Как совершенствовать процессный подход с помощью межкультурных различий

«Работать идти? А не хочу я на вас работать,
тошнит меня от вашей работы, можете вы это понять?
Если человек работает, он всегда на кого-то работает,
раб он — и больше ничего, а я всегда хотел сам,
сам хотел быть, чтобы на всех поплевывать, на тоску ихнюю и скуку…»

Братья Стругацкие «Пикник на обочине»

Наша статья посвящена процессному подходу. Многие считают, что это очень скучно. Попробуем убедить вас в том, что это – не так. Сделаем это в игровой форме, имейте только в виду, что за всем написанным – реальные факты и реальные люди. И реальный опыт.

В процессе всегда есть начало, планирование, протекание процесса и его завершение, конец, плюс результат. Как правило, разными этапами занимаются разные люди, для которых Белбин ввел разные прозвища: «стартер», «финишер» и т.д.

Так кто же из нас – «стартер» и где его искать? А сами мы кто? Об этом и поговорим.

Русские оставляют яркий след в любом процессе, поэтому поговорим сначала о них. Мы оставляем след, который одним словом можно описать как «вовлекайся». Нам есть до всего дело. Мы критикуем, мы вовлекаемся. Мы не можем представить себе, как это можно жить иначе. Они – живут иначе.

В данном случае, я говорю о тех, кого вы встретите сразу после границы. Они – не вовлекаются и поэтому им неинтересно. Но речь сейчас не о том, чего у них нет, а о том, что есть в нас. Мы – вовлекаемся и поэтому нам интересно. Мы не пытаемся ничего поменять, но мы – любопытные. Что это там делается у задней стены магазина? Может, там выносят товар? А что еще есть в этом отеле, может, мы чего-то не знаем, может, здесь есть вип-услуги, а мы, дураки, просто оставили свои деньги на ресепшене, ни за что? А есть ли здесь туалет? Бесплатный? Нам все интересно. И мы можем заразить этим интересом других, это реально можно сделать. Правда, без нас они довольно быстро опять впадают в спячку, значит, нам надо ездить к ним чаще. Вот и все.

Русские очень быстро проникаются убежденностью в том, что им что-то надо делать со всем пылом-жаром, надо убеждать остальных присоединиться, надо, чтобы вокруг был хороший шум и гам. И сам процесс неважен, сам процесс нам скучен, он требует от нас того, чего в нас нет, но вот начало процесса, его задумка, его «презентация», кипение и бурление в мозгах и в словах, вовлечение – это для нас! И нам, в общем-то, все равно, как на эту нашу вовлеченность реагируют окружающие. Не нравится? Извините, но другими не будем, а значит, это так глубоко внутри, что составляет самую нашу суть. И вот это мы можем показать в процессе, это – наше.

Теперь давайте подумаем, что могут дать процессу другие страны?

Финны могут всех научить тому, что выражается словами: «let it being done slowly». Это можно перевести как: «оставь это делаться медленно». Это очень важное умение! Вот на обочине дороги финн бросил кучу дров, и они лежат. Через день они будут аккуратно сложены в штабель, так же возле дороги. Еще через день их перевезут к дому и снова бросят навалом. Еще позже они будут аккуратно сложены у дома. Потом их расколют, и они будут лежать грудой во дворе и мокнуть. И уж совсем в конце их сложат в сарае.

Не надо пытаться сделать все сразу! Это неправильно. Вы просто теряете кайф от процесса. Никто никуда не торопится.

Давайте, вы будете так делать и дома, и посмотрим, что тогда произойдет. Начнем с простого. Вот мы делаем шкаф. Все в пыли, естественно. Работа закончена, надо убираться. Немец все бы аккуратно сложил и, довольный, пошел бы пить пиво. Он делает неправильно, скажет финн. Таким образом, он показывает вселенной, что он закончил с этой работой. Он хочет, чтобы вселенная ему подкинула другую работу. Ну, так она подкинет! Нет, это путь – не для ленивых! Мы – сделаем иначе. Мы бросим инструменты в грязи и пойдем пить пиво сразу.

Представьте, что инструменты раскалились от работы, и им надо остыть, поэтому трогать их пока не следует. К тому же, вселенная должна осознать, что работа сделана. Дайте ей время.

