Избыточные технологии: записки луддита

Установив на офисный компьютер очередной апгрейд Microsoft Office, с удивлением обнаруживаешь, что интерфейс полностью изменился, и тебе нужно тратить свое время на адаптацию, чтобы производить элементарные манипуляции, которые были у тебя доведены до автоматизма в прежней версии софта. При этом сам-то пакет особо не поменялся – так, появились некие дополнительные возможности. Но если ты нормальный офисный пользователь, а не техно-гик, и тебе нужен стандартный набор кликов, то вот зачем весь интерфейс менять, создавая мини-стресс на пустом месте?

Пример не единственный. Путешествуя заграницей, в каждой третьей-четвертой гостинице обнаруживаешь такой хитро сочиненный пульт от телевизора, что и не знаешь, как к нему подступиться. Обнаруживаешь это обычно уже поздно вечером, когда после вина или пива залез в постель, чтобы расслабленно какой-нибудь злокозненный CNN посмотреть. Ан нет – нужно вылезать из постели и, матерясь, скакать на ресепшн, чтобы тебе объяснили, как обуздать сей норовистый девайс.

Или вот совсем уж примитивное устройство – гостиничный сейф, работающий по принципу код/ввод. Но и здесь, в каждой четвертой-пятой гостинице, обнаруживается какая-нибудь «особинка», не позволяющая дверце просто так захлопнуться после совершения вышеуказанного элементарного алгоритма. Ты – невыспавшийся после раннего вылета и голодный. Все мечты – чтобы быстро распаковаться, пристроить документы/кредитки/кэш в сейф и пойти в ближайший ресторан. Но вместо ресторана ты идешь, опять-таки, на ресепшн.

Хорошо, если сидящая там девушка оказывается нереализованным слесарем или автомехаником – кони на скаку, горящие избы, далее по тексту. А так разведет наманикюренными ручками и скажет: нужно подождать до завтра управляющего гостиницей. Вот он точно методикой преодоления сейфа владеет. «ОК», – говоришь ты без особого энтузиазма, и с бумажником, обремененным тем, что в гостиницах называется valuables, идешь ужинать. На обратном пути с сильного недосыпа и легкого подпития ты этот бумажник где-нибудь роняешь. Отличное начало отпуска!

Вообще, иногда создается впечатление, что современные технологии созданы не для того, чтобы облегчать жизнь человеку, а, наоборот, ее усложнять. Если каждый себе в этом честно признается, то он хоть раз в жизни оказывался в ситуации, когда ему приходилось бороться с «высокими технологиями» в самых неподходящих для того ситуациях. Например, сидя на японском унитазе. Вот, казалось бы, вещь нехитрая: сделал дело – слил воду. Но у тебя есть пульт управления, подобный пульту управления космическим кораблем – море кнопочек, все светятся и мигают. Сначала нужно включить гендерный режим – male/female, затем определиться с режимом слива воды – малым или большим, в зависимости от размера нужды, которая тебя сюда привела. Потом понять, нужно ли тебе от унитаза нечто большее, чем отправить вниз по водостоку часть твоей идентичности (у кого-то этого добра в их идентичности больше, у кого-то меньше – но весь образ жизни современного, да и ветхого человечества, свидетельствует о том, что прачеловеков лепили вовсе не из глины).

А нечто большее – это собственно ради чего включался режим male/female. У унитаза, оказывается, помимо режима движения воды сверху вниз, есть и режим движения снизу вверх. Поэтому он и запрашивает профайл ваших анатомических особенностей. Кнопку full satisfaction я на пульте управления так и не нашел. Возможно, искомое достигается сочетанием нескольких кнопок – что-то вроде Ctrl-Alt-Del. Понятно, почему у японцев такая низкая рождаемость. Сел на high-tech унитаз с планшетом, загруженным «хзнтаем» – и сам себе творец своему высокотехнологичному счастью.

