Про «перегруппировку» в рамках карьерного консультирования начали говорить в феврале 2015 года. И тогда этим словом обозначали намечающуюся тенденцию – ищущий работу должен быть готов к рассмотрению вакансий, о которых он раньше не думал.
В марте события на рынке труда развивались таким образом, что «перегруппировка» стала ключевой рекомендацией для кандидатов. Самый яркий случай произошел на днях. Опросник по оценке карьерного потенциала заполнил руководитель, которому мы не знали, что в результате анализа его ответов порекомендовать. Руководитель был «отличником» по карьере в полном смысле этого слова. Во-первых, у него был последовательный рост как управленца. Он не пропустил ни одной управленческой ступени, дойдя до позиции верхнего уровня. Во-вторых, он развивался в одной отрасли. В-третьих, он знал, чего хочет в будущем, поэтому в ответ на вопрос о компании мечты он перечислял ведущие зарубежные компании из своей отрасли, а не «Газпром» или «Роснефть», как нередко пишут те, кто готов мечту променять на деньги или на непоколебимую стабильность. По-нашему опыту, человек с таким профилем задумывается о планировании карьеры только в одном случае, если случился форс-мажор. В данном случае таким форс-мажором оказалось решение американской компании, в которой работал клиент, уйти с российского рынка. Клиенту нужно было срочно найти новую работу на рынке, с которого западные компании уходят, а отечественные находятся в глубокой стагнации.
На наш взгляд, в подобной ситуации был только один выход – перегруппироваться. Или начать строить новую карьеру, следуя за мыслью создателя Strategy Partners Group Александра Идрисова. В своем недавнем интервью он призывал создавать класс креативных высококвалифицированных людей, которые готовы пройти не одну, а три карьеры за свою жизнь. Идрисов под готовностью пройти три карьеры подразумевал, прежде всего, готовность обучаться чему-то новому.
Мы позволим себе перечислить еще несколько факторов, которые критичны для построения нескольких карьер и перегруппировке на этапе смены карьеры.
1. Готовность и способность трезво и непредвзято оценить свой опыт и свою квалификацию в контексте карьеры
Как показывает опыт, о себе и о своем карьерном пути люди задумываются, чаще всего, или под натиском обстоятельств, когда нужно принимать решение о том, на какое новое место выходить, или, выйдя на пенсию и вспоминая о том, как все было. К осмыслению своего пути с точки зрения профилактического анализа сильных и слабых сторон, достижений и неудач и планирования действий мало кто склонен.
За последние годы активного внедрения всевозможных методов оценки компетенций в компаниях уровень рефлексии относительно своих компетенций и деловых качеств в целом повысился. Но умение соотносить свой профиль с очередным этапом в развитии карьеры, в том числе и за рамками компании, мало у кого есть. Результаты оценки в массе своей воспринимаются как инструмент HR-а, руководства, консультантов, но не самого человека. Доводилось видеть кандидатов, которые приходили на встречи с хэдхантерами с пачкой отчетов по результатам ассессментов в руках, но это были единичные случаи.
2. Гибкость, умение отказаться от успешных в прошлом методов
Возвращаясь к случаю, описанному выше. Нашу рекомендацию осмыслить свой трудовой путь и смоделировать новые неожиданные комбинации из опыта-компетенций-возможностей клиент отверг. Он отправил резюме в 200 компаний и был настроен продолжать действовать в том же духе. Мы горячо желаем ему успеха, такие люди нужны любой компании, но жалеем о потерянном времени. Очевидно, что в отрасли, в которой коллапс (сознательно избегаем упоминания отрасли, потому что в похожем состоянии находятся сразу несколько отраслей), количество заявок не сработает. А ведь такие люди, как этот руководитель, могут стать ценным капиталом там, где будут активно искать профессионалов. Руководитель – он везде руководитель. Важно понять, какие управленческие шаблоны нужно отбросить, какие знания дополнительно получить, на какие рынки выйти, чтобы применить свою квалификацию в новом формате.
3. Профессиональная среда, которая поддерживает перегруппировку и переквалификацию вышедших на рынок руководителей и профессионалов
Во-первых, рекрутеры и хэдхантеры, консультанты. По себе сужу, увереннее работается с теми, рекомендации для которых просты и высоковероятно реализуются даже на существующем рынке. Там, где есть ощущение, что нужно все менять, приходится для подстраховки десять раз поспрашивать коллег из смежных областей – вдруг все не так плохо. Информация у всех разная, кто-то вообще не делится никакими негативными прогнозами, кто-то уходит от ответа, поэтому все равно все сводится к собственным ощущениям и интуиции. Другой момент – на рынке присутствует установка на простой поиск и простое заполнение вакансии. А перегруппированный кандидат – кому он нужен? Над ним же нужно мозговать. Его же клиент автоматически не оценит. Его нужно продавать заказчику иначе. Здесь вся надежда на продвинутых заказчиков и хэдхантеров, но их мало.
Во-вторых, деловое сообщество: ассоциации, объединения, сообщества, конференции. Все те площадки, где любой желающий мог бы быстро приобрести новые знания и поделиться опытом с другими. За последние годы все существующие под вышеперечисленными названиями площадки занимались проведением заседаний, комитетов и вручением премий. Я не знаю сообщества, которое бы стало центром инноваций. Созданные под эгидой государства соответствующие организации – это тоже не про инновации и не про распространение лучшего опыта.
Что в таких условиях делать тем, кто готов к перегруппировке и построению новой карьеры? Действовать смело и решительно, как будто бы нечего терять. Искать думающих помощников, экспертов. Создавать вокруг себя, за счет личного влияния, очаги переосмысления деятельности. Грустно думать в таких терминах, но ничего, кроме «вода камень точит», в голову не приходит.
Первые ассоциации - ''Бороться и искать, найти и не сдаваться''