Бред – скажите вы? А вы попробуйте! Наступает невиданное удовлетворение от процесса. Сняли тент с машины – и пусть валяется! Поели – и идите. Потом, зайдя на кухню, надо удивленно сказать: О, посуда! И приняться за новое дело, ее мыть, со старанием, с тщательностью, не пытаясь доделать дело до конца, потому что конца у дела нет.

Этому научили нас финны. Поехали дальше. В Швецию.

Чему может научить Швеция, в смысле процессности?

Вот мы входим в шведскую Икею, что мы видим? Вещи на один день. А зачем? Непоседы-шведы говорят: чтобы не привыкать, чтобы не застаиваться. Построил – через два года поменял. И не потому, что развалилось (развалилось раньше), а потому, что надо двигаться, идти вперед. Вещи не хороши, но создают ощущение хороших, они не прочные, они создают ощущение прочных. Но они красивые – никуда не денешься, и поэтому мы их покупаем и любим.

Представим себе некоего работника, который делает отчет шефу. Отчет слабый, да и работник слабый. Но отчет нужен. Что делать? Зная «Шведский путь», он будет подравнивать шрифты и границы в своем отчете шефу, и делать безупречные интервалы. Сам его отчет – дерьмо, но он перестанет быть таким, если форма будет безупречна. Работать над формой – сплошное удовольствие, потому что она не имеет отношения к сути, в которой он не силен. Работайте над формой, не касайтесь сути, и вы преуспеете, говорят нам шведы.

Едем дальше. Впереди – Дания, обсудим датский метод жизни. Он существенно отличается от финского и шведского.

Как-то из окна отеля мы наблюдали за тем, как датчанка мыла стекла в своем загородном доме. Прошло сорок минут, но она и не думала заканчивать. Стекла уже давно были идеальными, но она продолжала. Становилось ясно, она просто тащилась от процесса. И только, когда солнце уже начало склоняться к горизонту и стало прохладно, она ушла. Наверное, в следующие выходные она продолжит. Поэтому мы называем датский метод так: «выходных – нет!».

У них, правда, их нет. Или, наоборот, праздник, но при этом все работают. Датчанка будет драить свою лодку в воскресенье, специально приедет в свой дом на берегу и будет покрывать дерево смолой, пытаясь не запачкаться. Бесконечный процесс работы она будет прерывать длительными перерывами на поболтать и поесть/попить, но главное время останется за процессом. Жить так нельзя, да и невозможно, но они так живут. У датчан нет ощущения русской скуки от процесса. Нет и финского чувства слитности со вселенной. Нет и шведского чувства, что вы эту вселенную причесываете и делаете ей бантики на голове. Есть просто процесс, в котором важно достичь совершенства. Поскольку совершенство скорее достигается в уже начатом процессе, не нужно его прекращать. Когда совершенство достигнуто – это блаженство. И здесь русским есть чему поучиться.

Помнится, Елена Сидоренко, известный тренер, писала в одной своей книге, как она тренировала команды людей, работающих посменно, по 12 часов. Там все неважно. И вот на тренинге она спросила: «Кто из вас ждет с нетерпением окончания смены?». Поднялись, естественно, все руки. Тогда она спросила еще: «А, скажите, если бы вы могли закрыть глаза, затем открыть их – и вот, смена кончилась, кто из вас согласился бы с этим?». Опять поднялось много рук, правда, не все 100%. Далее: «А если бы вы могли так сделать с вашими буднями: отрыли глаза – и уже выходные?». Народ поднял меньше рук, но поднял. «А то же с вашей жизнью?». Конечно, никто не поднял. – А не думаете ли вы – спросила Елена – что за эту неделю, что вы не жили, могло бы что-то интересное произойти? Что этот процесс можно сделать иным, интересным? Ну, и все такое прочее…

Ну, все поехали домой? А как же Норвегия? Ну, ладно, поехали в Норвегию. Посмотрим, как живут наши викинги среди фьордов. Что же мы увидим в Норвегии? Чем нас одарит она?

Чем отличаются норвежцы?

