Стоп-слова в описании вакансий, которые отталкивают хороших кандидатов

Процесс привлечения талантов в компанию начинается с момента, когда рекрутер составляет и публично размещает объявление о вакансии. Его текст становится своеобразной визитной карточкой компании, по которой у потенциального кандидата сложится первое впечатление о работодателе. Разберем примеры сомнительных формулировок в объявлениях, которые могут отпугнуть целевых кандидатов. А также обсудим, как можно скорректировать объявление, чтобы оно работало с пользой.

Шаблоны в описании компании

Большинство кандидатов останутся равнодушными, когда прочитают в объявлении о «надежной», «развивающейся» или «стабильной» компании. Эти формулировки кажутся настолько банальными, как будто их писали автоматически, не задумываясь о значении слов. Другими словами, они не наполнены конкретным смыслом. То же самое можно сказать о шаблонах вроде «лидер рынка» или «ответственный работодатель». Создается впечатление, что автор объявления что-то скрывает, или не владеет информацией, раз не может четко и ясно презентовать компанию. 

Как исправить?

Лучше написать одно-два предложения, из которых станут понятны миссия компании и ее роль в жизни общества. Если хочется подчеркнуть, что компания действительно успешная и стабильная, придется подкрепить мысль фактами. Секрет в том, чтобы под каждую вакансию давать только те преимущества, которые могут заинтересовать подходящего специалиста.

Например, вместо «мы лучшие в своем деле» можно написать так: «В 2022 году наша компания помогла сотням семей каждый день делать свою жизнь комфортнее». Это из объявления розничной сети, которая реализует товары повседневного спроса.

Невнятное сообщение об условиях работы

Несерьезно смотрятся сегодня объявления, где перечислены условия, предусмотренные трудовым кодексом, или где содержатся общие слова про материальное вознаграждение.

Например, формулировка «официальное трудоустройство, белая зарплата, оплачиваемый отпуск и больничный» наводит на мысль, что компания только недавно начала работать в правовом поле и все еще этим хвастается. А загадочные формулы «оклад + премия» или «оклад + бонусы» вынуждают потенциального соискателя «покупать кота в мешке», или тратить время на выяснение подробностей. Скорее всего, он прокрутит такую вакансию, не получив нужной информации. То же самое относится к фразам «оплата труда по договоренности» или «зарплата по результатам собеседования с успешным кандидатом».

Как исправить?

Вместо того, чтобы перечислять обязательные по трудовому законодательству опции, лучше кратко представить мотивационную модель в компании, и обязательно прописать вилку зарплат. Стоит указать нижнюю или верхнюю сумму и условия выплат — тогда кандидат будет точно понимать, есть ли смысл тратить время на собеседование и входящую оценку.

Например, «зарплата от 45 000 до 60 000 после сдачи квалификационного экзамена». Можно раскрыть соотношение оклада и переменной части, но не стоит преувеличивать цифры — это введет человека в заблуждение. На собеседовании специалист выяснит правду, и откажется от предложения — время будет потрачено впустую.

Копипаст из должностной инструкции

Непривлекательно выглядят объявления, в которых обязанности по должности написаны канцелярским языком, или просто переписаны из формализованной должностной инструкции. Все эти «содействовать развитию клиентского сервиса», «всесторонне изучать потребности аудитории» или «участвовать в модернизации производственных процессов» просто отпугивают.

С одной стороны, из этих формулировок непонятно, чем нужно будет заниматься, и какие задачи выполнять. С другой — создается впечатление, что в компании излишне забюрократизированная среда или руководители не умеют ставить задачи, объяснять суть процессов и давать обратную связь.

Как исправить?

 Лучше простым языком перечислить 5-7 конкретных функций или задач по должности. Для этого сначала полезно уточнить специфику деятельности подразделения, но без излишних подробностей и деталей — не стоит перечислять очевидные задачи. Больший акцент стоит сделать на процессах и результатах, которых ждет компания от специалиста.

Например, вместо «содействовать увеличению выручки и чистой прибыли» в объявлении на вакансию в коммерческий отдел можно написать так: «Выполнять план продаж продукта с установленным профицитом и контролировать дебиторскую задолженность».

Банальные требования к кандидатам

Объявления, где перечислены очевидные и само собой разумеющиеся качества и навыки, раздражают. Такие как «ответственный», «работоспособный», «вежливый» и «нацеленный на результат». Читая такие требования, специалист вряд ли станет сопоставлять их с собственной личностью — скорее пропустит строчки, как пропускают спам. Так же точно относятся соискатели к требованиям из серии «исполнительность», «грамотная речь» и «умение работать в команде».

