Ошибки на собеседованиях: как не провалить онлайн и офлайн-интервью

День собеседования с потенциальным работодателем важен и волнителен для любого человека, который хочет получить работу. Тем больше этот день вызывает стресс в кризисный период, когда многие компании сокращают даже эффективных сотрудников.

Некоторые директора, с которыми я общалась, субъективны – один босс никогда не нанимал мужчин с усами, другой ненавидел розовый цвет, а третий отдавал предпочтение людям, родившимся под знаком Весов.

Тем не менее многие компании придерживаются более традиционных взглядов, подбирая персонал. Эксперты рассказали, как выглядеть и вести себя на очных собеседованиях, а также в онлайн-формате, чтобы вас нанял работодатель мечты. И главное – какие ошибки могут стать фатальными в этот день.

Галина Духовная, исполнительный директор CRM Academy, руководитель департаментов привлечения клиентов

Зачастую ко мне на собеседование приходят совершенно неподготовленные кандидаты. Причем с каждым годом количество таких только людей увеличивается. Если раньше соискатель писал сопроводительное письмо и прикреплял к нему резюме (да, возможно, составленное на коленке, но все же прикреплял), то теперь отклики от кандидатов выглядят следующим образом:

«Добрый день! Вакансия актуальная?»

«Здравствуйте! Расскажите подробнее о вакансии»

«День добрый! Интересна вакансия, если нет звонков»

При этом кандидат не прикрепят никакого резюме и ждет, пока с ним пообщается представитель компании.

Чуть радужнее ситуация на сайтах поиска работы, так как там невозможно откликнуться на вакансию без резюме. Но, опять же, только 1% кандидатов пишет хоть какое-то сопроводительное письмо, и немногие грамотно оформляют свое резюме. Значительная часть кандидатов отсекается еще до первого звонка и приглашения на интервью по этой причине.

В текущем году мы с командой закрывали вакансии в нескольких компаниях и проводили как онлайн, так и офлайн-собеседования, поэтому приведу примеры ошибок соискателей по разным форматам собеседования.

Ошибки при собеседовании в офлайн-формате:

1. Непрезентабельный внешний вид. Период самоизоляции полностью отбил все рамки приличия в стиле одежды, в которой приходит кандидат. Только единицы пришли опрятными. В основном стиль кандидата был следующим: толстовка, рваные джинсы, кроссовки. А в офисе все же важен внешний вид. Особенно, когда в офис приходят клиенты компании и общаются с сотрудниками.

2. Поведение. Стиль общения и жаргонная речь идет следом за внешним видом. Если кандидат не следит за речью, использует слова-паразиты, путается в своем же рассказе – все это приводит к негативному отношению.

Из недавнего собеседования: кандидат на позицию менеджера по продажам сувенирной продукции. На собеседование пришел молодой парень (24 года) с опозданием на 1 час. В офис он зашел как к себе домой и сразу же развалился на гостевом диване, широко расставив ноги. На гостевой столик положил банку открытого энергетика и гордо сидел в ожидании руководства, которое, по его мнению, должно было бросить все свои дела и прособеседовать его.  Увидев данную картину, мы с руководителем компании переглянулись и сообщили кандидату, что собеседование окончено, и, к сожалению, он нам не подходит. Реакция кандидата соответствовала ожиданиям: парень резко подскочил и стал качать права, угрожая написать про нашу компанию плохие отзывы.

3. Опоздания или отсутствие оповещения об опоздании. Работодатели тоже люди и понимают, что может случиться что угодно в жизни, что помешает кандидату прийти вовремя или вообще не прийти. Полный отказ без права собеседования получают у меня именно такие кандидаты, которые опаздывают и не предупреждают об этом. Первое опоздание дает полную уверенность полагать, что так будет всегда.

Ошибки при собеседовании в онлайн-режиме:

1. Неготовность выйти с камерой на онлайн-собеседование. На каждом собеседовании на онлайн-вакансию мы просим кандидатов выйти с видео на звонок. Это необходимо для зрительного контакта с соискателем. Важно понимать реакции на те или иные вопросы, понимать, как человек будет вести себя. По голосу невозможно определить все эмоции и понять подходит ли кандидат на ту или иную вакансию или нет.

