В предыдущей статье мы с вами рассмотрели, от каких основных показателей зависит объем продаж вашего магазина, за счет чего его можно поднять, и как спланировать рост продаж. В продолжении рассмотрим, что еще нужно учесть – без чего не сработает ваш план роста, а также подробно рассмотрим за счет чего и как вы будете повышать значение среднего чека.
Надеюсь, план продаж по предложенной в предыдущей статье схеме готов. Значит, пора сделать две важные оговорки. Первая…. Если в вашем магазине продавец является лишь кассиром с минимальными знаниями-умениями-ответственностью-зарплатой… Вы мало что сможете сделать, чтобы улучшить показатель воронки продаж. Вы можете улучшать лишь ассортимент, цены и мерчандайзинг. Но если на вас в магазине работают не только полки и стены, но и кто-то с руками и головой, вы сможете управлять своей воронкой продаж!
Алгоритм работы с персоналом магазина прост. Начнем с того, чего вам нужно добиться:
1) чтобы продавцы обращали внимание на каждого клиента, и активно продавали этому каждому;
2) чтобы они делали это умело-правильно-эффективно;
3) чтобы они это делали регулярно;
4) чтобы они постоянно совершенствовали и то, что делают, и то, как делают.
Теперь алгоритм как этого добиться:
1) Возьмите власть в свои руки! Поверьте, что делают ли что-то ваши сотрудники и как они это делают, зависит только от вас! Если вы в это верите, начинайте добиваться, чтобы они делали то, что вам нужно и так, как вам нужно. Если вы в это не верите, то начните с первого пункта.
2) Четко определите что, где, когда (в какой ситуации) именно сотрудники должны делать и говорить, и как именно они должны это делать. По возможности, запишите на видео, диктофон или хотя бы на бумаге, что и как сотрудники должны говорить и делать в таких-то ситуациях;
3) Расскажите и покажите сотрудникам то, к чему пришли в пункте 2; проверьте, поняли ли они, что именно они должны делать, что именно должны говорить в таких-то ситуациях;
4) Убедитесь, что они это поняли, знают, умеют;
5) Убедитесь в том, что они это делают. Если вдруг не делают, начните еще раз с первого пункта.
Организовать процесс вам поможет следующая таблица:
И теперь вторая оговорка… Да-да, я знаю, что вашим продавцам некогда! У них клиенты, которых нужно обслуживать, и если они будут делать с каждым клиентом то, о чем я прошу, будут очереди, недовольные клиенты, и пока продавец будет работать с одним клиентом, десять других не будут ждать, развернутся и уйдут! верю! так бывает! возможно часто! но не всегда! Есть 3 возможных ситуации в вашем магазине:
1) в магазине «очередь», то есть на одного продавца приходится более двух клиентов (если обслуживание клиентов в вашей торговой точке происходит быстро, можете увеличить эту цифру до 3-4);
2) в магазине на каждого продавца приходится по 1-2 посетителя;
3) в магазине больше продавцов, чем посетителей.
Также в магазине бывает 3 типа клиентов:
1) те, кто хотят купить и знают, что именно;
2) те, кто еще не знают, что именно хотят купить, но находятся «в активном поиске» того, что хотят купить;
3) те, кто зашли «посмотреть» (не путайте с отговоркой «спасибо, я просто смотрю», ее активно используют и клиенты второго типа!) и еще «не созрели» к конкретной покупке.
Более того, у вашего продавца есть 3 категории «функциональных обязанностей». Ваш продавец обязан:
1) качественно обслужить клиента;
2) продать клиенту хоть что-нибудь, то есть превратить каждого посетителя в покупателя;
3) поднять средний чек (об этом чуть позже), то есть продать каждому покупателю максимум из того, что тот может купить.
Так вот, в первой ситуации, продавец обязан обслужить первый и по возможности второй тип клиентов. Во второй ситуации продавец обязан не только качественно обслужить первый и второй тип, но и превратить каждого посетителя второй категории в покупателя, максимизировать чек каждого покупателя первой категории, и, если останется время, постараться превратить в покупателей посетителей третьей категории… А вот в третей ситуации продавец обязан превратить каждого посетителя в покупателя и максимизировать чек по каждому покупателю!
Ради интереса, отследите в течение недели, сколько по времени занимала первая ситуация, сколько вторая, сколько третья, и вели ли себя ваши продавцы так, как нужно в соответствующей ситуации с соответствующей категорией клиента.
Мы c вами разобрались, за счет чего можно повышать количество чеков (трафик, показатель конверсии). Теперь вы также знаете, что именно делать, чтобы планы роста реализовать с наименьшими усилиями и рисками на практике. Отложите статью и запишите подробно, что вы будете делать для того, чтобы поднять этот показатель до планового значения.
А теперь повышаем значение среднего чека
Рассмотрим подробнее, за счет чего вы будете повышать значение среднего чека. Это ваш второй из двух наиболее важных показателей.
Значение среднего чека зависит от того:
1) сколько в чеке товарных групп;
2) сколько в чеке товарных позиций;
3) сколько в чеке единиц товара;
4) какая средняя цена товара в чеке;
Для увеличения объема продаж путем повышения среднего чека, нужно повышать каждый из этих четырех показателей. Знаете ли вы значение этих показателей? Если да – впишите в таблицу ниже фактические и плановые показатели.