Или, например, проторчал весь день после прилета на какой-нибудь заграничной конференции, тренинге, или бизнес-совещании. После всяких коктейлей/ужинов притащился в гостиницу к двенадцати ночи. Все мысли только о том, чтобы принять душ и вырубиться, ибо завтра в семь утра вставать. Заходишь в душевую кабину – а там вместо нормального смесителя целый агрегат рычажков, рукояток и зубчатых колесиков. Понятно, что ты с угасающим от усталости сознанием начинаешь тыркать все подряд. И методом тыка включаешь холодный режим душа Шарко: это когда тебя со всех сторон с адским напором и 3D-эффектом – с головы до пяток и со всех сторон – ледяные струи лупят. Заряд бодрости и адреналина таков, что до семи утра уснуть уже не можешь – а там и вставать пора. А хотелось-то простой теплой водички, получаемой путем воздействия на понятные синие и красные краники.

Один скандально известный деятель итальянского авангарда построил себе дом, построенный на эффекте преодоления. Там нельзя было просто пройти из комнаты в комнату заурядным открыванием дверей. Нужно было преодолеть то или иное препятствие: пронырнуть по заполненному водой туннелю, протиснуться через кошачий лаз в стене или подтянуться, как на турнике, на какой-нибудь приступочке. Так и многие современные девайсы: создавая иллюзию облегчения бытовой жизни, они, на самом деле, ее усложняют, заставляя нас преодолевать и бороться после распечатывания каждой красивой коробочки с очередным кнопочным или актуальным по нынешним временам сенсорным устройством. И еще большой вопрос: что тебе это устройство, по сути, дало – кроме социально одобряемого обладания модным гаджетом?

Есть такая вещь, как пределы технологий. Например, археологи обратили внимание на такую закономерность. До какого-то момента технологии изготовления ножей постоянно совершенствовались – улучшалось качество обработки металла, форма и балансировка лезвия. Но на каком-то этапе наступал full stop: можно было сколько угодно изощряться с украшением рукоятки, но, по сути, уже ничего не менялось.

Для борцов с «технологической отсталостью» можно на примере США, предполагаемого технологического лидера современного мира, проиллюстрировать следующие примеры технологических тупиков. На вооружении некоторых спецподразделений армии и полиции США до сих пор стоит модернизированная версия пистолета времен аж Первой мировой войны – Colt M1911! Потому что совершенство достигнуто и лучше, как ни бейся, все равно не получается. Тяжелый пулемет, стоящий на вооружении армии США, – он времен Второй мировой войны. И тоже лучше не получается.

Американские бомбардировщики B-52 летают с 50-х годов XX века, и будут предположительно летать до 50-х годов XXI века. Совершенствоваться будет только электронная начинка. Поскольку, по аэродинамическим характеристикам, дальности полета и ракетно-бомбовой нагрузке сделать лучше пока не удается. Новый же стратегический бомбардировщик, который сейчас проектируется для нужд ВВС США, предназначен заменить вовсе не старичка В-52, а дорогущий, переусложненный и супертехнологичный В-2 Spirit. И задача ставится совсем не превзойти В-2 в задействованных технологиях, а сделать примерно то же самое, но на порядок проще и, соответственно, дешевле.

Или классическая история с нашим автоматом Калашникова. С момента своего создания в 1947 году он претерпел довольно незначительные модификации. Последняя версия автомата – А-12 – пошла по пути совершенствования лишь эргономики и так называемого «обвеса» (прицельные планки и пр.). Автомат Калашникова достиг абсолютного максимума в своих основных достоинствах – живучести и простоте в уходе и обращении. При этом на всем пути его существования присутствовали «родовые» недостатки – недостаточная точность и кучность стрельбы (обратная сторона технологической простоты). Практически все автоматические винтовки армий стран НАТО технологичнее «калаша», и при стрельбе в тире или на полигоне дадут ему фору.

А вот в реальных боевых условиях картина уже несколько иная. Показательна история соревнования американской автоматической винтовки М-16 и автомата Калашникова во Вьетнаме. Если американцы вели огонь с оборудованных «сухих» позиций – блокпост, форт, укрепрайон – то преимущество было за М-16 (более высокая прицельная дальность и точность стрельбы). А если это была свалка в болотистых джунглях, то преимущество было за «калашом», поскольку М-16 в грязи все время заклинивало. Можно, конечно, возразить, что джунгли-то они не везде. Но пыль, песок и глина присутствуют практически повсеместно. Если, например, на дно окопа, где по щиколотку жидкой грязи уронить автомат, – вполне реальная боевая ситуация – то «калашников» точно стрелять после этого будет, а натовская высокотехнологичная автоматическая винтовка – с вероятностью 50/50.

