0.009721804649390904
- Саша Карепина – 0.009488117513164428
- Игорь Сюч – 0.00941281980532416
- Юрий Барзов – 0.007245802864183904
- Галина Сартан – 0.005377584562118547
- Александр Кичаев – 0.004161250190078538
- Сергей Илюха – 0.004145436611506075
- Виталий Антощенко – 0.003998170283551241
- Владимир Боглаев – 0.003119390664445617
- Юрий Тюленев – 0.002712693403120005
- Сергей Дубовик – 0.002699065816844949
- Михаил Боднарук – 0.002149194995498752
- Аркадий Теплухин – 0.0017329381087134615
- Александр Кудряшов – 0.001160237260155124
- Вадим Петреченко – 0.0006760630956689016
- Ольга Паращак – 0.0005743497958853064
- Виталий Бутенков – 0.000539472322653909
- Бесплатный мастер-класс. Искусство целевого управления. – 0.00025201129781990725
- Андрей Матусевич – 0.00019655488221524534
- Михаил Иванов – 0.00017441817019192
- Алексей Петров – 0.00017217897727317503
- Сергей Иванов – 0.0001719450951099161
- Семен Починок – 0.00017152631963970102
- Наталья Антонова – 0.00016950640540220702
- Константин Бакшт – 0.00014860406086987965
- Светлана Смирнова – 0.00013326261509159697
- Александр Полищук – 0.0001329297343961722
- Юлия Тафинцева – 0.00013278981941047612
- Наталья Моженкова – 0.00013277385166048702
- Сергей Орлов – 0.00013260916496799578
- Сергей Федоров – 0.0001322116586646947
- Александр Смирнов – 0.00013209954917425116
- Елена Иванова – 0.00013199935590182314
- Дмитрий Нечаев – 0.00013198426131487068
- Андрей Иванов – 0.00013187803033274707
- Артем Пироговский – 0.00013187564056194216
- Александр Иванов – 0.00013179722296870915
- Алексей Смирнов – 0.00013176438296200015
Я привожу топ-50. Но так как граф достаточно разрежен, то попали не только авторы, но и наиболее активные представители аудитории.
Выводы и рекомендации
Я постарался представить факты. Исследование показало, что:
- Лучшие авторы Executive.ru успешно используют медийный потенциал Facebook.
- Они поддерживают связи друг с другом за пределами портала: авторы Executive.ru – единое сообщество и в социальных сетях.
- У них есть резервы в плане вовлечения аудитории. Несколько настораживает закрытость сообщества (показатель связанности и широты сообщества). Возможно, авторам стоит более активно идти в массы и привлекать новых поклонников творчества. Также возможно, что авторам имеет смысл публиковать не только бизнес-заметки, но и личные. Важно передавать эмоцию, что отлично делает Леонид Кроль. Больше вовлекать аудиторию, провоцировать комментировать. И самим участвовать в диалоге. К сожалению, авторы в основном упускают эту возможность.
- Вероятно, авторам стоит тщательно проработать контент-план публикаций. Судя по небольшому количеству действий на одного читателя (лайки и комментарии), у авторов отсутствует единая сюжетная линия, материалы получаются «неровными» как по тематике, так и по качеству.
Возможно, герои нашего рассказа знакомы и в других социальных сетях, но это – тема для другого исследования.
Фото в анонсе: pixabay
Обалдеть!!! А можно вычислить, какой они зубной пастой пользуются?
Да, вроде любопытно, но исследование ради исследования, в лоб.
Редко плюсую, но это было здорово.
Все это очень интересно, но, к сожалению, такой подход не позволяет оценить содержательную часть дискуссии.
Данные можно было бы анализировать и делать интересные выводы. Но почему мне не хочется этого делать? Потому что сайт минимальным образом отвечает критериям сайте для сообщества. Большинство функций не работают и бесполезно что то говорить администрации, все игнорируется. В результате теряется статистика по коммуникациям. Например, было бы интересно пригласить к себе друзей, но тогда лента превращается в помойку ненужных комментариев.
Нет статистики цитирования, она не накладывается на статистику лайков/дизлайков. С цитированием вообще большие технические проблемы. Короче сайт технически и морально устарел просто катастрофически!
Ну и вся эта аналитика имела бы ценность, если бы можно было сравнивать ее с аналогичной аналитикой подобных англоязычных (США, Европа...) ресурсов. Что бы понять - там то хоть подобные сайты способствуют сближению профессиональных менеджеров в сообщества. Или всё это рекламные площадки для консалтеров.
Возможно было бы интересно, если участники дискуссии могли бы обозначить каким-то образом ее некоторые "параметры" (термин выбран неудачно, может кто-то предложит лучше):
- степень интереса к информации и тезисам;
- степень сближения или расхождения позиций;
- степень актуальности тех или иных положений или выводов.
Отмечу, что мой комментарий носит сугубо предварительный (черновой) характер и наверняка требует замечаний, дополнений, изменений.
Работа сделана.Это хорошо.Автор молодец. В принципе, я не сомневался, что связи будут и лидеры сайта вряд ли упустят возможности фейсбука. Учитывая, что мои каналы продаж- только интернет, активно работаю со многими ресурсами.мне больше всего интересно, как отклитнуться на эти материалы обозначенные лидеры.Как оценят ситуацию?