СEO в прямом эфире

Татьяна Индина,
руководитель агентства бизнес-коммуникаций Indina-Consulting

В первой части статьи мы говорили о том, как топ-менеджеру подготовиться к публичному выступлению на телевидении. В этой статье продолжим эту тему, поговорим о том, как запомниться аудитории, подготовиться к интервью и о том, как отвечать на каверзные и провокационные вопросы журналистов.

СЕО

Приемы удержания внимания

  • Скажите что-то новое, то, что люди еще не слышали. Новизна привлекает.
  • Расскажите историю — яркую, с завязкой и сюжетом.
  • Приведите пример, можно из своей жизни.
  • Расскажите о существующей проблеме и затем предложите решение.
  • Обратитесь к значимой для всех теме, актуальному событию.
  • Задайте вопрос.
  • Сошлитесь на известные источники, популярных людей.
  • Процитируйте предыдущего выступающего, обратитесь к его словам, продолжите дискуссию в своем ответе.
  • Расскажите шутку, афоризм.
  • Используйте жесты, мимику, движение для привлечения внимания.
  • Продемонстрируйте что-то (предмет, таблицы, графики, фото).

Удачный стиль выступления

  • Выражайте мысли лаконично, говорите ключевыми емкими фразами.
  • Сокращайте мысль до главного. Не утопайте в деталях и рассуждениях.
  • Будьте логичны, не теряйте нить повествования.
  • Пусть ваша речь будет образной: используйте метафоры, примеры, сравнения, афоризмы (заготовьте заранее), рисуйте в головах зрителей картинки.
  • Можете принести в студию какой-то предмет для демонстрации, графики, таблицы, фотографии — наглядность всегда воспринимается и запоминается лучше.

Как запомниться аудитории

Очень просто. Аудитория запоминает все:

  • неожиданное;
  • смешное;
  • странное;
  • остроумное;
  • из ряда вон выходящее;
  • шокирующее;
  • скандальное.

Выстраивание диалога с собеседниками

Если вы не единственный спикер, и в ходе эфира вам придется общаться с другими гостями, ведущим, очень важно уметь правильно выстраивать диалог.

1) Запомните, если нужно, запишите имена всех присутствующих. Обращайтесь к выступающим уважительно по имени или имени-отчеству.

2) Если вы заранее знаете, кто будет на вашем эфире, вы можете подготовиться, почитав информацию об этих людях. Это позволит вам держаться более уверенно при диалоге с ними.

3) Подготовьте заранее вопросы, которые вы хотите задать другим гостям. Продумайте, какой интересной информацией вы можете поделиться с ними.

4) Подчеркивайте значимость своих собеседников, не обесценивайте то, что они говорят, уважительно относитесь к их точке зрения. Внимательно слушайте, не перебивайте без крайней необходимости.

5) Соблюдайте регламент выступлений, говорите только важное. Не заставляйте ведущего обрывать вас на полуслове.

Дебаты в эфире

1) Выступая первым в дебатах, сначала докажите свой тезис, затем посейте сомнение, слегка покритиковав идею соперника. Это затруднит его положение.

2) Если вы выступаете вторым, то сначала стоит разобрать аргументацию оппонента, ослабить его позицию, затем перейти к своему выступлению.

3) Учитывайте степень подготовки оппонента. Не используйте непроверенные факты.

4) Соблюдайте этику спора, не переходите на личности. Не позволяйте спору перейти в перебранку. Помните, за вами наблюдают миллионы.

5) В споре пользуйтесь только логически оправданными аргументами. Эмоции должны подкрепляться яркими убедительными примерами.

6) Если проблема раздута и вышла за рамки обсуждаемого, стоит напомнить о теме дебатов.

7) Если перехвачена инициатива и предпринята попытка увести разговор в другую сторону, необходимо определить мотивы противника и возразить.

Участие в интервью

Старайтесь побольше разузнать о человеке, который будет брать у вас интервью. Если вам повезет, он будет хорошо информирован, интеллигентен и не станет задавать лишних вопросов. Хороший интервьюер готовится к беседе, внимательно слушает ответы, ориентируясь скорее, на них, нежели на предварительный сценарий. Однако в качестве интервьюера вам может попасться и человек, которого совершенно не интересует то, что вы хотите сказать. Он может не прочесть вашей книги, задавать глупые вопросы, иметь высокое самомнение, раздутое эго, может пытаться поднять на смех любую ситуацию и даже собрать унижающую вас информацию, чтобы развлечь аудиторию. Вы должны быть готовы даже в этом случае донести до зрителя то, что планировали сказать.

