Чем внутриличностный конфликт похож на «Треугольник Карпмана», и как из него выбраться

Трудно предугадать, с чем останутся участники тренинга по его окончанию, как и какие инсайты посетят автора курса. Поделюсь своим открытием, вдохновившем меня на создание практики, которую я апробировала на том же тренинге.

Предыстория

Так получилось, что на тренинг «Управление эмоциями» часть участников пришла после программы «Управляемый конфликт», в рамках которой мы подробно разбирали и прорабатывали разногласия с близкими, коллегами, затрагивали производственные конфликты «руководитель – подчиненный», конфликты интересов «заказчик – подрядчик».

Участники этой программы в перерыве тренинга по эмоциям делились со мной и другими своими успехами – как осознанность и новое поведение изменили их жизнь: упростили профессиональные взаимоотношения, способствовали разрешению семейного кризиса, улучшили самооценку.

Но были и те, кто высказал сомнение в корректности, правильности уже совершенных действий по отношению к другим в конфликтной ситуации. Я попросила привести примеры, рассказы участников сводились к следующему алгоритму:

  • В момент возникновения инцидента участник был осознанным, понимал причину возникшего разногласия, возможные последствия и риски, чувствовал себя собранным – у кого-то даже появлялась радость: «Я знаю, как теперь себя вести!».
  • Разрешал конфликт к обоюдной выгоде и чувствовал при этом уверенность, гордость или облегчение.
  • Но по прошествии времени ловил себя на мысли: «Все ли я сделал правильно?», «А ведь я мог быстрее завершить ссору!», «Зачем я снова выслушивал этот бред? Надо было сделать так...».
  • Чувствовал недовольство собой, одновременно с уверенностью в своих знаниях и поведении, в результате приходил в смятение.

По сути, они описывали схему развития внутриличностного конфликта. Их рассказы оказались столь важными для остальных участников тренинга «Управление эмоциями», что те стали с энтузиазмом делиться жизненными ситуациями, вызывавшими тревогу и похожие переживания. Работа с эмоциональными состояниями составляет основу одноименного тренинга, поэтому я изменила программу для более подробного разбора чувств, сопровождающих внутриличностные конфликты.

Когда группа завершила работу над темой, я осталась с четким пониманием того, что есть люди, которые регулярно и целенаправленно загоняют себя в «Треугольник Карпмана».

Что такое «Треугольник Карпмана»

Это динамическая модель манипулятивных взаимоотношений, где участники занимают одну из линий поведения: «Жертва», «Преследователь», «Спасатель» и стремятся решить психологические проблемы за счет другого. Смысл модели в том, что участники со временем переходят из роли в роль: «Жертва» становится «Преследователем»,«Преследователь» – «Спасателем», а «Спасатель» – «Жертвой» и т. д.

В классической трактовке «Жертва», «Преследователь» и «Спасатель» – это разные люди, а в случаях, которые описывали участники тренинга, это один и тот же человек!

Вот пример таких переживаний, осознаваемых от нескольких минут до нескольких часов или дней, если его изобразить в словесной форме и проанализировать:

  • Жертва: «Уф, наконец-то он ушел! Я думала, это никогда не кончится: жалобы на жизнь, просьбы...».
  • Преследователь: «Как тебе не стыдно! Вместо того чтобы войти в положение, посочувствовать, ты радуешься, что он ушел и жалуешься, что он нытик».
  • Спасатель: «А что такого? Ведь по сути он и правда нытик...».
  • Жертва: «Да он не просто нытик! Он же «хронофаг» – столько времени у меня отнимает каждый раз, я после него сосредоточиться не могу. Жаль, что я его не выгнала!».
  • Преследователь: «Себя то тебе жалко, а ему каково в его проблемах? Поставь себя на его место!».
  • Спасатель: «У каждого свое место».
  • Спасатель переключается в позицию Жертвы: «И, наверное, ему можно посочувствовать, может быть, мне было бы еще хуже...».
  • Жертва переключается в позицию Преследователя: «Но я же права! И я тоже человек! Нет, надо было его выпроводить, тогда бы я не переживала сейчас. Эх, я!».
  • Преследователь переключается в позицию Спасатель: «Или нет?! Наверное, все-таки, я правильно поступила, что выслушала, хотя мне сейчас так неуютно...».
  • Спасатель переключается в позицию Жертвы: «Конечно, правильно, но что делать-то? Ведь мне всякий раз тошно после этого нытика...».
  • Жертва переключается в позицию Преследователь: «Нужно себя заставить высказать свое отношение! Ведь со стороны я наверняка выгляжу как тряпка!».
  • И так далее...