Сложно представить, что кто-то, серьезно проанализировав себя, поймет, что он «безответственный», «вовсе не исполнительный» и «совсем невежливый». Уважающая себя компания ценит потенциальных партнеров и сотрудников и не станет перегружать их пустой лишней информацией.

Как исправить?

Важно указать качества и навыки, которые действительно нужны на данной позиции. Это могут быть сертификаты, которые подтверждают владение определенными инструментами, умение работать со специфическими пакетами программ или оборудованием. Или, допустим, деловые связи в конкретной сфере, владение клиентской базой данных.

Например, требование «цифровая грамотность» лучше заменить на конкретику: «Опыт постановки технического задания на автоматизацию процесса подбора персонала». Если какое-то личное качество действительно важно для кандидата на определенную позицию, лучше объяснить, как оно пригодится в работе: «Внимание к деталям и умение работать с текстами, так как придется вычитывать договоры и отчеты».

Чек-лист отпугивающих слов и выражений

Кроме перечисленных выше вредных слов и фраз, в объявлении могут встречаться и другие формулировки, которые вероятнее всего отпугнут ценного кандидата, и заставят его побыстрее прокрутить вакансию. Ниже — чек-лист, в котором собраны выдержки из реальных вакансий, чтобы проверить свои тексты и вовремя их скорректировать.

Про доход:

  • «зарплата по результатам собеседования» или «зарплата обсуждается с успешным кандидатом»;
  • «заработок зависит только от усердия и таланта сотрудника»;
  • «оклад плюс неограниченный бонус»;
  • «достойная оплата труда»;
  • «по деньгам — договоримся»;
  • «высокая оплата выдающихся результатов».

Про трудоустройство:

  • «официальное трудоустройство с оплачиваемыми выходными, больничным и отпуском»;
  • «работа в белой компании»;
  • «работаем по ТК РФ»;
  • «трудовой договор с соблюдением норм ТК РФ»;
  • «социально-ответственный работодатель».

Про требования к кандидату:

  • «презентабельная внешность»;
  • «никаких тату и пирсинга»;
  • «образ, который соответствует традиционным ценностям»;
  • «предпочтение замужним, женатым и с детьми», или «предпочтение необремененным семейными заботами»;
  • «без вредных привычек»;
  • «готовность к работе 24/7 и сверхусилиям»;
  • «европейская внешность» или «славянская внешность».

Про компанию:

  • «молодой и дружный коллектив»;
  • «динамично развивающаяся компания»;
  • «стабильная организация» или «стабильный бизнес»;
  • «команда профессионалов»;
  • «лояльное руководство» или «адекватное руководство»;
  • «дружелюбная команда»;
  • «уютный офис с печеньками и чаем»;
  • «надежный работодатель».

Про работу:

  • «интересные разноплановые задачи»;
  • «неограниченные ничем возможности»;
  • «ежедневный профессиональный рост»;
  • «возможность реализовать себя»;
  • «постоянное обучение»;
  • «ответственная работа и ответственные задачи»;
  • «важная работа для важных людей»;
  • «предлагаем работу мечты».

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Researcher, Москва

Да, вот эта вот ерунда участилась в последнее время:
«уютный офис с печеньками и чаем».
Что, видимо, говорит о полном инфантилизме соискателей (или работодателей).

Для меня критерием того, что профессионалы ищут профессионала является ясное описание целей и задач, и сегментация требований -- обязательные знания и навыки, желательные, идеальный кандидат. И предложение кейса.
И меня раздражает, когда, чтобы откликнуться нужно написать ожидания по ЗП.
Мои ожидания зависят от сложности задач, и уровня компании. Чем выше уровень, тем сложнее задачи и тем выше мои ожидания.
Более того, мне НЕ интересно работать за ЗП, мне интересна доля от проектных ROI. Так как я ориентирован на результат развития компании, а не на время просиживания задницы. Рынок надо знать, а не задавать глупые вопросы соискателям ящетаю.

К сожалению, очень много на рынке вакансий -- где требуется и швец и жнец и на дуде игрец и по другому никак, а в конце приписка, что подойдет и студент старших курсов или какая-нибудь другая глупость вроде печенек.
Или в последнее время в описании компетенций аналитика все чаще мелькает -- знание XLS-функций "впр", "суммесли", или типа того.
И становится понятно, что это шапито. Эйчар спалил(-а) контору :)
Это примеры того, как делать НЕ надо, чтобы не спугнуть профессионалов.