Перед началом интервью обратите внимание интервьюера на ключевые моменты, которых хотите коснуться в ходе беседы. Слушайте вопросы внимательно, стараясь повернуть их так, как вам выгодно. Используйте вопрос как возможность рассказать о том, что считаете нужным. Если вы не знаете ответа на вопрос, лучше в этом признаться, чем выдать в эфир непроверенную информацию.

Если вас попросили игнорировать камеру, смотрите в глаза интервьюеру и внимательно слушайте, что он говорит. Во время ответов на звонки зрителей/слушателей вас могут попросить смотреть в какую-то определенную камеру, чтобы создалось ощущение контакта со зрителем.

Кто нравится зрителям

Зрителям нравятся такие же люди, как и они. Будьте проще, не пытайтесь быть кем-то, кем вы не являетесь, не распускайте павлиний хвост, не превозносите свою важность, не будьте слишком напыщенны, высокомерны или, наоборот, зажаты. Иногда резкость и даже агрессивность в эфире — результат внутренней неуверенности. 

Расслабьтесь и будьте сами собой. Говорите дельные вещи, но ведите себя скромно, без заносчивости и чрезмерного самолюбования — и люди полюбят вас. Если вы искренны, увлечены тем, о чем вы говорите, — зрители это почувствуют. Позвольте им узнать вас, поделитесь своими мыслями, расскажите им свою историю, как рассказали бы хорошему другу. Как говорится, будьте проще, и люди к вам потянутся.

Юмор в эфире

Юмор очень полезен — он разряжает обстановку, снимает напряжение, сближает, создает комфортную атмосферу. Удачной шуткой можно расположить к себе аудиторию, а благодаря оригинальному юмору — стать знаменитым.

Но с юмором в эфире нужно быть осторожным. Он может сыграть с вами злую шутку. Помните, что ваша аудитория очень разнообразна — это люди разного пола, возраста, с разным уровнем достатка, разными религиозными взглядами, состоянием здоровья; национальные, сексуальные и другие меньшинства. Если ваша неосторожная шутка заденет какую-то из этих категорий — провала не миновать. Это испортит впечатление от выступления и вашу репутацию. Подбирайте только политкорректные, необидные шутки. В своей речи избегайте выражения крайних националистических, религиозных, других дискриминирующих взглядов. Выражайте свою точку зрения аккуратно, будьте толерантны. Лучшая черта в данном случае — корректность.

Репетиция выступления

Репетиция необходима, это делают все профессиональные ораторы, актеры и телеведущие. Подготовка речи и выступление это не одно и то же, особенно когда речь идет о выступлении в прямом эфире. Несколько раз прогоните свое выступление перед зеркалом, в машине до выступления, перед сном, выступите перед родными дома.

Язык жестов

Готовясь к выступлению, попрактикуйтесь перед зеркалом — какие жесты наиболее эффектно подчеркивают смысл ваших слов. Жесты должны быть непроизвольными, разнообразными, попадать в поле зрения телезрителя. Это значит, что жесты не должны быть размашистыми, пусть руки двигаются в пространстве между грудью и подбородком. Используйте открытые радушные жесты. Когда вы общаетесь с собеседником, направьте свои жесты и корпус тела в его сторону. Если вы будете жестикулировать близко к камере, руки будут казаться увеличенными.

Что работает против вас:

  • мрачное выражение лица;
  • закрытая поза, жесты;
  • чрезмерная мимика и жестикуляция;
  • жесты за пределами экрана;
  • сутулость, неестественная поза.

NB! Если съемочная группа приезжает к вам в офис, будьте готовы потратить больше времени, чем планируете. Наберитесь терпения — практически всегда одного дубля мало (даже у голливудских актеров). Возьмите копию видеозаписи для работы над будущими выступлениями.

Общение с журналистами

Если вы спикер компании:

1) Будьте в теме, знайте свою аудиторию. Чтобы успешно коммуницировать с помощью медиа, нужно знать свою аудиторию, представлять конкретного человека, к которому вы обращаетесь: что его волнует, чем он живет и почему ему должна быть интересна ваша информация. Высший пилотаж, когда вы говорите на языке своей аудитории. Убедитесь, что вам есть что сказать. Действительно ли вы эксперт в своей области? Будьте в курсе последних новостей и трендов. Только так вы сможете быть интересным.