2. Плохое интернет-соединение. Очень частая причина отказа соискателю в работе в режиме онлайн – плохое интернет-соединение. И тут совсем не важны его навыки работы. Если соискатель не может даже на собеседовании обеспечить бесперебойную связь, то с работы он тоже будет постоянно пропадать.

3. Шумы на заднем плане. Невозможно проводить собеседование с мелодией, звуком дороги или звуком разговаривающих людей и плачущих детей. Зачастую кандидаты почему-то думают, что это позволительное поведение, и пытаются быть на собеседовании «на ходу». К сожалению, такой формат обещания сразу ставит крест на таком кандидате.

Галина Погодина, директор по персоналу компании «Юнилин»

Сначала надо честно ответить себе на вопрос, что ты хочешь от этой жизни, зачем ты куда-то устраиваешься. Во-вторых, перед тем, как себя каким-либо образом позиционировать, надо поставить себя на место собственника и понимать, что он будет платить вам из маржи. Если адекватный человек собирается платить управленцу большие деньги, то он будет под лупой рассматривать собеседника и давать тестовые задания. Надо ответить себе на вопрос, готовы ли вы к тому, что это будет не просто интервью.

Сейчас система отбора во всех компаниях на управленческие должности идет достаточно жестко. На подготовительный процесс надо выделить время и понимать, что помимо интервью, вам надо будет день-два делать кейс.

И перестать относиться к собеседованию следующим образом: «Боже мой, я сейчас выдам свою гениальную идею, а они меня не возьмут, а ее внедрят». Мы поэтому всегда ищем управленца, что гениальные идеи есть у собственника. Нет рук, чтобы их внедрить.

Нужно быть готовым честно и качественно выполнять те задания, которые вам дадут: заполнить анкету, написать план-проект. На собеседовании будьте сами собой. Вас выбирают, и вы выбираете.  Если вы начнете подстраиваться, это быстро станет понятно. Мы считываем, наш или не наш человек, особенно на уровне управления, в первые 10 секунд – выдают манера речи, подачи, невербалика. Или ты так живешь и говоришь, то есть ты про это, либо тебе будет плохо в этой должности.

Говорите безусловными конструкциями. И перед встречей проанализируйте свои результаты, выраженные в цифрах: какие инструменты вы применяли, какие прибыли делали, как выросла конверсия – ответьте себе на вопрос, как я в цифрах и фактах принес пользу экс работодателям.

Времена, когда надо было приходить только в костюме, уже прошли. Сейчас это важно только для госструктур. Но обязательно надо узнать про компанию, понять их ценности. И когда ведешь беседу, то разговаривать про работу, интересоваться проектом. Мне, как рекрутеру, нужны люди, которым интересно именно работать, а не нюансы оформления и зарплата. Если горит глаз – это многое значит!    

Евгения Чернышева, директор по персоналу ГК «Центр Практики ERP»

В связи с пандемией многие собеседования проходят в удаленном формате. Что важно учесть при этом? Интернет наполнен фото, сделанными с экранов скайпа, когда претендент приходит на скайп-интервью в рубашке и галстуке, а внизу у него семейные трусы, о чем он забывает и попадает в неудобные ситуации.

Дело в том, что работа с камерой требует определенных навыков. Надо подумать не только о том, что и как вы будете говорить, но и о внешнем виде, качестве видео, звука, картинке в камере, которую увидит собеседник.

Звук голоса, который мы слышим на записи – другой, непривычный. Если вы никогда не сталкивались с работой по скайпу или зуму, я бы рекомендовала провести предварительную работу. В скайпе есть настройка звука и видео: вы можете понаблюдать за своей мимикой, привыкнуть к тому, как вы выглядите, чтобы потом вас не шокировало собственное изображение. Также в скайпе можно сделать текстовый звонок для проверки звука. Вы записываете маленькое сообщение и потом можете прослушать себя.

Зачастую от волнения язык прилипает к небу, человек начинает заикаться. Обязательно поставьте рядом с собой стакан воды, на случай если во рту пересыхает. Rогда вы будете настраивать камеру, обратите внимание на освещение: от него очень многое зависит. Иногда стоит дополнительно поставить на стол настольную лампу, чтобы показать себя с наилучшей стороны.