И еще. Однажды я был на собеседовании, где эйчарша -- готиха с серебряными престнями в виде вороньих черепов на всех пальцах.
Мысленно дорисовал карты таро, чучело летучей мыши и гнома-горбуна в качестве помощника и сразу понял, что диалог не сложится. Я не против фриков, но при Сталине такого не было :)

Консультант, Москва

Встречается требовани к кандидату - стрессоустойчивый. И это значит только одно, что на него начальник будет орать! Ой простите за грубое  выражение!  Вербально стимулировать, принуждать к расширению функциональных обязанностей.и переработкам.

Researcher, Москва
Валентина Путилина пишет:
И это значит только одно, что на него начальник будет орать!

На меня даже мои родители в жизни голоса не повышали.
Наверное, если такое случится со мной один раз -- я попрошу этого начальника впредь не говорить со мной в таком тоне, иначе я попрошу прибавки.
Второй раз -- я просто не выйду на работу, а заявление пришлю заказным.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Валентина Путилина пишет:
Встречается требовани к кандидату - стрессоустойчивый.

Есть куча должностей, где стрессоустойчивость - одна из профкомпетенций, и начальники тут вообще не при чем.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Средний пишет:
Однажды я был на собеседовании, где эйчарша -- готиха с серебряными престнями в виде вороньих черепов на всех пальцах.

Это наоборот очень хороший знак, что компания ценит содержание, а не фантик. Или лучше, когда зарегламентирован даже цвет волос и райдер шмоток по брендам в зависимости от должности управленца?

Researcher, Москва
Елена Рыжкова пишет:
Это наоборот очень хороший знак, что компания ценит содержание, а не фантик.

Я за баланс.

Подобная пассионарность хороша для дизайнерши, эсэмэмщицы и маркетологини.
Такой признак эксцентричности свидетельствует о нестандартном восприятии, подвижной психике и некоторой разбалансированности. Для перечисленных выше -- это хорошо, так как сулит больше креатива.
Креатив -- их хлеб.

Для эйчарши -- это, мягко говоря, вредная причуда, которая выдает ее низкую объективность и смещенный фокус внимания.
Что и подтвердилось в нашей беседе. Она интересовалась всякой ерундой и не спросила о главном. Плюс -- наговорила мне лишнего.

Незадолго до того я общался с одной знакомой хедхантершой (дама постарше меня). Когда-то она помогала мне подбирать людей в команду. И мы разговорились о том на что сейчас обращают внимание современные эйчары. Она мне сказала, что нынешние эйчары запросто и на полном серьезе могут спросить кто вы по гороскопу.

После той готихи я почему-то охотно верю :)

Генеральный директор, Москва
Елена Рыжкова пишет:
Валентина Путилина пишет:
Встречается требовани к кандидату - стрессоустойчивый.

Есть куча должностей, где стрессоустойчивость - одна из профкомпетенций, и начальники тут вообще не при чем.

Интересно, как такие качества можно проверить заранее - или на что можно ссылаться. 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Средний пишет:
После той готихи я почему-то охотно верю :)

У меня тут еще при царе горохе опубликована статья, которую написала чисто  прикола для (на самом деле с дальним прицелом под окучивание заказчиков под  HR-бренды). Аншлаг собрала, если что, Андрей даже лично просил продолжение написать).

Знаю одну женскую сущность, без зазрения совести называющую себя "маркетологом". К ней богатенькие буратинки из числа владельцев бизнеса в очереди стоят. На какой базе им вещает? На классике, адаптированной под нынешние реалии? На JBTD прастихоспади? Не, она астромагией промышляет. Так шта ...

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Елена Рыжкова пишет:
Сергей Средний пишет:
Однажды я был на собеседовании, где эйчарша -- готиха с серебряными престнями в виде вороньих черепов на всех пальцах.

Это наоборот очень хороший знак, что компания ценит содержание, а не фантик. Или лучше, когда зарегламентирован даже цвет волос и райдер шмоток по брендам в зависимости от должности управленца?

Елена, очень интересный ход мысли...
Но мой многолетний опыт подсказывает - у такого фантика содержание как сто пудов дыма...

Охотно поверю в то, что могут быть исключения....
Но охотиться на исключения - не самая эффективная тактика...

Аналитик, Москва

Статья цепляет. Мне кажется, что общий посыл статьи - будьте честны перед соискателем, не хвастайте, не преукрашивайте.
Но, увы, описать вакансию - это тоже талант. Далеко не каждый может. Так что статья Натальи Королёвой скорее предупреждение соискателям - не ведитесь на пустые обещания и слова.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.