«Время – действующее лицо», – сказала Алиса в сказке Льюиса Кэррола. Вот и человек лишь тогда становится личностью и профессионалом, когда осознает время, овладевает им, создает свое время. В этой статье рассматривается взаимосвязь между глубиной самосознания менеджера и его умением управлять своим собственным временем: корреляция этих факторов определяет успешность менеджера, а отсутствие корреляций – приводит к ошибкам.
Распределение времени
Что такое «свое время» и как им можно управлять? Иногда человек многие годы занимается самопознанием, но это почти ничего не дает. И, напротив, в экстремальных ситуациях человек может в сжатые сроки подняться на высокий уровень самосознания. Все дело в том, что деятельность человека происходит в особом психологическом времени, или живом, как часто его называют. Психологическое время состоит из событий в противовес времени хронологическому, которое измеряется физическими величинами.
Иными словами, время экологично, и первое, чему надо научиться любому человеку, управлять своим временем и событиями своей жизни. Именно от этого зависит качество жизни и управленческой деятельности. Время успешного менеджера должно отвечать задачам его деятельности.
Ключевые компетенции
Как действует менеджер? Базовое для успешной профессиональной деятельности – осознание своей роли. Развитие личности связано со становлением «внутренней позиции». Сущность этой позиции есть самосознание, в основе которого лежит восприятие образов себя в различных ситуациях деятельности. Так, в процессе профессионального становления самосознание все более усложняется, и у менеджера формируется все более совершенный, адекватный образ самого себя в профессии. Чем более глубоко развито его самосознание, тем лучше он оперирует информацией, владеет собой, тем выше его EQ, и тем лучше он справляется со своими задачами.
Поэтому успешный менеджер, во-первых, осознает свою управленческую роль, во-вторых, принимает ее, в-третьих, действует в направлении полного соответствия своей роли.
Приоритеты деятельности
Сфера самосознания непрерывно расширяется благодаря осмыслению прошлого и планированию будущего, а наивысшей ступени самосознание достигает тогда, когда формируется понятие о себе не только в настоящем, но и в будущем времени. В человеке таятся силы, задатки, устремления, вообще потенции, требующие актуализации и, чтобы реализовать их, необходима способность к целеполаганию, умение развести во времени реальные и идеальные цели. Чем более широким становится жизненное пространство, тем большее значение приобретают отдаленные цели, они организуют наше время, заставляя человека быть активным, мобильным и организованным. Определяйте приоритеты, планируйте настоящее и будущее.
Данные психологические предпосылки легли в основу практической модели управленческих уровней. В этой модели подчеркивается, что распределение времени, приоритеты деятельности и ключевые управленческие навыки – это три фактора, которые меняются в модели поведения менеджера в зависимости от его позиции/роли в организации. Ниже предлагаю рассмотреть типичные ошибки, которые совершают менеджеры при назначении на более высокие позиции в иерархии должностей.
Три уровня ошибок
Первая ошибка, которую совершает человек, когда у него появляются подчиненные: выполняет менеджерские обязанности, оставаясь на прежнем уровне специалиста. При распределении времени он не учитывает приоритет работы с подчиненными и партнерами, давит на сотрудников демонстрацией своей компетентности, «соревнуется» с ними, исправляет их ошибки и ищет виноватых вместо наставничества и обучения,
На более высоком уровне управления мы наблюдаем у менеджеров трудности с делегированием. Оценивая своих прямых подчиненных, человек обращает внимание только на их индивидуальную работу, выбирает на менеджерские роли сотрудников, показывающих только индивидуальные высокие результаты, без учета их менеджерского потенциала. Часто руководитель, находящийся на этом уровне дает указания напрямую всем сотрудникам, минуя своих непосредственных подчиненных. Наблюдается неспособность создавать сильные и разнообразные команды.
Начиная со следующего уровня, менеджер должен распределять свое время между участием в деловых совещаниях, кросс-функциональной работой с другими директорами, установлением связей с другими компаниями. В приоритеты деятельности включается транслирование корпоративных ценностей, а наличие управленческой зрелости и развитого самосознания является ключевым навыком, позволяющим мыслить стратегически, выходя за рамки собственных задач, тем самым способствуя развитию бизнеса.
Типичными ошибками на верхних уровнях мы считаем отсутствие связей с непосредственными исполнителями и неспособность с ним совладать, острое желание все контролировать. И как следствие – невозможность установить партнерские отношения с другими топ-менеджерами, конфликты, стресс.
Все описанные ошибки связаны с недостаточно глубоким развитием факторов профессионального самосознания: неправильным распределением своего времени или некорректным определением целей деятельности, либо отсутствием компетенций. Единственно верный вариант коррекции – их доразвитие. Только осознание определяет адекватность и приоритетность управленческих действий, способствует ускоренному развитию компетенций. Кроме того, менеджер будет эффективен тогда, когда прикладывает усилия и стремится, как можно лучше выполнить свои обязанности, а высокая осознанность поддерживает такую мотивацию.
Как развивать самосознание?
Огромную роль играет качественное управление своим временем, обеспечивающее необходимые условия для профессионального развития. Научиться уважать свое время, управлять им, наполняя его только событиями, отвечающими главным задачам вашей работы, – залог развития самосознания.
Осознание и принятие смысла этой статьи позволит сотруднику достигать более высоких результатов, а работодателю – четко распределять ответственность и ресурсы, строить корпоративное культуру, основанную на ценностях осознанности и открытого диалога.