Сейчас стоит вопрос о потенциальной замене ветерана-«калаша» на более технологичный автомат Дегтярева. Но здесь еще три раза нужно подумать. Выигрываешь в технологичности и точности стрельбы – гарантировано проигрываешь в дешевизне производства, простоте и живучести оружия. Это как в физике: выигрываешь в скорости, проигрываешь в силе, выигрываешь в силе, проигрываешь в скорости.

Если вернуться к гражданским технологиям, то существующий маркетинг разного рода электронных устройств и бытовой техники базируется на аксиоме, что современный потребитель якобы нуждается в их постоянном усложнении и апгрейде. Отсюда и стиральные машинки с двадцатью режимами стирки, моющие, гладящие и ходящие в прачечную пылесосы, холодильники, подключенные к интернету, дабы, открыв дверцу холодильника, можно было задавать в поисковике параметры особо оригинальных рецептов (а с ноутбука или планшета рецепт ну никак не посмотреть).

На самом деле, сложные девайсы интересуют только два довольно ограниченных сегмента пользователей: «техно-гиков» (этих хлебом не корми, дай в какой-нибудь сложносочиненной штуковине как в ребусе разобраться) и, так называемых, «продвинутых пользователей» (последних всегда гложет мысль, что надо «идти в ногу со временем», и, соответственно, не купив и не освоив последнюю версию девайса, ты начнешь идти не в ногу, или время для тебя вообще остановится – позор семье и харакири).

Для большинства же пользователей, весьма условно новая, но при этом сильно переусложненная хрень – это стресс и испытание. Хотел вечером под пивко мирно потупить, нет, блин, – сиди и разбирайся в очередном утюге с дополнительной функцией соковыжималки.

Среди богатой публики Европы и Америки даже сформировался запрос на дизайнерское кастомизированное упрощение премиальной бытовой техники. То есть, тебе под заказ за дополнительные деньги в дорогущем холодильнике из двадцати имеющихся в нем функций оставляют только пять, которые реально нужны для повседневной жизни.

В современном мире технологическая простота – это привилегия богатых. А массовая публика пусть себе потерпит бесконечное разнообразие форм и проявлений технологической жизни (не обновил телефон, значит – лох, хотя для людей знающих: лох, именно, если обновил).

Чтобы без конца покупали новые/условно новые модели, нужно определенным образом формировать массовое сознание, дабы получать на выходе вышеупомянутых «продвинутых пользователей». На портале Executive.ru уже приводился список знаковых фильмов про маркетинг и рекламу. В этот пантеон имеет смысл добавить фильм «Матрица». Он сделан так, как будто на его производство скинулись все основные производители бытового хай-тека. Месседж очень простой – мол, современный мир так необратимо сместился в сторону виртуальной реальности, что, не купив актуальный модный гаджет, ты вообще никто, и звать тебя никак. Как говорится, блажен, кто уверовал – без них продажи были бы значительно ниже.

Понятно, что не нужно впадать в крайности совсем уж откровенного луддизма. Прогресс не стоит на месте, и вряд ли кто-то будет сильно сожалеть об ушедших в небытие пейджерах, факсах, струйных, тем паче игольчатых принтерах. Равно как и о пленочных фотоаппаратах или VHS видеомагнитофонах.

Но, с другой стороны, бесконечное штампование очередного «вида сбоку» (именно то, чем сейчас занимаются «яблочники»), который почему-то обязательно нужно покупать, выстояв перед этим длинную очередь – это тоже весьма сомнительный вектор развития. «Яблочники» сделали несколько действительно прорывных вещей. А потом занялись элементарными апгрейдами и тиражированием прежних достижений. При этом абсолютной вершиной достижений «яблочников» эксперты считают iPod – девайс, базирующийся на принципе одной кнопки/колесика. Одна кнопка в электронных устройствах – это именно то, к чему, видимо, будут стремиться в будущем действительно знающие, понимающие и платежеспособные люди. А «технологическое разнообразие» будет уделом оболваненной маркетингом массовой публики и подростков.

