Постановка проблемы
Кроме сугубо рабочих моментов, в любом коллективе периодически бывают разнообразные мероприятия в кругу сослуживцев и руководства. Хотя они проводятся по самым разнообразным поводам, но обычно носят общее название корпоративных мероприятий, или в разговорной речи «корпоративов».
В силу российского менталитета под корпоративом обычно понимается шумное застолье с обильными возлияниями и сопровождающими этот процесс действиями разгульного характера.
Однако иногда (справедливости ради следует отметить, гораздо реже, чем пьянки-гулянки) эти мероприятия могут носить и иной характер. Например, спортивные праздники с выездами или без таковых – открытие лыжного сезона, еженедельный футбол среди сотрудников, коллективное посещение фитнеса или бассейна и так далее.
Несмотря на существенные различия в способах проведения, все эти мероприятия объединяет одно. Призванные сплотить коллектив, они могут помочь вам в профессиональной реализации и карьерном росте, а могут и наоборот, испортить вашу репутацию, перечеркнуть все достижения и, в конце концов, загубить всю вашу карьеру в данной организации. (Пример: шутка про пособие «Как восстановить имидж деловой женщины после корпоратива»). Чтобы этого не случилось, следует соблюдать ряд совершенно простых и несложных правил.
Правило нулевое
Относитесь ко времени явки, поведению, да и ко всему мероприятию в целом скорее как к особой части рабочего процесса, а не к дружеским посиделкам одноклассников.
Правило первое: вам сделано предложение, от которого невозможно отказаться
В самом деле, организация корпоративного праздника достаточно затратное действие, как с финансовой, так и с временной стороны.
Работодатель выкладывает из своего кармана весьма значительные суммы, измеряемые в крупных компаниях сотнями тысяч долларов, лично участвует в разработке и обсуждении программы, к решению задач привлекается весь директорский корпус, а ответственный исполнитель (обычно в ранге директора по персоналу) вообще забрасывает все другие дела ради этого мероприятия.
В качестве ответного шага от сотрудников ожидается как минимум чувство глубокой благодарности, переходящей в восторг и сопровождаемый пением дифирамбов и бурными овациями не только перед и во время, но и длительное время после самого праздника. И верхом бестактности и даже черной неблагодарностью будет отплатить за заботу отказом без какой-либо уважительной причины исключительно потому что «мне это неинтересно», «я пьянки не жалую», и вообще «собрался на концерт Тото Кутуньо».
Я уже не говорю про такую причину, как: «ваши рожи мне и в офисе надоели, еще я выходной свой на вас потрачу».
Это только кажется, что «колхоз – дело добровольное». На самом деле ваше участие – это публичная демонстрация лояльности к фирме, уважения к ее руководству, чувства благодарности за заботу, проявляемую власть держащими к рядовым сотрудникам. Доля шутки в этих словах, если и имеется, то крайне незначительна.
И наоборот, можно уверенно сказать, что проигнорировав корпоративное мероприятие, вы публично противопоставите себя коллективу, заработав клеймо: «не наш человек». Особенно легко получить такое клеймо в том случае, когда само мероприятие сопряжено с выполнением каких-то неслужебных обязанностей. Например, проводится субботник или переезд в новый офис собственными силами. В этом случае даже если вы категорически против чрезмерных возлияний, то уж в процессе переноски шкафов и сейфов участие принять обязаны. Ведь проигнорировав праздник в кругу сослуживцев, вы выражаете негативное или равнодушное к нему отношение. А подобное отношение может самым неблагоприятным образом сказаться на вашей карьере.
Конечно же, любой из нас абсолютно убежден, что жизненный успех в целом и удачная карьера в частности достигаются исключительно трудолюбием и талантом, а вовсе не умением «лизнуть» начальство за «рюмкой чая». Тем не менее, будет лучше, если ваш отказ присоединиться к всеобщему празднику, если иначе совсем невозможно, будет сопровождаться горестными вздохами, искренними сожалениями и сверхобъективными причинами: внезапная тяжелая болезнь, пожар или наводнение – хотя и с трудом, но все-таки сойдут за уважительную причину.