2) Рассказывайте яркие истории. Журналисты любят людей, которые могут толково и красиво говорить. Умение рассказывать интересные истории — навык, которому обучают сегодня на тренингах, и называется он сторителлингом (рассказывание увлекательной истории, у которой есть завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка и, конечно, мораль). Станьте таким интересным рассказчиком. Вы можете поведать слушателям не одну увлекательную историю о своей компании, не правда ли?

3) Используйте ключевые слова. Главное — научиться говорить ключевыми словами. Мыслить яркими образами. Учеными уже давно было доказано, что образные слова, создающие в нашем воображении ассоциации и картинки, лучше запоминаются и сильнее воздействуют на поведение. Например, глаголы действия (например, бежать, бросать) вызывают в мозге человека более активную реакцию, нежели абстрактные слова. Рисуйте в головах ваших слушателей яркие картинки.

Как понравиться публике

Понравиться публике очень просто: будьте веселым, говорите что-то оригинальное, шутите. Люди ждут зрелища, не разочаровывайте их. А главное — будьте самим собой. Публика не любит напыщенных индюков, которые изо всех сил раздувают щеки. Чем проще с вами общаться, тем лучше. Общаясь открыто и дружелюбно, вы располагаете к себе не только журналиста, но и вашу целевую аудиторию. Используя каналы СМИ, помните, что вы общаетесь с сотнями читателей, зрителей или слушателей, поэтому очень важно создать свой привлекательный имидж.

Готовиться, готовиться и еще раз готовиться

Главный принцип успешного выступления — подготовка. Как известно, писать речь — это совсем не то же самое, что выступать. Поэтому обязательно устраивайте репетиции своей речи.

Как отвечать на каверзные и провокационные вопросы журналистов

Пресс-конференция — это момент истины. Одно неверное слово, произнесенное вами во время пресс-конференции, может грозить вашей компании потерей репутации, а для кого-то даже увольнением. Существуют специальные приемы ответов на вопросы, которые являются для вас нежелательными, некорректными, неприятными, провокационными. Умение не только отражать атаки журналистов, но и использовать ответы на вопросы как дополнительный способ пиара, трансляции той информации, которую вы хотите донести до аудитории, — ценный навык для спикера.

1. «Спокойствие, только спокойствие». На все вопросы нужно реагировать спокойно. Контролируйте свои эмоции, следите за выражением лица, рук, постарайтесь не выдавать своего беспокойства, не позволяйте выбить себя из колеи. Помните о вашем высоком уровне компетентности: именно потому, что вы являетесь экспертом, вам и задают все эти вопросы.

2. «Тянуть время». Если вопрос ставит вас в тупик или требует обдумывания, выдержите паузу, улыбнитесь, чтобы снять напряжение. Можно откашляться, выпить воды. Можно начать с вводного комментария: «Спасибо. Это очень хороший вопрос», «Многих сегодня волнует этот вопрос, интересует эта тема», «Мне понятна ваша обеспокоенность этим вопросом». Можно перефразировать: «Вас интересует, являюсь ли я участником этой сделки...».

3. «Никакой конкретики». Если журналист задает вам неприятный вопрос, вы имеете полное право не давать ему никакой конкретной информации или давать очень общую информацию: «Каковы ваши доходы?» — «Моя зарплата средняя по отрасли». «По уровню доходов наша компания занимает одну из лидирующих позиций».

4. «Пристыдить». Можно применять прием возвращения неуместных вопросов, чтобы человеку, задавшему такой вопрос, стало неловко: «Правильно ли я понимаю, что главная проблема на повестке дня — это моя личная жизнь?», «Я правильно понимаю, что интерес к чужим бедам для вас в порядке вещей?». Этим вы заставите журналиста нервничать и оправдываться, перехватите инициативу.

5. «Актерское мастерство». Можно подыграть журналисту, драматизируя ситуацию («Неужели? Вы это серьезно?», «О нет, опять? Сколько уже можно повторять одно и то же!»), или обернув ее в шутку («А это секретная информация» (заговорщицким тоном), или «Я бы и сам заплатил немало денег, чтобы это узнать»).

6. «Запутать следы». Говорите долго и утомительно. Монотонным голосом уходите в детали, начав издалека, все больше и больше углубляйтесь в подробности, пока вас не прервут следующим вопросом.

7. «Чувство юмора». Хорошая шутка может разрядить обстановку и даже выявить неуместность заданного вопроса.

