Разбогатеть за три минуты. Финал стартап-шоу

«Это слишком незрелый проект». «Здесь что-то есть, надо помочь». «Вы такие умные, сами справитесь». Начинающие предприниматели часто слышат нечто подобное от потенциальных инвесторов. Семеро финалистов конкурса стартапов «Премьера», прижимаясь к стене коридора театра «Эрмитаж», наверняка прокручивают и эти сценарии у себя в голове в ожидании выхода на сцену.

E-xecutive.ru, Успех ТВ и Greenfield Project отобрали семерых счастливчиков из десятков претендентов, которые встретятся с инвесторами и попытаются доказать, что их задумка готова стать бизнесом. Начинается представление из семи действий со своими комичными и драматичными поворотами.

Среди претендентов на победу трое участников Сообщества, прошедшие предварительный отбор второго и третьего туров, ― это Ярослав Полев (Тренажеры для людей с ограниченными возможностями), Алексей Федоров (Рай для фотолюбителя) и Станислава Леонтенко (Такси по вашему выбору).

Действие первое

Первый финалист Кирилл Махнырь придумал проецировать рекламу на фасады домов с помощью лазера. Придумал, собрал команду, рассчитал стоимость, создал первый экземпляр и попросил $1 млн у инвесторов.

― А кто у тебя будет покупать этот прибор? ― поинтересовались сидящие в красивых креслах инвесторы.

― Рекламные агентства…

― А много ли таких приборов нужно рекламному рынку? Ведь один-два можно просто давать в аренду?

― Мы этим и хотим заниматься.

― Подожди, подожди ― в один голос закричали инвесторы Любовь Симонова-Емельянова и Дмитрий Потапенко, ― так кем же ты хочешь быть ― производителем или агентством?

Тут финалист заволновался… Вроде и производителем, а вроде и на услуге зарабатывать. Посыпались вопросы. Рассчитана ли первая партия продукции? Сколько вообще продукции такого рода нужно рынку? Были ли повторные заказы? Каков спрос на такой вид рекламы у регионов? Согласовали ли вы с городскими властями использование лазерной проекции? Если мы вам дадим денег, сколько времени пройдет от получения денег до получения результата?

После того как Кирилл скрылся за занавесом, инвесторы заключили: «Мальчик может за себя постоять. Но у него нет концепции. Надо бы ему подсказать…»

Совсем близко, в фойе, расположились эксперты. За происходящим на сцене они наблюдают через несколько мониторов:

― Сильно валят, но он молодец ― держится!

― Ребятам надо записать демо-видео и показывать его инвесторам.

― Да им на рынок пора, идите и продавайте!

Действие второе

― Самая полезная ягода на Земле ― асаи, ― поправляя узкую юбку, объявляет Мария Лобова, следующая финалистка. Улыбаясь, она спускается со сцены и раздает инвесторам красивые коробочки.

― Мы эксклюзивные поставщики и производители этой ягоды в России, ― как профессиональный коммивояжер, продолжает свою презентацию девушка.

Быстро настукивая по экрану iPad, Дмитрий Потапенко перебивает:

― Говорите эксклюзивные? А в поисковике на запрос «купить асаи» предлагается 151 тыс. ответов.

― Производители вы или дистрибьюторы, ведь вы закупаете готовое сырье? ― подключаются другие. Девушка не теряется, настаивает на своем.

― А где же твой сайт, почему он не появляется в первой двадцатке? ― пытаются отыскать слабую «точку» инвесторы.

― Мы еще не занимались его раскруткой, ― чуть робеет Мария.

Но на остальные вопросы она отвечает смело. «Как вы оцениваете рынок на ближайшие два года?», «Насколько быстро растет прибыль?», «Вы анализировали финансовую отчетность?», «Какие модели распространения продукции вы используете?»

Мария уходит. Александр Герчик, совладелец «Финам», объявляет: «Вот она концептуально все делает хорошо. Идет по проторенной дорожке ― это нормально. Продавать умеет. Но ошибка ― в определении целевой аудитории».

― Ей надо уйти от БАДов в продукты, пусть энергетические батончики выпускает, ― заключают эксперты, поглядывая в экран.

― Да, пусть берет пример с Red Bull, создает рынок. Но для этого надо вложить $1-1,5 млн.

Действие третье

― Зачем нам еще один лазерный 3D-сканнер, если такой уже выпускает Leica? ― задают инвесторы вопрос Антону Обоймовову, разработавшему с друзьями дорогостоящий прибор (500 тыс руб.) по сканированию помещений.

Молодой человек последовательно описывает путь в бизнесе, но на этот вопрос ответить затрудняется. Он недооценил конкурентов. Его главный плюс ― попытка создать отечественный аналог. А минус ― аналог получается слишком дорогим. Даже если таможенные сборы и сглаживают разницу в цене, то по степени доверия потребителя ― выиграет немецкий прибор.