Описывая различные ситуации с уклонением от участия в корпоративных мероприятиях, хочу объективности ради отметить, следующее. Самые пафосные рестораны Москвы, наиболее модные клубы, программы с поп исполнителями главного российского калибра я посетил исключительно в качестве мест проведения корпоративного досуга.
В моем активе есть даже такое совершенно исключительное место новогоднего корпоратива, как Большой театр, дававший компании, в которой я тогда работал, концерт силами лучших мастеров высокого искусства. Причем участие в корпоративах в этих суперэлитных местах проходили независимо от должности, которую я занимал в тот период.
Даже сейчас, являясь руководителем достаточно высокого ранга, я все-таки не могу позволить себе посетить заведения того уровня, в которых 10-15 лет назад гулял рядовым менеджером. Поэтому не старайтесь увильнуть от этих мероприятий. В большинстве случаев они вам понравятся, да еще и оставят о себе самые приятные воспоминания.
Правило второе: жажда ничто – имидж все
Корпоратив – отличный повод показать себя с более выигрышной стороны, чем сложилось впечатление о вашей персоне в офисе. Подобная ситуация весьма иронично показана в фильме «Самая обаятельная и привлекательная», когда героине приходилось находить оправдание своего праздничного наряда с утра рабочего дня: «встретилась с приятелями, погуляли, заночевала у подруги».
На вечеринку вы можете на вполне законных основаниях одеться более выигрышно, чем на работу. Тем самым вы, во-первых, привлечете к себе больше внимания, во-вторых, всем внешним видом покажете, что данное мероприятие вам не безразлично.
Иногда, на новогодние праздники, вас могут попросить прийти на корпоратив в маскарадных костюмах. Вот тут есть несколько подводных камней. Самое плохое – когда вы резко выпадаете из среды своих сослуживцев. Например, вы приходите в костюме Джека Воробья (вот уж не знаю почему, но этот костюм всегда фигурирует на маскарадах), а все остальные участники одеты так, будто у вас не Новый год, а совещание отдела продаж.
Внешне обратный, но, по сути, точно такой же случай, если вы заходите в банкетный зал и видите там два десятка Белоснежек и пятьдесят три гнома, а на вас черный костюм и белая рубашка. Поэтому, если вы впервые на корпоративе в этой компании, постарайтесь деликатно выяснить, как принято тут отмечать праздники.
Совсем манкировать упоминанием о том, что вас хотят видеть в маскарадных костюмах не стоит, даже если вам посоветовали «одеваться как хочешь». Зачастую приход в обычном наряде может считаться правилом хорошего тона только для топ-менеджеров. Рядовому персоналу лучше показать свою дисциплинированность.
При этом лучше проявить чувство меры и вместо арендованного за большие деньги костюма уже упомянутого Джека Воробья, ограничиться каким-либо неброским аксессуаром – маской или ушками.
Правило третье: ни слова о работе
Есть старинная байка о канадских лесорубах, которые знают только две темы: в лесу – о бабах, с бабами – о лесе. Даже если вы абсолютно не можете отрешиться от мыслей о неоконченном отчете, не стоит пытаться доделать работу во время празднования, а, тем более, вовлекать в нее окружающих. Люди пришли отдыхать, а не работать. По-крайней мере, работать на имидж, а не на выполнение плана.
Поэтому вы будете выглядеть со своим неуместным рвением не просто глупо, но и раздражающе. В лучшем случае вы получите ярлык «зануды». В худшем – будете посланы самым циничным образом, чему поспособствует к тому же большое количество употребленных горячительных напитков.
Правило четвертое: держи дистанцию
Чувство легкой расслабленности, неформальная обстановка, шаговая доступность руководства в сочетании с крепкими напитками могут сыграть с вами злую шутку. Сочтя минуту подходящей, вы можете зацепить руководителя разговором о повышении заработной платы или о продвижении по службе. Однако именно этот момент и есть самый неподходящий для подобного рода обсуждений. Мало того, что он неуместный, он еще и крайне негативно характеризует вас как человека, «не секущего фишку», бестактного и непрофессионального.
Помните – эффект от алкоголя очень коварный, а в сочетании с общением с людьми, способными повлиять на вашу жизнь – еще и очень опасный. При этом абсолютно не важно, в каких отношениях вы находились с руководителем раньше. В любом случае, положительных моментов это вам не принесет.