Несколько слов о так называемом поколении Y, которое рекрутируется из этих технологически продвинутых подростков. Бытует мнение, что это «очень особое» поколение, которое с младых ногтей «на ты» со всевозможными девайсами. И якобы, в силу своей техно-продвинутости, они будут более конкурентоспособными на рабочем месте по сравнению с предыдущими поколениями.

Во-первых, если бы по умению обращаться с девайсами строились карьерные перспективы, то все генеральные директора вырастали бы сугубо из офисных айтишников. Во-вторых, согласно вышеупомянутым законам физики, выигрывая в скорости, ты проигрываешь в силе. Имея преимущество в одном, ты всегда проигрываешь в другом. Большинство «игреков», умея хорошо тыкать в айфон, совершенно утратили книжную культуру и, соответственно, системное представление об окружающем мире. У них «клиповое» сознание, которое элементарно раскладывается на типовой набор мемов-клише, сформированных масс-культурой (тем же маркетингом – хотя «игреки» будут с пеной у рта утверждать, что на рекламу они не ведутся) и популярными блогами.

Карьерные перспективы «игреков» (если, конечно, родители не организуют им хорошую протекцию) – продвинутые офисные «подаваны»: «А нарисуй-ка мне пару красивых слайдов в PowerPoint». Думать они все равно не умеют, пусть тогда красиво и технологично ключи подают. А наверху будут те, кто из многообразия незаезженных фактов умеет выстраивать картину миру и критически осмысливать существующие для массового употребления клише (в том числе, и клише а ля «Матрица» про «век технологий»).

Ну, и само представление, что технологии делают людей умнее, донельзя наивно. Что, получается, что современный подросток с айфоном умнее греков эпохи Платона и Сократа или деятелей итальянского Возрождения эпохи Леонардо?

Опять-таки, сильно преувеличено представление, что в смысле технологического прорыва мы живем в какую-то невиданную эпоху. Да, ПК, интернет, мобильная связь/мобильные устройства и социальные сети сильно изменили нашу жизнь. Но технологический рывок, сделанный человечеством в XIX веке, был значительно масштабней. Люди, родившиеся в 20-х годах XIX века, застали мир, где даже в богатых домах десять человек вечером при одной свече сидели и вилки мимо рта в темноте проносили. А если им довелось дожить до начала XX века, то это уже был мир электричества, телеграфа, телефона, автомобилей, аэропланов, гигантских океанских лайнеров, небоскребов, и т.д. То есть, дистанция куда больше, чем от стационарной телефонной связи до мобильной, или от перфокарты до ПК.

Делать какие-либо морализаторские выводы здесь вряд ли уместно. Либо суббота для человека, либо человек для субботы. Либо гаджет для тебя, либо ты для гаджета. Либо железка тебе помогает, либо она (и продвигающий ее маркетолог) тебя имеет. Так что объектно-субъектные связи выстраивайте уже сами.

Фото в анонсе: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, США

''Делать какие-либо морализаторские выводы здесь вряд ли уместно. ''

Хороший текст и достойный вывод.
Спасибо,пишите продолжение.

Президент, председатель правления, Екатеринбург

Спасибо, утешилась и отдохнула.
Понравились стиль, подход, юмор, ругательства, количество букв, фото автора, география поездок, иностранные слова, перевод иностранных слов, фу в отношении игреков, предупреждения о санузлах и агрегатах, ликбез из области вооружения, ссылки на пиво, тайный смысл мартицы...
Больше всего хочу увидеть утюг с функцией соковыжималки.
С уважением, как социолог социологу, Елена
Нет, правда, утешилась и отдохнула. Жаль, что не сохранила 286-й

Директор по рекламе, Москва
Насчет ''ну их технологии'' есть отличный пример, когда американцы в начале 80-х прочитали труды одного из наших забитых реальностью ученых про теорию компьютерных сетей и подумали, что СССР в тайне строит глобальный интернет и покорит мир и пытались ''догнать технологии'' в построили интернет, которым начинают пользоваться уже холодильники и пылесосы с кофеварками. Это к тому, что когда видимые технологии исчерпывают себя неожиданно может начаться новый технологический уклад )))
Консультант, Красноярск