Инвесторы объясняют, что о конкурентах надо думать в первую очередь, сравнивать цены, анализировать лояльность к уже известным брендам. А когда речь идет о производстве, то стоит задуматься, сколько времени надо китайцам, чтобы повторить продукт, какая деталь в приборе будет самой дорогой, где взять оборудование.

Оценка проекта: «Инновационность для России. Нет четкого оригинального плана действий, расходы не расписаны по статьям».

― Ненавижу скучные названия, ― раздается в комнате экспертов в ответ на длинное имя прибора из смеси букв и цифр.

― Ему нужны другие инвесторы, технологические.

Действие четвертое

― Россия ― это не страна для инвалидов. Заняться этим проектом ― святое дело, ― еще до начала презентации Ярослава Полева, студента Национального исследовательского технологического университета (МИСиС), произнес Александр Герчик.

Ярослав уверен, что скоро встанет на ноги. Основная идея его бизнес-проекта ― разработкой и выпуском медицинских приспособлений и тренажеров для инвалидов должны заниматься сами инвалиды.

На сегодняшний день команда Ярослава создала уже пять образцов тренажеров, которые в России не выпускались, а на Западе заказать их было слишком дорого.

Инвесторы подсказывают финалисту плюсы его проекта ― создание отечественного продукта. Но просят не завышать цену (в регионах другие расценки и зарплаты), сосредоточится на одном, самом дешевом, а не на пяти тренажерах, а оборудование взять на аутсорсинг.

― Начинать надо с самого массового, топового продукта, ― советует Александр Герчик, уже в процессе презентации объявивший, что вне зависимости от результатов конкурса готов стать ментором Ярослава.

Минусы проекта ― нет сертификации продукта.

Действие пятое

Алексей Федоров поднялся на сцену объяснять инвесторам, зачем создавать еще одну социальную сеть. В этот раз для фотолюбителей. То есть сеть им уже создана, осталось поймать в нее тех, кто хочет больше понимать в фотографии, но профессионалом становиться не собирается.

От инвесторов посыпались знакомые вопросы: Чем отличается ваш продукт от многочисленных конкурентов? Куда будут вкладываться деньги? Почему просите так много? Последний вопрос касался почти каждого участника. Инвесторы недоумевали и шутили над магической суммой «миллион рублей», которую хотел получить каждый финалист.

Оценка проекта: не изучен сегмент рынка, проект в силах справиться без инвестора.

― Сейчас нет смысла делать отдельные сервис для фотографов, весь трафик в социальных сетях, ― замечают эксперты

― Сколько в мире фотографов, которые ненавидят социальные сети? 500-600 человек.

― Им нужна ключевая аудитория. Например, «Клуб любителей мыльниц».

Действие шестое

― Представляете, вот сидит российский человек в ресторане поздно ночью и хочет заказать такси. У него есть интернет, он заходит на ваш ресурс, но ― он пьян, и понять вашу систему выбора по звездочкам ему вряд ли удастся, ― отреагировали инвесторы на выступление Станислава Леонтенко, создателя InTaxi, позволяющий вызвать любое такси с помощью мобильных приложений без звонка диспетчеру.

Дмитрий Потапенко, не выпускавший все время из рук планшет, тут же начал искать сайт Станислава. И если в этот раз не было проблем с раскруткой (в Yandex сайт появлялся под первым номером), то зайдя на страницу, Потапенко сразу заметил:

― Почему вы до сих пор не оптимизировали сайт? Он очень медленно загружается. А это большой минус.

Эксперты подхватили «волну» и продолжили задавать вопросы, касающиеся функционала ресурса: Что если клиент решит отказаться от такси? А если такси не приехало, как поступить? Как вы оформляете отношения с таксопарками?

Инвесторы оценили идею, приведя в пример аналогичный проект в Киеве. Плюс проекта ― единая база данных служб такси, не надо запоминать телефоны. Но схема предоставления услуги требует доработки.

― Это очень закрытый рынок для инноваций, ― говорят эксперты.

― Надо подождать лет пять, а пока продукт рано выводить на рынок. Психологический фактор мешает: люди хотят знать, что заказ приняли, что над заказом работают.

Действие седьмое

Если вы хотите знать, где бывали ваши предки, какими болезнями вы можете заболеть, то вам надо сделать анализ ДНК, один из самых дорогих в мире. Существующие приборы расшифровывают ДНК от нескольких часов до несколько дней. Если речь идет о каком-то более важном и срочном случае, чем определение генетических корней вашей бабушки, долгое время на анализ ― проблема.

Последним свой проект презентовал Валерий Ильинский, разработавший похожее на системный блок компьютера устройство, с помощью которого результаты анализа ДНК можно получить через несколько минут.

