«Я только что прошел тест на оценку производительности после трех лет работы в компании. Это моя первая настоящая работа после окончания колледжа. И снова, как и два года назад, я потрясен своей реакцией. Я знаю, что не стоит воспринимать критику чересчур лично или пытаться что-то говорить в свое оправдание. Но каждый раз, когда руководитель говорит о качествах, которые я мог бы развить или улучшить, эмоции берут верх, и я впадаю в панику. В этом году все прошло даже еще хуже, чем раньше, хотя моя оценка была на 85% положительной. Руководитель говорил о том, что я мог бы, по его мнению, делать лучше, но я стал оправдываться еще до того, как он закончил. Что делать, чтобы не огорчаться до такой степени критическим замечаниям? Прошлый отпуск я провел, пытаясь остыть после общения с руководителем. Не хотелось бы, чтобы это снова повторилось», - написал читатель в блоге Анны Фишер на сайте fortune.com.
Служебная аттестация нередко повергает сотрудников в состояние, которое французы называют «лестничный ум», когда человек продолжает думать о том, что он сказал (или не сказал), сделал (или не сделал), когда, в общем-то, уже поздно.
Если вы действительно хотите услышать здоровую критику и рекомендации вашего руководителя, и на этот раз отреагировать более достойно, почему бы не попросить его о второй попытке? «В начале беседы вы можете сразу уточнить, что на этот раз настроены слушать, а не говорить», - отмечает Деб Брайт, глава компании Bright Enterprises, которая специализируется на наставничестве директоров и консультирует такие компании, как Disney, GE, Morgan Stanley, Marriott. Просьба о новой встрече покажет руководителю, что вы очень хотите узнать, что он скажет. Это важно, потому что тот, кто проходит тест на оценку результативности, просто обязан создать комфортную ситуацию для того, кто его проводит. Удивлены? «Подумайте об этом, - говорит Брайт. – Большинство руководителей тоже ненавидят аттестации, потому что боятся реакции людей на негативные замечания. Они готовы провести обсуждение как можно скорее, чтобы только покончить с этим». Однако в спешке руководитель может упустить информацию, которая подстегнет вашу карьеру или остановит ее.
«Помните, что во время аттестации вы можете узнать вещи, которые понадобятся вам не прямо сейчас, но значительно позже», - отмечает Брайт, которой часто приходилось напутствовать талантливых менеджеров, чьи карьеры упирались в кирпичную стену из-за недостатков и плохих привычек, - тех, о которых руководители говорили им в течение многих лет.
Так как же взять под контроль свои эмоции, когда вы слушаете?
1. Сосредоточьтесь на том, чтобы руководитель чувствовал себя комфортно – это прекрасное начало, так как вы тут же перестаете думать о собственных эмоциях.
2. Затем напомните себе, что вы контролируете ситуацию. От того, как вы реагируете, зависит, как пойдет разговор, много или мало вы получите пользы от него. Панические чувства можно погасить или совсем выключить, если вы поймете, что вы не пассивны, даже если не произнесли ни слова.
3. Сосредоточьтесь на том, что именно вам следует предпринять (или прекратить делать). «Убедитесь, что вы понимаете разницу между фактом и мнением, - советует Брайт. – Вы превысили бюджет по проекту на $ 30 тыс. – это факт. Вы недостаточно общаетесь с коллегами – это мнение». Руководителей, как правило, не учат давать эффективную обратную связь, так что у вас хорошие шансы запутаться вместе, если и вы в свою очередь будете отвечать мнением на мнение. «Попытка угадать, чего хочет руководитель, не работает, - говорит Брайт. – В конце концов, люди делают ошибочное предположение, снова получают неясное критическое мнение в свой адрес при следующей аттестации и приходят к выводу, что никогда смогут угодить начальнику».
4. Вместо этого спросите, какие шаги нужно предпринять, чтобы решить проблему, на которую вам указали. «Например, вы можете чаще общаться с коллегами лично, а не обращаться к электронной переписке», - советует Брайт. Отнеситесь к этому как к любой другой рабочей задаче и решайте ее на практике постепенно. Это поможет воспринимать такие ситуации менее эмоционально.
5. Даже если вы считаете свою работу «первой настоящей», у вас впереди еще четыре-пять десятилетий, поэтому сохраняйте чувство перспективы. «Люди часто огорчаются из-за того, что их работу оценивают на уровне «так себе», как будто это может повредить всей их дальнейшей карьере, - говорит Брайт. – Но это всего лишь одна беседа, не чаще одного раза в год, и цели и стратегии компании, в лучшем случае, изменятся в следующем году. В долгосрочной перспективе между оценкой «соответствует ожиданиям» и «превосходит ожидания» нет большой разницы».
Более того, даже президенты, римские папы и директора получают по носу, иногда в ежедневном режиме. «Никто не строит карьеру, получая только похвалу, - отмечает Брайт. На самом деле, если вы давно не слышали конструктивной критики, это значит, что вы, возможно, ничему не учитесь».
Перевела с английского Ирина Силачева
По материалам: fortune.com
Интересное ощущение от прочтения статьи.
С одной стороны, описанная в статье ситуация (ежегодное собеседование с руководителем на тему оценки вашей работы за год с полезными советами + совместные обсуждения того, как Вам стать лучше) в большинстве наших компаний - нереальная вещь из области фантастики.
С другой стороны, всем подчиненным время от времени приходится выслушивать критику со стороны начальства (хорошо, если не матом и не при всех) и нужно знать, как себя вести в этот момент.
Вот именно для таких ситуаций и могу поделиться личным опытом.
Мой самый первый начальник был жуткий матершинник, который гонял меня как сидорового козла, и не давал жизни. Лишь очень много времени спустя я увидел, что он так гоняет только тех, кого ценит и в ком видит потенциал. А на тех, кого он не ценит, он вообще не обращал внимания.
Но в те жуткие первые времена я спасал свою юношескую психику только тем, что представлял себе, что я нанял себе этого классного руководителя, чтобы он присматривал за моими ошибками и учил меня, как мне стать хорошим руководителем. Поэтому, когда в очередной раз меня начинали распекать, то я представлял себе что-то вроде ''Да-да. Спасибо, что заметили и обратили мое внимание. Не зря я Вас нанял. Продолжайте в том же духе.'' А по поводу мата - говорил себе, что просто человек на другом языке говорить не может.
Сейчас это звучит смешно, а в те времена такой подход сохранил мне кучу нервов и позволил остаться собой в достаточно жестких условиях.
Чего и Вам желаю.