Отследить такое «растроение» личности бывает сложно, ведь обычно в это время мы «отвлекаемся» на чтение, ТВ, интернет, перекус, на общение с кем-то. А чаще на несколько таких «дел» сразу. Мы улавливаем только отдельные «фразы», которые воспринимаем как внутренний диалог, но, чтобы не портить себе настроение, спешим их «забыть» – вытеснить, это наша многолетняя защитная практика. Поэтому сосредоточиться «в моменте» на внутреннем треугольнике, чтобы выбраться из него своевременно, непросто.

Тем более сложно это сделать позже, поскольку мозг защищается от таких негативных переживаний раз за разом все мощнее. Это сравнимо с возведением плотины: больше объем, сильнее напор воды – выше плотина, а чем выше плотина, тем сильнее напор. И в данном случае гарантировать можно одно: в самый неподходящий момент такую плотину прорвет. Потому что ситуации повторяются, и энергии на такие «треугольники Карпмана внутри» требуется все больше. Что же делать?

Как вырваться из треугольника: теория

Если принять за основу гипотезу, что человек сам себе спасатель, жертва и преследователь, неосознанно переходит из роли в роль, и при желании способен воспроизвести внутренний проговор, то существует два варианта разрешения ситуации:

  1.  Классическая проработка выхода из «треугольника»: осознать, в какой роли пребывает человек и перейти от манипулятивного поведения к осознанному.
  2. Попробовать «подружить» все три роли внутри себя.

Второй вариант мне показался предпочтительным, поскольку больше согласовался с темой тренинга «Управление эмоциями», и я на следующий день предложила всем упражнение.

Как это работает на практике: упражнение 

  • Вспомнить незавершенную (фрустрирующую) ситуацию – завершившуюся в реальности, но по поводу которой периодически возникает сожаление, негативные эмоции.
  • Проанализировать внутренний проговор не с точки зрения «внутренний Я» – «внутренний Критик», что часто делают в проработке внутриличностных конфликтов, а в позиции составляющих «треугольники Карпмана».
  • Поочередно находясь в каждой роли, выяснить: каково главное стремление в этот момент. Во время проработки на тренинге участники говорили так: с позиции «Жертвы»: «Я несправедливо страдаю», с позиции «Спасателя»: «Я поддерживаю несправедливо страдающего», с позиции «Преследователя»: «Я устраняю несправедливость».
  • Проанализировать, какое понятие является для всех ролей ключевым – в нашем случае это было понятие справедливость/несправедливость как объективность, безоценочность, непредвзятость.
  • Проработать поочередно каждую роль: как человек в этой позиции воспринимает состояние справедливости – какое это эмоциональное состояние, как оно проявляется в теле (поза, мимика, жесты), как оно выглядело бы, если бы было животным – несуществующим или реальным. Важно максимально подробно описать его – внешний вид, повадки, голос, др.;
  • Представить себе, что все три этих животных собрались вместе и «понаблюдать», как они взаимодействуют между собой, чего им не хватает, чтобы они подружились. Вообразить, что каждое животное получает то, что ему требуется для дружбы с остальными, и как после этого их взаимоотношения изменились. Повторять действие до тех пор, пока между персонажами не установятся доброжелательные и долгосрочные «отношения». Во время выполнения упражнения участники тренинга изменялись внешне – расслаблялась поза, мимика, выравнивалось дыхание, голос становился более низким, ощущался прилив энергии, внутренний подъем.
  • Обсудить с участниками изменения в их состоянии и самочувствии, возможно, кто-то захочет поделиться образами. Позитивные изменения являются критериями правильно выполненного упражнения, и на этом оно завершается.

В конце второго дня тренинга во время обратной связи участников я попросила припомнить ситуации, поведение в которых вызывало у них сожаление и сомнения, и которыми они делились вчера и высказать свое отношение к ним теперь:

  • Кто-то считал свое поведение эффективным и в похожей ситуации поступит так же.
  • Кто-то решил, что действовать, все-таки, нужно немного иначе.
  • При этом у всех сохранился позитивный настрой по отношению к ситуациям, которые до тренинга вызывали у них недовольство.

Эту технику можно проводить самостоятельно в комфортной обстановке, соблюдая соответствующую «технику безопасности». Желаю всем личной и профессиональной продуктивности, успехов и позитива!

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
Эти истории отличаются статусом пострадавших. Особенно с учетом того, что за две недели до этого...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как руководители справляются с конфликтами внутри команд

В большинстве компаний уровень доверия между сотрудниками и руководством оценивают как средний.

70% россиян сталкиваются с деструктивным поведением руководителей

Только одному из четырех сотрудников российских компаний повезло с руководителем.

Для большинства зумеров зарплата не является решающим фактором при выборе работы

Представители поколения Z готовы работать над неинтересными задачами, если компания предлагает работу в удобном графике.