8. «Довести до абсурда». Может быть другим юмористическим приемом ухода от прямого ответа на вопрос. «Каковы гарантии?» — «А вы хотите, чтобы я ел землю из горшка с цветами и клялся на крови, чтобы вы мне поверили?»

9. «Спасибо за вопрос». Используйте универсальный шаблон: «Действительно очень важный вопрос», «Очень хороший вопрос», «Ценю ваш профессионализм», «Ценю вашу информированность», «Спасибо, следующий вопрос».

10. «Кавычки». Прием позволяет указать журналисту на его бестактность, не говоря об этом прямо: «Меня всегда поражало умение некоторых людей задавать некорректные вопросы», «Как-то раз моему коллеге задали такой же вопрос. И знаете, что он на это ответил?», «Знаете, что бы на это сказал такой-то…», «Большинство людей на моем месте сказали бы вам…».

11. «Травить байки». Используйте метафоры, пословицы, поговорки, метафорические истории для косвенного ответа на вопрос. Например, привести пример аналогичной ситуации: «Как-то раз в нашей компании…», «Это как в той истории…», «Знаете такой анекдот…».

12. «Переход на другую тему». Плавно переводите разговор с нежелательной темы на тему, о которой вам есть что сказать. Используйте ответ на вопрос как возможность донести до аудитории ту информацию, которую вы хотите сообщить, или рассказать о том, что вы хорошо знаете.

13. «Это закрытая информация». Можно просто отказаться комментировать определенные вопросы или ситуации: «Это закрытая информация», «Мы не готовы отвечать на этот вопрос», «Мы не можем пока это прокомментировать».

14. «Еще рано». Можно заявить, что еще слишком рано говорить о чем-то: «Этот вопрос мы пока не готовы комментировать», «Пока еще рано об этом говорить», «На этот вопрос мы бы хотели ответить чуть позже», «Как только у нас будет на руках вся необходимая информация — мы поделимся».

15. «В следующий раз». Если вы хотите уйти от ответа, можно сослаться на то, что вопрос не соответствует заявленной теме конференции или требует более подробного обсуждения, и вы ответите на него в следующий раз.

16. «Это не факт». Если вопрос основывается не на фактах, а на предположении, скажите, что предпочитаете говорить о более конкретных вещах.

17. «Парирование». Ловко представьте бесспорные возражения против неверного, на ваш взгляд, мнения журналиста.

18. «Переадресация». Скажите, что вопрос находится не в вашей компетенции, и порекомендуйте человека, который сможет компетентно дать информацию по этому вопросу.

19. «Подкупить искренностью». Можно искренне и уверенно признаться, что не знаете ответа. Аудитория ценит искренность. Этот прием можно использовать, только если вы уверены, что вопрос не относится к зоне вашей непосредственной ответственности и незнание ответа на него не выявит вашу некомпетентность.

20. «Вступить в диалог». Предложите журналисту разобраться с проблемой вместе. Такой вариант снизит напряжение и будет способствовать установлению диалога. Вы можете поинтересоваться у журналиста, какая информация у него есть, каково его мнение по данному вопросу.

Каким бы ни был вопрос, ваша задача — обернуть минус в плюс, использовать каждый вопрос, чтобы еще раз подчеркнуть свою компетентность и успешность. Научиться видеть в пресс-конференции возможность и шанс, а не опасность и угрозу поможет подготовка. Тренируйте навык импровизации (выступления на любую тему без подготовки) и сторителлинга (рассказывания историй).

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Зоя Стрелкова, Сергей Колесников
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Спасибо за статью, очень концентрированная практика

Директор по маркетингу, Москва

Татьяна спасибо за статью, коротко/конкретно. Последний раздел – шикарный, как будто сам его написал. Очень часто приходится работать с различной аудиторией в различных обстоятельствах))

Цитата: «с юмором в эфире нужно быть осторожным»
Полностью согласен, но разрешите пошутить. Не могу вспомнить ХОРОШУЮ шутку, где не затрагивались бы:
1.Различный пол,
2.Возраст,
3.Уровень достатка,
4.Религиозные взгляды,
5.Здоровье;
6.Национальность,
7.Сексуальные и другие МЕНЬШИНСТВА

Сначала подумал – о животных можно! (хотя убойной шутки не вспомнил). Но п. 7 гласит, что с братьями нашими МЕНЬШИМИ тоже надо быть осторожным))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.