Тот самый день, или Когда пора заканчивать с карьерой наемника

У меня, как и у любого довольно долго живущего человека, есть масса историй, которые в той или иной степени были поворотными в жизни. Некоторые истории забавные, некоторые – грустные, некоторые – поучительные… Однако есть одна история, которая выделяется из других. Она не про события, она про поворот в голове. Поэтому ее сложно расписать пошагово, вроде: «Встала я как-то утром и вижу…». История моя, скорей, про то, как большое количество мелких катализаторов вдруг запускает большой необратимый процесс. Про понимание этой необратимости. Про страх и радость от всего этого одновременно. Это был обычный короткий день, когда было принято решение, вызревающее долгие годы. Представленный материал – это мысли…или сны, предшествующие тому самому дню….

Итак...

Обычное начало

Мне обычно нелегко рассказывать о своей карьере, поскольку – вопреки всем своим публикациям на эту тему - я ее никогда не строила осознанно. Она выстраивалась сама вокруг моего основного качества – любопытства. Время от времени меня вдруг увлекает какое-то дело, и я погружаюсь в него целиком, стараясь постичь до тонкостей, найти в нем скрытые закономерности, которые позволяют понять суть - и управлять им в свое удовольствие. Понятно, что для того, чтобы иметь возможность так интенсивно влезать в какое-то дело, надо иметь к нему отношение, да еще и «верхнее отношение» - то есть обладать должными полномочиями. Я сразу после студенческой скамьи стала деканом факультета региональной политики в Университете РАО (бывшая Академия педнаук), потом ушла в бизнес-структуру на позицию одновременного директора по HR и PR (этот факт потом изумлял хантеров, не встречавших ранее такого сочетания) – так как увлеклась этими функционалами – ну и далее без остановок сквозь консалтинговый БКГ, инвестиционный Росбилдинг и игровой Уникум, плюс пятьдесят небольших «побочных» проектов в разных отраслях и сферах деятельности…

Время инсайтов

Пребывание мое в должности всегда заканчивалось по моей инициативе, это происходило, как только я теряла интерес к отрасли или позиции. Понятно, что расставались мы друзьями, так как умение хорошо расстаться важней, чем умение правильно войти в компанию. Ибо не оставляет новых попыток. Поэтому проекты были успешно завершены. При этом систематизация знаний отраслей и позиций нарастала, что существенно сокращало интерес к конкретной компании. Я, с одной стороны, всегда была самомотивирующимся топ-менеджером, который сам может себя озадачить на благо бизнеса, а с другой – не самым удобным подчиненным, так как – см. начало – я удовлетворяла этим свой интерес, а не осознаваемые нужды собственника. Один из последних работодателей мягко сформулировал это так: «Есть люди, которые затыкают «дыры» в построенном мной бизнесе, а есть люди, которые меняют мой бизнес под себя. Ты – из вторых». И это был инсайт. Нет, я, конечно же, хорошо знаю отличие предпринимательского типа от исполнительского, но тут суть иная. Мы с собственниками занимали как бы одну и ту же ветку в смысловой иерархии. И если ранее меня терзали смутные сомнения на сей счет, то тут – русским по-белому – умный и уважаемый мной человек сказал это открытым текстом.

Индикаторы изменений

В результате, я стала работать, хотя и в штате компаний, но над самостоятельными проектами, полностью изобретенными мной, где собственник выступал, скорей, инвестором и административным ресурсом, чем заказчиком проекта. Я развивала интересующие меня направления, принося прибыль компании. И все больше и больше переходила от функционального к генерализованному менеджменту. Последние проекты были, скорей, про то, как работает вся машинка по производству денег, именуемая бизнесом, а не про познание отдельных ее частей. Удовольствие от понимания того, что при правильно выстроенном процессе – все равно, в каком бизнесе! – на конце обязательно появится нужный рынку продукт, не сравнимо ни с чем! То есть, первое признание в любви мальчика, от которого я млела в 13 лет, и день, когда родители разрешили мне бросить музыкальную школу, доставили меньше радости, чем несколько пробных рецептов, принесших реальные результаты, в т.ч. в деньгах))). Ну, понятно, что бизнес деньгами не определяется, он ими только лишь измеряется, и то не всегда – но это тема другой статьи.