В подобных случаях я всегда вспоминаю случай, произошедший в одной весьма крупной компании. Владельцы фирмы начинали в самую раннюю эпоху дикого капитализма с небольшого кооператива по пошиву постельного белья. В этот же период они привлекли к работе нескольких приятелей – единомышленников, отношения с которыми были самыми простыми и панибратскими. Прошли годы, компания выросла в крупный сельскохозяйственный холдинг с многомиллионными оборотами, владельцы заматерели, обросли счетами в зарубежных банках, недвижимостью на Рублевке и соответствующей охраной для сбережения и того и другого. А бывшие приятели так и остались наемными менеджерами, трезво ощущающими дистанцию в отношениях. Я не зря подчеркнул «трезво», потому что один из них, приняв на корпоративе очень много на грудь, подошел к президенту компании, человеку, надо сказать, весьма внушительных габаритов и, взяв его за мощный загривок, обратился со следующей речью:
- Что, Володя, отъел ряху? Хорошо, наверное, живешь? Я тоже на хорошую жизнь надеялся, когда к тебе на работу нанимался…
К чести «Володи», он не сделал далеко идущих оргвыводов, касающихся данного товарища. Однако дал указание охране не подпускать впредь этого сотрудника к себе на расстояние вытянутой руки.
Правило пятое: пей, да меру разумей
Тут можно вспомнить фразу Аркадия Варламовича Велюрова из фильма «Покровские ворота» про праздник, превратившийся в Голгофу. Обильные возлияния вполне могут привести к «сносу башки» со всеми вытекающими отсюда последствиями – танцами на столе с задиранием юбки, откровенному стриптизу с вовлечением в процесс руководителя, а то и банальному сексу с коллегой в туалете и еще хорошо, если этот коллега окажется противоположного пола.
Такая бурная программа, несомненно, останется в памяти всех присутствующих. И будьте уверены, обсуждение фасона и цвета вашего нижнего белья долго будет являться любимой темой коллектива. По крайней мере, до тех пор, пока кто-то из ваших коллег не отмочит что-нибудь еще более экстравагантное.
Поэтому выпивайте в меру, не только сохраняя память и человеческий облик, но и полностью контролируя ситуацию. Помните – какой бы ни был шеф выпивоха и рубаха-парень, в любом случае перебравший сотрудник вызовет негативную реакцию.
Запомните на всю жизнь – контроль над алкогольным возлиянием на корпоративной вечеринке необходим так же, как разведчику в логове врага.
Не забывайте, что не все ваши коллеги прочли эту статью, поэтому у вас может возникнуть дополнительный шанс выделиться в лучшую сторону среди вашего окружения. Как не напиться – каждый решает сам, способов тут много, да и я не являюсь самым большим авторитетом в этом вопросе. Но на одном аспекте все-таки остановлюсь, так как он связан еще с одним правилом.
Собираясь на корпоративный банкет, лучше достаточно плотно поесть. Набрасываться на стол с едой так, как будто вы попали сюда прямо из Бухенвальда крайне неприлично, да и опьянеть на пустой желудок можно всего от одной рюмки. А вот легкая закуска под бокал вина вполне подойдет для имиджа воспитанного человека.
Хочу предостеречь вас и от другой крайности – демонстративного отказа от любых видов спиртных напитков. Даже если у вас весьма уважительная причина (например, вы за рулем), не стоит подчеркивать это. Поднимите вместе со всеми свой бокал, пригубите и поставьте на стол. Поверьте, через пару-тройку тостов окружающие перестанут обращать внимание на то, что у вас налито в бокале, и вы вполне сможете чокаться соком или минералкой. И запомните, хотя пить или не пить – ваше личное дело, но российский менталитет таков, что трезвенник всегда вызывает подозрение: непьющий либо имеет проблемы со здоровьем, либо – сволочь.
В то же время, коль скоро мы коснулись национальных особенностей, необходимо учитывать и общую атмосферу в компании. В большинстве российских коллективов в меру пьющим будет признан человек, не потерявший память и ушедший с корпоратива на собственных ногах. А вот в некоторых западных компаниях перебором могут счесть и второй бокал шампанского. Лучшим советом в этом случае будет – не выделяйтесь.