Большинство людей — визуалы, и первое впечатление должно быть благоприятным. Вы должны быть причесаны, с естественным макияжем, с которым не стоит перебарщивать, потому что камера может усилить этот эффект. Обратите внимание на фон, на котором вы будете сидеть. Самый оптимальный – нейтральный фон. Но не садитесь так, чтобы камера была напротив окна, так как будут блики, засвеченное изображение.

Предварительно проверьте, как выглядит ваша одежда в камере (возможны сюрпризы) и сочетается ли она с фоном. Приготовьте бумагу, ручку: может, придется что-то писать. Предупредите домашних, чтобы не возникало лишних звуков, криков. Еще в скайпе есть функция, позволяющая изменить фон за собой, лучше использовать «размытость» фона, а не картинки.

Очень распространенная ошибка – когда человек начинает рассказывать о себе все подряд, но это никому не интересно. У визави по ту сторону экрана нет времени выслушивать историю вашей жизни. Вы должны понять, какие качества запрашивает работодатель, и рассказать о достижениях в этой области.

Вас обязательно спросят о неудачном опыте и какие выводы вы сделали. К этому тоже надо быть готовым. Очень часто задаются вопросы про сильные и слабые стороны. Идеальных людей не бывает. Нужно подумать, что вы скажете о себе в плюс и в минус. Одна девушка во время собеседования наливала воду в стакан и немного перелила. Ее спросили: «Вы волнуетесь?» На что она ответила: «Нет, я привыкла все делать на 110%».

Тарас Савкин, сооснователь, технический директор CRM Academy

Топ-5 советов быстрого трудоустройства:

1. Подготовьте качественное резюме и сопроводительное письмо при отклике. Резюме должно отражать реальную картину ваших компетенций. Не старайтесь сильно вознести себя или притвориться новичком (если у вас нет опыта в сфере, где вы откликаетесь). Слишком большие и слишком короткие резюме отбивают интерес к кандидату. Старайтесь сделать резюме под вакансию, которую вы хотите получить. Указывайте релевантный опыт. В сопроводительном письме обязательно укажите, почему именно вас должен рассмотреть работодатель. Почему именно вы подходите на данную вакансию.

2. Приходите на интервью подготовленными. Узнайте все о компании и продукте, куда идете. Заранее ознакомьтесь с маршрутом и рассчитайте время поездки. Если собеседование проходит в режиме онлайн – заранее проверьте, что у вас все работает (звук, камера, бесперебойное интернет-соединение).

3. Позаботьтесь о своем внешнем виде. Чистая поглаженная одежда, собранные или хорошо уложенные волосы, невульгарный внешний вид. Даже на скайп-интервью у кандидата должен быть подобающий внешний вид. Заранее посмотрите сайт компании, почитайте отзывы сотрудников, а если получится, посмотрите фотогалерею компании (некоторые компании выкладывают корпоративные активности, где видно, в каком стиле одеваются сотрудники данной компании).

4. Не врите и не преувеличивайте. На собеседование главное выглядеть уверенно. Не пытайтесь обмануть работодателя. Прямо рассказывайте про успехи, неудачи и как вы выходили из сложных ситуаций.

5. Сдавайте все раньше срока. Если работодатель высылает какие-то тестовые материалы со сроком ответа, позаботьтесь о том, чтобы они были исполнены вовремя, а лучше раньше срока. Не старайтесь сделать быстро и некачественно. Следите за тем, чтоб в вашей работе не было ошибок. Чтобы она была должным образом оформлена и правильно сдана.

Ильгиз Валинуров, генеральный директор корпорации кадровых агентств Business Connection

На что эйчары и рекрутеры обращают внимание в первую очередь на собеседовании? Как говорится, в каждой избушке свои погремушки. Поэтому быть идеальным кандидатом для всех работодателей невозможно.

Когда вы идете на собеседование в конкретную компанию, вам необходимо обязательно не только зайти на их сайт, но в поисковике набрать название этой компании, чтобы посмотреть отзывы бывших сотрудников, найти знакомых, которые что-то слышали об этой компании, и задать вопросы: на что делает акцент руководство. Это позволит подготовиться под встречу именно с этой компанией.

Могу привести миллион примеров про индивидуальные предпочтения босса.