Во-первых, они сильно отличаются друг от друга, даже в пределах одной семьи. Каждый не то, чтобы хочет выделиться в разговоре – он просто находит себя в центре любого разговора. Любого дела. И это главное. При этом совсем не надо обращать на себя внимание. На него и так обратят внимание. Не надо «изображать из себя нечто», можно спокойно заниматься делом, но вся фишка в том, что те, кто не могут быть в центре процесса, станут обращать внимание на того, кто в центре процесса, неосознанно. И когда ты – в центре процесса, ты – главный. И точка. Это и есть счастье.

Давайте построим идеальную команду их всех тех, кого мы встретили на нашей дороге.

Вот русский – он будет вовлекать всех в процесс, веселить, дурачиться, петь песни. И всем станет немножко веселее. Особенно, когда работа будет закончена и можно будет ее отмечать. Как сделали бы без русских? Пожали бы всем руки и разошлись. И не осталось бы чувства победы. Нет, так нельзя – говорят русские. И организуют праздник.

Вот финн – с ним вы будете чувствовать ритм процесса, он не будет вас тяготить, подгонять к завершению. Вы почувствуете прелесть этого ритма и будете счастливы в процессе, а значит, то время, которое вы отдаете ему, будет не прожитым зря, оно будет включено во время вашей жизни, а не выключено из него.

Вот датчанин – он научит всех относиться одинаково к любому процессу, которым вы заняты, достигать в нем совершенства, и не за счет каких-то там сверхусилий или тайных знаний, а просто благодаря тому факту, что вы не пытаетесь его закончить, вы его длите.

Вот норвежец, он поможет всем быть в центре процесса, быть главным, чувствовать себя творцом процесса, которым вы и являетесь и были всегда, но забыли…Кстати, научит и не обращать внимание на ваших критиков, что ценно.

И наконец – швед, который научит придавать результату процесса блеск, округлость, значимость, причем грошовыми методами. При этом форма важна не только в завершении процесса, она важна также и в его продолжении. Аккуратные штабеля радуют глаз, мотивируют на продолжение процесса. Когда прекрасная суть еще и одета в прекрасную форму – чего еще желать?

Вот ваша команда

Они – все разные, но это все трюки одного и того же ума. Ума Творца. Ума процессного человека.

Ум человека, на пути бегства от окружающей его реальности, ищет какие-нибудь зацепки, чтобы заинтересовать себя продолжать свое существование. Процесс делания чего-либо ради результата ему неинтересен совершенно. Именно к этому факту относится эпиграф устами Сталкера, мол, «имел» я всю вашу работу. А если работать не ради одного результата, как можно процесс сделать интересным? Какие есть «зацепки»?

Зацепок этих немного и одна из них: превратить все видимое в игру и играть с этим. Процесс делания чего-либо интересен именно как игра, и здесь, на этапе завлечения, русские неподражаемы. Находясь немного «не здесь», отстраненные от реальной действительности, мы умеем создать атмосферу игры и вовлечения.

Когда процесс запущен и на арену выходит финн, он применяет следующий трюк для своего и вашего вовлечения: он дробит процесс на этапы, которые имеют начало и конец. Зримое в течение короткого времени начало (привез бревна) и конец (и свалил их) создает у человека ощущение законченности и успеха, которое мотивирует продолжить, конечно, после зримого отдыха. Это – трюк финна.

Трюк шведа состоит в том, чтобы (при)украсить плоды процесса, создать им привлекательный вид, чтобы вовлеченные в процесс почувствовали свою значимость. На самом деле, дизайн больше нужен им для мотивации продолжать процесс, а не только покупателям.

Норвежец концентрируется на себе самом внутри процесса, чтобы не исчезнуть, не раствориться в нем. Процесс так затягивает, что поневоле теряешь голову. Наконец, датчанин достигает совершенства в процессе, чтобы почувствовать себя хозяином не только процесса, но и его плодов. Может, это его иллюзия и владеть плодами процесса невозможно (вы же их продаете), но он хочет именно так!

Все эти «финны», «шведы» и «русские» – лишь состояния вашего ума, которые вам необходимо иметь (меняя), чтобы вы были счастливы в процессе и после его завершения, чтобы вы могли начать новый процесс, чтобы вам было интересно жить.