Правило шестое – не делайте резких движений
Корпоратив – крайне неподходящее место для кардинального изменения отношений с коллегами. Иными словами, количество людей с которыми вы были «на ты» до мероприятия не должно измениться и после застолья. Брудершафты, объятия, поцелуи и прочие знаки внимания непременно вызовут справедливые мысли о том, что вы «порядком поднабрались».
Правило седьмое – никакого флирта
Однако я и сам не вполне уверен в его целесообразности. Во-первых, большая часть нашей жизни проходит на работе, а длительное и тесное общение лиц противоположного пола не может не сказываться на взаимоотношениях. Во-вторых, среди большого количества людей неформальные отношения среди сотрудников не вызывают обычно крайне негативной реакции. Особенно, если эти сотрудники не обременены брачными узами и не засветились излишней активностью и неразборчивостью в своих связях с большим количеством работников организации.
Собственно говоря, существуют целые коллективы, не особо обремененные вопросами морали и нравственности. Одним словом, лично я не призываю против флирта на работе, главное – что бы он не приводил вкупе с алкоголем к комичным ситуациям.
Обязательно следует помнить, что народ обычно имеет богатую фантазию, помноженную на зависть. Поэтому будьте готовы к тому, что проводив симпатичную сослуживицу после вечеринки до дома, вы будете надолго записаны общественным мнением в ее интимные партнеры.
P.S. не забывайте также, что корпоратив – на то и корпоратив, что нет смысла приводить на эту вечеринку кого-то из семьи, а уж тем более возлюбленных, с которыми мы не связаны формальными брачными узами. Для встречи с последними есть определенные места и время.
Однако это относится к тем корпоративам, которые проводятся именно в форме обыкновенной гулянки. Если это мероприятие является эксклюзивным, например, для него снят самый престижный ночной клуб Москвы или в качестве приглашенных артистов выступают Deep Purple, а на разогреве у них Rammstein, то вполне можно пригласить и свою даму или бой-френда, пусть это придаст вам веса в их глазах. В конце концов, ради кого мы работаем, как не ради наших любимых?
Правило восьмое: Капитан Кук и аборигены
В проведении корпоративных мероприятий некоторых многофункциональных компаний существует одна особенность, которую следует рассмотреть отдельно. Это присутствие на корпоративах людей из различных социальных слоев, с разным менталитетом и отношением к мероприятию, на котором они присутствуют.
В реальной жизни эта особенность не такая уж и особенность, она встречалась на большинстве корпоративных мероприятий, на которых мне доводилось присутствовать. Компания, организуя праздничный вечер, приглашает на него, как правило, сотрудников управленческого аппарата, представителей организаций-партнеров, вышестоящее руководство, представителей местных органов власти. Практически всегда все эти люди вполне вписываются в поведенческие рамки обычной компании, скажем, Торгового дома. Однако существует еще целый пласт людей, чей вклад в достижения компании весьма велик и по заслугам их тоже приглашают на корпоративные мероприятия, но их социальный уровень и манеры не всегда дотягивают до принятых в цивилизованном обществе.
Такое часто встречается при наличии в структуре холдинга производственных предприятий, когда на корпоративе агрохолдинга может присутствовать цеховой мастер с неполным средним образованием. Или на празднике Урожая в региональном Министерстве сельского хозяйства среди приглашенных будет знатная доярка, имеющая не только Орден Почета и тридцать три грамоты за ударный труд, но и грязные ногти.
Конечно, это описаны крайние случаи, но «крепкий технолог-производственник» с законченным ПТУ швейного профиля, начальник транспортного цеха, пару месяцев назад пересевший в это кресло из-за баранки автомобиля, или завскладом, не снимающая ватника и кирзовых сапог в обыденной жизни – это самое обычное дело.
Конечно, никакой беды в том, что эти люди будут присутствовать на корпоративном мероприятии, нет. Гораздо хуже, что большинство из них, во-первых, склонно к употреблению, переходящему в злоупотребление, во-вторых, никогда не прочтут эту статью.
Поэтому ваша задача на корпоративе – сразу выявить их и, несмотря на оказываемое им уважение, максимально дистанцироваться от них. Поверьте, такие герои труда крепко пьющие, неадекватны во хмелю и, что немаловажно, на их буйство будут смотреть сквозь пальцы, как на неизбежность. А вот вам вполне могут припомнить попытки потягаться стойкостью во хмелю со знатным печником или дояркой-ударницей.