Это статья социолога, но не технолога. В современном мире правят два направления: первое- умение понравиться потребителю и это обеспечит продажи и второе- повышение эффективности. которое повышает производительность труда и снижает потребление ресурсов. Но каждый продукт требует своего уровня компетенций. И автор иногда страдает именно от этого.
По первому случаи не угадавший получит убытки, победитель- прибыль.
во втором- результат легко просчитывается.
а третий случай- проблема потребителей или продавцов, которые в поселковый сельмаг привезут душевую кабину с управлением через интернет.

CIO, Москва

Редкий случай, статья не про и не для офисного планктона, отсюда реакция на неё и мысли про 286-й... Он (286) был на старте технологии, а сегодня все уперлись в то что нужны другие принципы для скачка и развития, а всеобщая деградация не позволяет этого сделать. Мне интересно автор сам догадался по своему опыту (молодец) или подслушал и развил, что тоже неплохо.
Мысли автора, как я их понял о том что, знают все нормальные ПРОФИ (не путать с управленцами и торгашами, речь идет о инженерах), а не СОЦИОЛОГИ - отделы разработок чтобы оправдать свое существование, в том же капиталистическом мире, создают новые варианты и модифицируют. В результате делая и неудачные модели и создавая ненужные модификации. А продавцы упорно нам пытаются доказать что именно это улучшит нашу жизнь. И вся система уговаривает нас что все в порядке и мы все быстрее едем в РАЙ, хотя на самом деле в пропасть! Тема серьезная и довольно древняя.

Директор по маркетингу, Пермь

У меня подход такой. Есть изменение — не прячься от него. Осваивай, разбирайся. Читай инструкции, учи мануалы. Любое изменение в знакомой технологии должно учитываться. Появилось обновление — установи. Изменился интерфейс — разберись. Вышла новая версия — пользуйся. Увидел новое применение технологии — освой. Таким образом сохраняется гибкость мышления, способность обучаться.

Если этого не делать, то через несколько лет мы рискуем столкнуться не просто с новыми терминами внутри известной технологии. Мы столкнёмся с неизвестными принципами совершенно новой технологии. И тогда, с костным мышлением и устаревшими навыками мы не будем иметь никаких шансов её понять. Потратив всю жизнь на освоение одного навыка, можно в один миг лишиться всего.

Как только я чувствую нежелание разбираться в какой-то новинке, я напоминаю себе: «Кто-то будет уметь пользоваться этим. И у него будет преимущество». Это заставляет меня взять и освоить её.

http://corporativ.livejournal.com/524249.html

Президент, председатель правления, Екатеринбург
Валерий Суровов пишет: Редкий случай, статья не про и не для офисного планктона, отсюда реакция на неё и мысли про 286-й...
Валерий, хочу уточнить, вы неумышленно (не понимаете?) или умышленно снижаете самооценку участникам? Про 286-й я написала. Я его купила в 1992 году. Тогда это было довольно круто. Поскольку работаю на руководящих должностях, вроде как к планктону не отношусь. Пока вы меня туда, походя, не определили. Неприятно.
Валерий Суровов пишет: все нормальные ПРОФИ (не путать с управленцами и торгашами, речь идет о инженерах), а не СОЦИОЛОГИ -
Не понимаю, почему только инженеры могут быть нормальными профи. Кстати, я по первому образованию инженер и успела поработать по своей специальности до того, как начался капитализм. Вокруг меня в основном ''неинженеры''. И они прекрасно разбираются в гаджетах, новых ПО и прочих крутых новинках. А по поводу душевой кабинки, и у меня был такой случай. Теперь уже знаю, на какие кнопки нажимать. А в первый раз растерялась.
Валерий Суровов пишет: Мне интересно автор сам догадался по своему опыту (молодец) или подслушал и развил, что тоже неплохо.
Вы всем в умственных способностях отказываете или только социологам? Вывод, не ставьте себя заочно выше других, которых вы никогда не видели и не знаете. Все в жизни аукается.
Президент, председатель правления, Екатеринбург
Андрей Пометун пишет: Как только я чувствую нежелание разбираться в какой-то новинке, я напоминаю себе: «Кто-то будет уметь пользоваться этим. И у него будет преимущество». Это заставляет меня взять и освоить её.
Андрей, Ваш подход основан на здравом смысле. Именно так, на мой взгляд, и надо жить. Почему-то мне кажется, что автор намекнул на то, что можно жить проще во время отдыха, когда избыток опций напрягает, когда хочется просто повернуть рычаг крана и получить струю. Ну действительно, иногда хочется простой лопаты, а не комбайна. Ситуации-то разными бывают. А Ваша позиция Вас обязательно приведет к успеху. Возможно, Вы уже там.
IT-консультант, Москва