Инвесторы к этому времени были же уставшими и почти не задавали вопросов. А, возможно, их просто удивила настоящая иновационность проекта. Ведь речь шла о создании чего-то важного для социума и развития науки.

Сложность в реализации проекта инвесторы усмотрели в запутанности получения сертификатов и закрытости рынка медицинской техники, на который необходимо выходить Валерию.


Первый этап финала окончен. Теперь инвесторы выберут двух счастливчиков, которые продолжат борьбу за главный приз ― инвестиции.

Что думают участники Сообщества, вошедшие в число зрителей и экспертов финала «Премьеры»:

Валерий Рабизов: «Один проект ― продажа ягод асаи ― явно выбивался из общего ряда, так как речь шла о развитии и продвижении существующего бизнеса. Остальные проекты можно разделить на две группы. Первая ― реализация потенциала научной школы, когда группа специалистов находит некое решение, позволяющее создать новое или улучшить старое (оказывать услуги или выпускать продукт). Вторая ― когда дилетант в новой области создает новые решения, отталкиваясь от реальной потребности (или своего представления о наличии потребности). Все проекты E-xecutive.ru я бы отнес ко второй группе. Инвесторы и эксперты накинулись на проекты первой группы: сравнительно небольшие вложения в каждом из вариантов приводят к действующему образцу, патентной защите, поэтому можно варьировать срок и глубину участия в проекте и выйти через год или два».

Олег Леонов: «Проекты E-xecutive.ru выглядели несколько слабее, чем остальные. Сказывается нехватка опыта в подобных выступлениях: «трехминутный» формат без каких-либо «подручных средств», пожалуй, самый сложный из всех. Среди ошибок, которые типичны для большинства презентаций проектов, можно выделить две: фокус на «товаре» вместео описания потребностей и стремление дискутировать с инвесторами вместо того, чтобы «мотать на ус». А инвесторов действительно стоит послушать. Слово «товар» использую сознательно, поскольку «продукт» в полном смысле этого понятия сформулировать мало кому удалось. Грамотная упаковка проекта до сих пор остается крайне редкой компетенцией инновационных предпринимателей. Главное, что наш «конкурс-инкубатор» способен выдавать проекты адекватного уровня, особенно если учитывать и других финалистов, отобранных экспертами E-xecutive.ru».

ava_summ.jpgДенис Родионов: «Я заметил следующее в происходящем: есть ребята идейные, но не опытные, а есть очень подготовленные к разговору с инвесторами. И между ними – пропасть. Вы ведь знаете, что есть институт менторства. Его здесь явно не хватало. Менторы должны доводить ребят до «бизнесового» состояния. Инвесторам интересны как раз люди в этом состоянии, хорошо подготовленные. Надо подумать, как активнее привлекать в подобные проекты менторов. Когда с ребятами поработают, они и с инвесторами смогут разговаривать. А так, у всех этих ребят – хорошие идеи».

b130985x129.jpgАндрей Веселов: «Я еще раз порадовался тому, какие качественные вопросы задают инвесторы. Но для меня было очень поучительным послушать и презентации участников. Мне только кажется, что инвесторы недооценили проект «InTaxi», который мог бы стрельнуть, и, возможно, выстрелит. На «Премьеру» в любом случае стоило прийти ради вопросов и рекомендаций инвесторов, которые, в каком-то смысле, могут помочь мне улучшить презентации собственных проектов в будущем. Я сам за 10 лет запустил четыре стартапа... »

Источник фото: Телеканал «Успех»

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Управляющий директор, Германия

Спасибо за интересный материал. Конечно же,заметно, что претенденты не были подготовлены менторами. А без этого дело не идет. Отсюда и провалы. Но есть явная перспектива в работе первого участника. Формат- три минуты- безусловно мал, но это придает динамику телевизионной трансляции.

Руководитель, Владивосток

Жаль, что [URL=http://tron.ru/2012_predictions_earthquake_Japan/]технология онлайн прогнозирования времени, места и силы землетрясений[/URL] оказалась невостребованной 'Премьерой'. Очень жаль.

Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
>Борис ЯровойКстати говоря, ваш проект сейчас выгладит намного понятнее и реалистичней. Но по прежнему оч сложный и трудно доносимый для разработки способов возврата инвестиций. Разве, что еще подождать... созревания общественного интереса.Правда есть один немаловажный момент, - когда тема 'созреет', велика вероятность того что проект 'поедет' без его инициатора. В другое время и в другом месте... (хотя, вероятно, вы имеете патент на концепцию решения проблемы).
Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Долго запрягали сани! В этом вся проблема в России. Все проекты имеют успех, только при молниеносной - заинтересованности! Тут на сайте больше философии и как правильно заметили - заняты скорее развитием сообщества. В целом зато картина ясна! Инвесторы в РФ - 'сырые', а вот инициаторы - созревают и скоро сами станут инвесторами!! Зуб даю! (не золотой). :D

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.