У передатчика должен быть приемник

Надо отметить – мне всегда чрезвычайно везло с работодателями. Это были исключительно продвинутые люди, хорошо ко мне относившиеся, позволявшие мне совершать ошибки за их счет и верившие в то, что я дам хороший результат на выходе. Хочу надеяться, что они не разочаровались. Во всяком случае, мы до сих пор поддерживаем отношения, и в том числе в формате «заказчик-исполнитель». Но при этом – изначально – нас связывало нечто общее: мы общались на равных с первого момента знакомства. В этом не было фамильярности ни с одной из сторон. В этом было, скорей, что-то от «Мы с тобой одной крови». Люди, с которыми не получалось интеллектуального равенства с первой же встречи, обычно очень недолго сопровождали меня в жизни.

Изменения

И наступил день, когда я четко поняла, что моя карьера наемника закончена. Как мне сейчас кажется – навсегда. Никогда не говори «никогда», конечно же, но я даже представить себе не могу мотиватора, который заставил бы меня принять предложение о работе по найму. Но это сейчас. А тогда – два года назад – я реально проснулась с четким пониманием того факта, что я не могу более работать по найму. Потому что рынок вменяемых работодателей в РФ сугубо ограничен, потому что они ищут не меня на свои «дыры», а мне пора перестать искать их под флагом работы по найму, потому что меня, по большому счету, не интересуют их «дыры». Мне интересны причины возникновения этих самых «дыр» и изобретение рецептов по предотвращению их появления….И главное – потому что я хочу самостоятельно определять свою жизнь. В отношении любой позиции наемника у меня сошлись вместе «не хочу», «не могу» и «не буду»!:)). Это было не так уж радостно, скорее страшно. Это было ощущение прыжка со скалы в море, когда ты уже прыгнул, еще не умер от страха, но и не достиг воды, чтобы понять, жив ты или нет. Но главное – совершенно ясно, что не прыгнуть было невозможно. Слишком давно стоишь на краю…..

И начался мой длинный выход из компании, в которой я работала – но это тоже другая история.

Новая жизнь

Я открыла свою компанию. А потом еще одну. А потом стала партнером еще в нескольких. Сегодня пять компаний так или иначе имеют ко мне отношение. Самое сложное в этом, но и самое увлекательное одновременно – перестать думать как наемник (кто бы мог подумать, что я могу тут испытывать сложности!), а начать думать как собственник. Интересные наблюдения: во-первых, меняется масштаб чисел. Если для наемника обычно «миллион» это много, то для собственника – это очень мало. Потому что первый думает о личном доходе (даже если занят выполнением плана по обороту) или о личных рисках, если это были инвестиции в его проект, а второй – о весе компании, о стоимости бизнеса и т.д. Во-вторых, стали абсолютно понятны разного рода конфликты, возникающие между собственниками и наемниками – цена вопроса совершенно другая, участие в рисках другое, «чуянье» рынка иное. Да мало ли… В-третьих, свой бизнес – в отличие от чужого – не можешь выкинуть из головы ни на секунду. Он там «варится» непрерывно. И от этого не столько устаешь, сколько подзаряжаешься. Ну, по крайней мере, первое время))

Закономерности «того самого дня»

И вот, я бы сказала, что есть пять основных закономерностей или признаков, позволяющих понять, что прежняя дорога закончилась. Совсем. Или, по крайней мере, надолго.

  1. Снятся сны про другую жизнь. Производственные совещания перестают сниться.
  2. У вас спрашивают не «где (или кем) Вы работаете?», а «что Вы делаете?».
  3. И вам существенно проще ответить именно на второй вопрос.
  4. Вы понимаете, что никак, ни под каким соусом, ни за какие блага не в состоянии «работать на хозяина», потому что для вас есть только один «хозяин» - вы сами.
  5. Вам очень страшно «прыгнуть», но интересно больше, чем страшно. И вы – прыгаете…
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.