Хорошая статья, правильная. И хорошо, что написана именно социологом, а не ''технарем''. Я сама (сразу оговорюсь для некоторых особо озлобленных) - ''технарь'' более 40 лет, получивший и другое образование. Потому ценю важность стороннего взгляда, взгляда пользователя на все технические навороты, которые частенько разрабатываются и продаются ради процесса и результата. Но результат-то не тот, который ''нужен пользователю'', а тот, который, ''как кажется очень продвинутым технарям, нужен пользователю''. Улавливаете разницу? Это - признак неграмотного управления помимо того, что еще и специфический бизнес, подсаживающий на ''технологическую иглу''. Есть такой хорошо забытый неграмотными технарями термин ''usability'', по-русски ''удобство использования''. Даже стандарт такой есть, аж с 90-х годов. Но почему-то мало кто об этом слышал...
Действительно, все гениальное - просто. Любой настоящий профессионал высокого класса сможет добиться хорошего результата без всяких излишних наворотов, призванных, по мнению сторонних деятелей от технологий, помочь этому профессионалу этого результата быстрее добиться. Скорее, навороты такому творцу будут мешать, отвлекать от непосредственного творчества, доводя до исступления при попытке ими воспользоваться как иструментом.
Я не обвиняю огульно все технологичесике разработки, я сознательно стараюсь, как совершенно правильно говорит автор, отделять ''мух от котлет''. Более того, есть один большой плюс в продвинутых технологиях - они стимулируют развитие ''думалки'' у тех, кто учится ими пользоваться. Но есть и минус - дети, воспитанные на таких избыточных технологиях, сильно теряют в векторе развития и, как уже всеми признано, сильно отрываются от реальной жизни. Логика теряется где-то в технологических дебрях.

CIO, Москва

Татьяна Орлова! Сказала более подробно то о чем пытался сказать я и в том числе! Но главное уточню - что в моем понимании ПРОФИ, как раз стартует от идеи ''удобство использования'' и от того а нужно ли это вообще СОЗДАВАТЬ, он стартует от решения проблемы, а не от её создания кому либо! А остальные - лиш бы отчитаться, самоутвердиться, свое продвинуть или просто заработать. Потому у нас и Булава не летит и Глонас не кажет, я уже не говорю о том как ЖКХ работет! Это Вам управленцам на заметку - от планктона отличаетесь только зарплатой, приличный управленец такая же редкость как и хороший ИНЖЕНЕР! А то что все сейчас ВОЗДУХ производят и им торгуют надувая щеки (кроме тех кто энергоносителями, где ещё больший бардак и семейственность), за редким исключением ВПК о коем я сказал выше, тоже не тянет, хоть и пыжиться. Задачи творчества и капитализма разные - и Стив Джобс (для понимания о чем я - один из символов передовых технологий, после идеи ПК, на мой взгляд остальное только игрушки для молодежи и плактона) и его история, при этом не пример, а подтверждение этого исключения. Поэтому и идет деградация инженерной мысли и прочие признаки развития. Зачем программисту думать об оптимизации кода, если памяти достаточно и скорости хватает, а когда её не хватит, то навыки уже либо потеряны, либо не приобретены! И так во всем! А инструкции по определению всегда писали те кто ни на что вообще не годился, поэтому так редко можно по ним что то понять.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.