Однажды мы в регионе искали регионального директора для крупной международной немецкой компании и показывали идеального кандидата, который нравился по резюме, по опыту, знал отрасль. Но после собеседования клиент сказал, что мы его не возьмем. Мы несколько минут пытались добиться правды, почему. Оказалось, что у него были коричневые ботинки, а у них в дресс-коде обязательно ботинки должны быть черного цвета – это решение их босса. Вот их босс считает, что человек не может быть в коричневых ботинках на рабочем месте, можно в деревню приехать, но в офисе только черные.

Для себя мы тоже ищем сотрудников, но в первую очередь подбираем людей для заказчиков, поэтому мы четко понимаем, что для них важно – коричневые или черные ботинки, возможен ли у кандидата гражданский брак. Однажды у нас появилась вакансия директора по персоналу в ресторанном бизнесе на 200 тыс. руб., но опыт в этой сфере не являлся обязательным. Самыми главными были активность, энергичность и харизматичность.

Вероника Шатрова, главный редактор КСС «Система Кадры», 1kadry.ru

Самый актуальный и животрепещущий вопрос на собеседовании – это, конечно же, вопрос о заработной плате. Не стесняйтесь к концу собеседования поднять этот вопрос. Зачастую таким образом при обсуждении зарплаты компания проверяет, как кандидат ведет себя в стрессовой ситуации, ведь разговор о будущем финансовом состоянии для любого человека, как ни крути, является стрессом.

Кандидат в такой момент моделирует свое будущее и подневольно находится в полной зависимости от предложения работодателя, и это априори не может не тревожить. Поэтому по поведению соискателя на данном этапе собеседования можно смело предположить, как он будет себя вести в рабочей стрессовой ситуации, когда, например, необходимо быстро принять решение, рискнуть или отступить. Говорите про зарплату и ожидаемый компенсационный пакет уверенно.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-менеджер, Красноярск

Что характерно, во всех из перечисленных комментариев экспертов отсутствует пункт "разбор полетов" в виде анализа реакции собеседника, в данном случае, интервьюера на некоторые отдельные фразы или поведение. Также, следует обратить внимание на свое отношение к этой вакансии после собеседования. Усилилось к ней влечение и после чего или, наоборот, ослабло. 

Я хочу этим сказать, что после неудачного собеседования есть жизнь. И ее качество будет зависеть от того, насколько успешно вы сможете интегрировать полученный опыт. 

Консультант, Украина

Забыт важный пункт - красота.

Будьте красивы внешне - спортзалы, косметолог да и пластическая хирургия наконец.

Одежда тоже должна быть красивой. Пусть вы и через веб-камеру, но сам факт.

И наконец - красота общения. Надо не просто говорить - надо очаровывать. Сценическое мастерство не повредит.

 

HR-директор, Краснодар

1. К сожалению, далеко не во всех регионах можно найти устойчивое интернет-соединение. И ставить это в укор соискателю, считаю не совсем верным решением! Я часто подбираю людей из тех регионов, где со связью в принципе очень сложно. Если нет возможности нормально пообщаться через Skype, можно пообщаться через видеозвонок WhatsApp, в крайнем случае, просто по телефону, если кандидат интересен. Разбрасываться людьми из-за отсутствия качественного интернет соединения, считаю неверным решением.

2. Внешний вид. Это тоже очень сильно зависит от профиля той компании, куда человек идет на собеседование. В крайнем случае, если соискатель не задал вопрос о наличии дресс-кода в компании, рекрутор может сам его об этом проинформировать. А уж случай с коричневыми ботинками, это на мой взгляд полное самодурство, уж простите. И в данном случае недоработка как заказчика, так и исполнителя, отсутствие актуальной информации о "хотелках" босса.

3. Да, для рекрутера важно найти кандидата, у которого будет "гореть глаз", однако для соискателя очень важны и заработная плата, и условия оформления! Особенно в текущей ситуации. Никто не будет работать за ту зарплату, которая его не устраивает. Почему-то очень часто рекрутер не может поставить себя на место соискателя, хотя в любой момент может оказаться на его месте. И вот тогда уже он прочувствует все то, что чувствует соискатель. И, возможно, поймет, что в свое время он поступал не совсем верно по отношению к тем людям, которыми когда-то "разбрасывался".