Кликните, чтобы увеличить картинку
Повышать значения перечисленных показателей можно с помощью мерчандайзинговых усилий, работы с ассортиментом, с ценами, а также силами продавцов. Для того, чтобы повышать средний чек, вы можете вводить новые товарные группы и товарные позиции, которые могут рассматриваться вашими покупателями как сопутствующие, вспомогательные или дополнительные к уже существующему ассортименту.
Для определения того, что можно вводить, вы можете изучить ассортимент подобных или близлежащих магазинов, можете опросить своих постоянных клиентов (что они хотели бы и были бы готовы покупать в вашей торговой точке).
Вы также можете стимулировать продажу дополнительных товарных групп и товарных позиций ценовыми мероприятиями: давать скидки при покупке более чем такого-то количества позиций в чеке, при покупке комплектов из сопутствующих или сочетающихся товаров, при наличии в чеке товара из продвигаемой товарной группы, или при покупке на сумму выше такой-то.
Мерчандайзинговые усилия для повышения среднего чека могут включать соответствующее оформление торгового зала и товара:
- разделение зон продаж разных товарных групп,
- размещение сопутствующих или дополняющих товаров рядом (или товаров в одном стиле/цвете/формате), даже если они представляют собой разные товарные группы.
1) батарейки рядом с игрушками;
2) обувь, носки, нижнее белье, перчатки, зонтики и т.п. рядом с одеждой;
3) снеки рядом с пивом;
4) чехлы для телефонов рядом с мобильными телефонами;
5) картриджи, бумагу, тройники и удлиннители рядом с принтерами;
6) сумки, мыши, наушники рядом с ноутбуками;
7) коробки конфет и мягкие игрушки рядом с шампанским;
8) спальные мешки, фонарики, походные наборы чего-либо рядом с палатками и т.п.
Подобное размещение может также демонстрироваться как комплект и продаваться отдельно или комплектом (подготовьте ценники, перечисляющие предлагаемые варианты комплектов с посчитанной ценой за комплект). В том числе, нужно продумать, какие товары могут быть дополняющими или сопутствующими для десятков наиболее продаваемых товаров вашей торговой точки (их часто называют товарами-паровозами или товарами-локомотивами) и для рекламируемых в данный период времени или акционных товаров.
Помочь поднять средний чек также могут соответствующие навигационные стрелки, таблички, вывески, надписи на полу и т.п., помогающие найти нужный товар, привлекающие внимание к дополнительным товарным группам и позициям. Естественно, пробуя дополнительный ассортимент, ценовые или мерчандайзинговые инновации, нужно понимать, что не все новшества будут положительно восприняты клиентами и сработают. Если нововведение не сработало в течение 2-3 месяцев, вы должны быть готовы от него отказаться.
Отложите статью и запланируйте ближайшие действия, которые вы сделаете для повышения значения Среднего Чека. В следующей статье мы с вами подробно рассмотрим, как и за счет чего вы сможете поднять Средний Чек своего магазина с помощью простых, направленных четких действий ваших продавцов.
Рекомендую начинать читать с первой статьи ''трилогии''. Здесь: http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1932850/
Шикарный набор статей!
По уровню оторванности от реальности превосходящий даже творения Татьяны Соколовой!
Тем не менее, хочется задать Автору серьезный вопрос – А Вы не могли бы описать формат магазина, для которого Ваша методика подходит?
Минус за предложение читать статью с начала (9.10 9:21) - это шедевр. Помнится, еще Швейк считал логичным читать двухтомник с первого тома, но Швейк был официально признанным идиотом ... как далеко шагнул мир ровно за 100 лет.
[COLOR=gray=gray]Узнайте, как безучастных работников, которые обычно выполняют функции кассира, превратить в мотивированных продавцов, а также о влиянии мерчандайзинга на увеличение чека.[/COLOR]
Это обещание, написанное в заголовке
Это текст статьи:
[COLOR=gray=gray]Теперь алгоритм как этого добиться:
1) Возьмите власть в свои руки! Поверьте, что делают ли что-то ваши сотрудники и как они это делают, зависит только от вас! Если вы в это верите, начинайте добиваться, чтобы они делали то, что вам нужно и так, как вам нужно. Если вы в это не верите, то начните с первого пункта.
2) Четко определите что, где, когда (в какой ситуации) именно сотрудники должны делать и говорить, и как именно они должны это делать. По возможности, запишите на видео, диктофон или хотя бы на бумаге, что и как сотрудники должны говорить и делать в таких-то ситуациях;
3) Расскажите и покажите сотрудникам то, к чему пришли в пункте 2; проверьте, поняли ли они, что именно они должны делать, что именно должны говорить в таких-то ситуациях;
4) Убедитесь, что они это поняли, знают, умеют;
5) Убедитесь в том, что они это делают. Если вдруг не делают, начните еще раз с первого пункта.[/COLOR]
Уважаемый Борис. Укажите мне, пожалуйста, где в Вашем алгоритме кроются (имеют место быть) элементы стимулирования ИМЕННО МОТИВАЦИИ, без которой алгоритм не более, чем дрессировка. Без личной включенности в процесс продавцов, без их позитивной эмоции и готовности к действию ничего не получится. Я знаю, о чем пишу. Не формирует Ваш алгоритм готовность к действию. Для этого должны быть задействованы дополнительно другие методы. Может быть Вы их подразумевали, но пока они не очевидны.
Спасибо, Борис, буду ждать Ваши новые статьи.