Правило девятое: мы уходим, уходим, уходим, уходим…
Когда и как уходить – такой же важный момент, как и когда и во сколько приходить. Любой корпоратив подчиняется тем же правилам, что и другие массовые мероприятия. Сначала все идет очень организовано, регулируется старшим начальником или специально выделенным лицом, а затем отдается на откуп гуляющим. Но покидать корпоратив раньше начальников является признаком дурного тона.
В крайнем случае и только если сотрудников много, можно уйти раньше, но только так, чтобы никто не заметил. Не жалейте денег на такси, не экономьте на своих нервах. Все-таки корпоративы случаются не так уж часто, чтобы подорвать ваш бюджет.
Плоха и другая крайность – засидеться сверх меры, когда все уже разошлись, и только вы все еще ритмично двигаетесь под вокализ группы «Мираж».
Обычно в хороших компания назначают старшего за проведением корпоратива, поэтому не напрягайте его, заставляя вас выгонять из помещения. Ну и в правилах хорошего тона – не бросать в беде тех товарищей, которые не воспользовались данными советами, перебрали, забылись, потерялись и так далее. Окажите им помощь и заботу, постарайтесь, чтобы они добрались до дома в целости и сохранности. Помните – на их месте вполне может оказаться каждый из вас.
Что же делать, если, несмотря ни на что, вы все-таки набрались, смутно помните окончание вечеринки, уехали на глазах у всех с молодой и симпатичной сослуживицей, а проснулись не только с чувством тяжелого похмелья, но и твердым ощущением свершившейся катастрофы? Спокойствие, только спокойствие. Ни в коем случае не надо посыпать голову пеплом, публично каяться и приставать к окружающим с вопросами: а что было? А как я себя вел? Все, что они посчитают нужным, они вам сообщат, причем сразу рассчитывайте на то, что уровень информативности будет достаточно невысок. Скорее всего, они сами толком ничего не помнят, потому, как я уже говорил, что средний уровень опьянения сотрудников в коллективах примерно одинаков.
Даже если вы и выделились из общей массы не в лучшую сторону, то все равно ничего не исправить и ваши знания о том, что вы лазили под юбку главному бухгалтеру и пытались подраться с представителем основного банка-кредитора, уже не принесут вам большего вреда, чем вы совершили. Поэтому уповайте на то, что все окружавшие вас в момент данного фиаско тоже люди, ничто человеческое им не чуждо и все огрехи будут «спущены на тормозах» без серьезных последствий. Но, все-таки, надеюсь, что последний совет вам никогда не пригодится.
Ну и последнее, что касается темы корпоративных праздников по порядку, но не последнее по степени важности. Корпоратив для организаторов – это все равно, что ваш день рождения для вас. Являясь мероприятием достаточно затратным и беспокойным для организаторов, он, по мнению руководства, предназначен для укрепления командного духа, повышения лояльности сотрудников, улучшения их настроения и снятия стресса. Поэтому даже из элементарного чувства приличия необходимо иметь при себе искреннюю улыбку и хорошее настроение. Тем более что в нормальных компаниях и с нормальными сотрудниками это получается вполне естественно.
Выводы
Посещение корпоративной вечеринки напоминает прогулку по минному полю – когда шаг влево, шаг вправо чреваты серьезными неприятностями для вашей карьеры. Поэтому необходимо знать сложности, презирать трудности, бороться с опасностями.
Однако не забывайте: если все делать в меру, то можно отлично отметить праздник и при этом не остаться в глазах сотрудников занудой! Удачного времяпрепровождения!
Этот текст был опубликован в рамках конкурса «Большая игра-2013» (Номинация: Карьера) ― литературного состязания авторов, работающих в сфере Non fiction.
Источник
изображения:
pixabay.com
Как страшно жить! (с) :)
Статья интересная)). Можно читать с долей юмора, а можно и без - такое, к сожалению, бывает...
После корпоратива...
''- Вы когда разошлись?
- Я разошлась около 12-ти, а ушла в 3-и...'' (с) анекдот.ру