Генеральный директор, Санкт-Петербург

если на собеседовании Вы встретили "работадателя своей мечны". скорее всего он тоже видит в Вас "работника своей мечты" - другими словами ведите себя естественно.

в остальных (более 90%) случаев происходит бесполезное "флиртование" по HR-шаблонам...

HR-директор, Краснодар
Андрей Роговский пишет:

Забыт важный пункт - красота.

Будьте красивы внешне - спортзалы, косметолог да и пластическая хирургия наконец.

Одежда тоже должна быть красивой. Пусть вы и через веб-камеру, но сам факт.

И наконец - красота общения. Надо не просто говорить - надо очаровывать. Сценическое мастерство не повредит.

 

Есть такое выражение: "На вкус и цвет все фломастеры разные". Поэтому понятие "красота" у каждого свое. Если человеку комфортно в своем теле, хоть он и не подходит под общепринятые "стандарты красоты", вряд ли он будет худеть или поправляться только ради того, чтобы устроиться на работу. Уж простите, но это не совсем правильно.

Был у меня как-то руководитель самодур, который категорически не воспринимал людей со светлым цветом волос (блондинов). И ему было абсолютне не важно, что этот человек из себя представляет как специалист.

Пластическая хирургия? Не забывайте, что мы живем в России, и далеко не у всех есть возможность воспользоваться услугами пластического хирурга или даже хорошего косметолога. Не только из-за материальной составляющей, но, порой просто из-за отсутствия таких специалистов.

Единственное, с чем я соглашусь, это общение. Опять-таки, все зависит от той вакансии, на которую подбирается специалист. Вряд ли будет адекватным, если соискатель на вакансию сварщика будет разговаривать примерно так: "будьте так любезны", "соблаговолите, пожалуйста" и т.д.

Все-таки, соискатель так же покупает "кота в мешке". Так почему столько требований к соискателю, при минимуме требований к себе, как к работадателю? Очень мало рекрутеров, к сожалению, отвечает на все вопросы адекватно. И многими вопросы соискателей по работе, компании, зп и т.д., воспринимаются как нечто почти криминальное, и резюме сразу же "летит в топку".....

 

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Согласен с Павлом, естественность на собеседовании - естественность в дальнейшей работе.

Единственное, к естественности нужно подойти: не пропускайте фазу первичного знакомства и взаимной настройки на темп речи, мимику и жесты собеседников. 

Генеральный директор, Москва

Трудно не согласиться с авторами, все так. Но почему-то все упускают момент связанный с тем, что все описанное работает в обе стороны и сейчас культура рекрутеров удручающе низкая. Отсутствие обратной связи, надменность, поверхностность, невнимательность - для многих это уже стало нормой. При этом, я говорю о подборе на мидл и топ позиции, так что есть куда расти господа рекрутеры! 

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Статья из серии рассказов про "Капитана Очевидность" и интересна, разве только тем, кому нет и 30-ти лет. На собеседовании кадровики сами часто выглядят и ведут себя как "колхозники". Не читают предварительно резюме, не интересуются собеседником, не понимают сути прошлой работы кандидата, его компетенций, общаются шаблонными фразами и так далее. 

А советуют в статье быть чуть ли не "золотым червонцем". 

Менеджер по обучению персонала, Москва
Евгений Бабич пишет:

Трудно не согласиться с авторами, все так. Но почему-то все упускают момент связанный с тем, что все описанное работает в обе стороны и сейчас культура рекрутеров удручающе низкая. Отсутствие обратной связи, надменность, поверхностность, невнимательность - для многих это уже стало нормой. При этом, я говорю о подборе на мидл и топ позиции, так что есть куда расти господа рекрутеры! 

В точку. Собственники и управленцы компании могут быть даже не в курсе, каких ценных кадров они теряют из-за некомпетентности HR-специалиста. Почему-то они забывают, что сотрудники HR - тоже люди. Есть профи, а есть недоучки.

И сам кандидат, пообщавшись с неграмотным специалистом, может уже не захотеть идти  в данную компанию, хотя до этого вакансия ему была интересна. А теперь подумайте, если кандидат - настоящий профи, то он уйдет в другую компанию (возможно даже к конкуренту). И Вы тем самым сами упускаете свою выгоду. И да, лозунг "незаменимых не бывает" - давно уже устарел и не имеет смысла быть. На каких-то позициях, соглашусь, найти специалиста возможно. А на какие-то позиции - днем с огнем не сыщешь!