P.S.

А как выглядела бы одежда наших ребят из команды? Допустим, им выдали одинаковую строительную одежду, с всякими поясами, с молотками у бедра, с касками. Как бы выглядела их одежда после работы?

Мы думаем, что у русского она выглядела бы идеально. Он вообще не брал бы ее на стройку, ходил бы в каком-нибудь рванье. Зато в выходные он бы надевал ее, как на праздник. Он бы нашил какие-то еще эмблемы на все рукава и прочее.

У финна одежда была бы слегка грязной. Если одежда чистая – значит, ты не работал. Если она очень грязная – ты неряха. Вот так, посередине. У Шведа она бы выглядела как в магазине. То есть было бы непонятно, как можно работать и не запачкать ее хотя бы чуть-чуть. Датчанин и норвежец были бы одинаково грязными, с ног до ушей. Им вообще было бы наплевать, как они выглядят. При этом, кажется, что датские жены все же стирали одежду своим мужьям, поэтому наутро датчане приходили бы свежими, с иголочки.

Ну а как выглядела бы одежда норвежцев наутро… Нет, это не значит, что они – неряхи. Они снимут грязную одежду, вымоются, и оденут какой-нибудь свитерок, похуже тех, что вы вчера у себя выбросили. А зачем надевать что-то еще? Кому он будет что доказывать?

Все внутри.

При поддержке Натальи Бутомо.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Преподаватель, Саратов

Спасибо за статью. В основном описаны межкультурные различия. Национальные особенности или обыкновения. На мой взгляд достаточно спорные. Однако взгляд авторов интересен. Отмечу, что сам процессный подход подразумевает разбитие бизнес-операции на связанные между собой этапы и т.д. совершенствовать его можно, например, заново сформулировав определение процесса, взаимосвязей его этапов и т.д., но не с помощью каких-то (любых) различий в чем-то. Статью можно было бы назвать межкультурные подходы к реализации процессного подхода к бизнес-операциям (в оригинальном названии статьи желательно указать хотя бы к чему применяется процессный подход).

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва

Как человек, немного связанный с процессным подходом, я так и не понял, при чем он здесь.
Мне кажется, что упомянуть комету Галлея или вспышки на солнце здесь был бы уместнее. Они больше влияют на поведение людей. :-))

IT-консультант, Москва

Согласна с Павлом и Виталием. Статья написана так, что ее приятно почитать, но реальной действительности там мало. Я жила и работала во всех странах из списка и не могу сделать те же выводы. Более того, считать ту же ИКЕА уникальной только потому, что там продаются дешевые вещи или потому, что она отражает специфику шведской культуры? Позвольте, это же бизнес: делай недолговечное и дешевое, чтобы больше покупали...
Процессы, наверное, должны были быть упомянуты, но было так интересно писать все остальное, что есть только прелюдия к этой тематике.
Тем не менее, уж если говорить о процессном подходе, то стоит отметить, что процессы нужны не везде, а только там, где можно выделить практическую повторяемость шагов, т.е. на конвейере, каким бы он ни был. В наше время постоянных перемен процессам уделяется все меньше внимания по той простой причине, что они или отсутствуют в стабильном виде (там применимо управление в стиле Agile) или так быстро меняються, что нет смысла тратить ресурсы на переконфигурирование инструментария и переписывание регламентов. Ну и аудит на соответствие чему-то проводить очень сложно. Стандарты-то тоже меняются, хотя и медленнее, чем жизнь, то есть частенько тянут назад при необходимости жесткого им соответствования.

Аналитик, Москва

Интересно! Но вот что замечу. Когда-то я служил на флоте, где вместе со мной служили татары, украинцы, армяне, азербайджанцы, грузины, казахи, литовцы, таджики, узбеки - сложно кого-то не назвать, уж извините. И все офицеры знали или старались узнать особенности национального отношения к работе. Их масса и они очень интересны, иногда забавны.
Например, служило несколько крымских татар - это очень упорная нация, он не ляжет спать, пока не дойдёт до самого конца работы.

Казахи - если хочешь, что у тебя где-то был всегда идеальный порядок, то отправь туда группу, именно группу, казахов.
И так делее.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.