Аналитик, Москва

Совершенно согласен: "В каждой избушке свои погремушки".

Однажды договорились с эйчаром одной компании по поводу первого ознакомительного интервью через Зум. Так сказать, в формате тет-а-тет. Я этот Зум не очень люблю, так как это довольно капризная программа, на мой взгляд. Уж лучше Скайп, Вотсап или очная встреча. Но мне сказали, что первое интервью возможно только через Зум. Иными словами, за неимением других опций,  согласился. В назначенное время захожу, значит, по ссылке в открытую конференцию. А там, помимо эйчара, ещё человек шесть сидит. Нормальный тет-а-тет. И тут ещё, как назло, что-то со звуком случилось. Причём, до конца непонятно у кого возникла техническая проблема: у меня или у той стороны. Почувствовал себя безмолвной рыбой в океанариуме. Интервью пришлось свернуть. Эйчар предложил перенести интервью на другое время. И опять беседа была возможна только через Зум. Я поблагодарил за уделённое время и отказался от дальнейшего сотрудничества. Не люблю когда мне создают неудобства на ровном месте. 

Другой раз, находясь на финальном этапе собеседования, меня начали спрашивать по поводу моих регулярных расходов: сколько трачу на аренду квартиры и др. А потом говорят, мол, а зачем Вам работать в нашей фирме? Вы что у нас воровать собираетесь? Мол, у нас работают люди с более ограниченными потребностями. Я на это возразил: "Обычно уровень потребностей связан с уровнем вознаграждения за труд, а тот, в свою очередь, подлежит обсуждению в зависимости от талантов и компетенций кандидата". На что мне ответили, что размер оплаты труда у них строго зафиксирован. Не договорились. Ну, и хорошо. Подобная негибкость меня не устраивает. В конце концов, гибкость означает жизнь и развитие, тогда как обратное - предвестник смерти.

В третий раз был вообще смешной случай. Прихожу на собеседование с потенциальным начальником при всем параде: деловой костюм из итальянской ткани, шёлковый галстук, черные кожаные туфли с тиснением под крокодила. Захожу в кабинет, а там сидит молодой человек в джинсах и розовом поло "Лакост". Ну, ладно. Свободный дресс-код или человек только из отпуска прилетел. Бывает, одним словом.  Вроде нормально общаемся. И тут он с улыбкой спрашивает: "А у Вас на самом деле туфли из кожи аллигатора?" Тут я решил ему немного подыграть. Улыбаясь, отвечаю: "Ну, что Вы?! Аллигатор - это пока слишком дорого для меня. Да и не очень практично: кожа слишком мягкая. Это всего лишь пресноводный крокодил, выращенный на одной из ферм с побережья Западного Нила". После этих слов ему как-то взгрустнулось. Тем не менее, на мой взгляд, вполне душевно расстались. На следующий день позвонила эйчар с отказом. Причина была довольно нетривиальной. Оказывается этот начальник неравнодушен к крокодилам: занимается изучением этих пресмыкающихся и даже состоит в каком-то обществе по их защите. Отсюда, видимо, и любовь к бренду "с крокодильчиком". Вдобавок, они опасаюся, что, обладая столь дорогой обувью из кожи экотических животных, я буду создавать не слишком здоровый фон в коллективе. Я  даже не стал признаваться в том, что это был ненастоящий крокодил. И не жалею, что не срослось. В конце концов, специалист по крокодилам должен отличать кожу крокодила от кожи аллигатора и уж, тем более, от обычной кожи. К тому же, это своего рода маркер: такой человек и в профессиональной сфере может также "плавать". 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.

В России не хватает 2,7 млн работников

Больше всего предложений зафиксировано в обрабатывающих производствах и торговле.

Треть россиян регулярно уходят в «тихий отпуск»

Это отпуск без отрыва от работы, когда люди путешествуют, не отключаясь от своих деловых обязанностей и не оповещая об этом работодателя.

Зарплаты IT-директоров выросли более чем в 2 раза за 5 лет

При этом за последние годы зарплаты новичков в IT почти не растут, а по отдельным позициям наблюдается даже отрицательная динамика.