Искусство быть начальником

Вы несколько месяцев или лет отработали на должности исполнителя. Всегда стремились делать свою работу на «отлично». Вы великолепно исполняли свои обязанности и знали все нюансы своей работы. Показали прекрасные результаты. В фирме по достоинству оценили ваши заслуги и предложили повышение – должность руководителя. Свершилось, вы – начальник!!!

Вы чувствуете подъем, энтузиазм. Вы искренне хотите, чтобы ваши подчиненные показали прекрасные результаты, поэтому делитесь с ними своим опытом. Но вдруг обнаруживаете, что подчиненные воспринимают вашу заботу, как вмешательство в их работу, они считают, что вы недооцениваете их, вмешиваетесь и мешаете. Они начинают закрываться, уходят от общения.

Руководство ставит вашему подразделению задачу, и вы понимаете, что качественнее и быстрее вас с ней никто не справится. И вам кажется, что лучше самому все сделать, чем целый час объяснять подчиненному, что нужно сделать, а потом еще и переделывать то, что он «наваял».

К вам поступает масса информации извне и масса запросов от подчиненных, ваших руководителей, начальников смежных подразделений, клиентов.… И в какой-то момент вы понимаете, что информации скопилось столько, что вы уже никогда не сможете ее переработать. А конца этому процессу «поступления» не предвидится. Вы работаете с 9 утра до 9 вечера, но это не спасает. Все равно все не успеть. Ситуация начинает выходить из-под контроля.

Более опытные коллеги, друзья, руководители и даже подчиненные начинают давать вам умные советы. Но вы, вместо благодарности, испытываете только раздражение. Накапливается усталость, все начинает валиться из рук. Запас энергии начинает иссякать под непосильным бременем. Усталость переходит в стресс, который сменяется состоянием полного изнеможения.

Знакомая последовательность событий? Существуют 3 способа реагирования на подобные ситуации.

Тактика «страуса»

Он прячет голову в песок. «Все идет, как идет. Все хорошо. Я не один такой. Это случается со всеми, значит, ничего страшного не происходит. Все само собой разрешится, все перемелется».

Он стремится переложить большую часть работы и ответственность на заместителей и толковых подчиненных. А сам уходит с головой в «общественно-полезную» деятельность, предпочитает «рабочие» тусовки реальной работе или переключается на домашние заботы. Такой начальник часто говорит о том, что люди большую часть времени проводят в офисе и массу энергии, времени и внимания направляет на организацию всевозможных праздников и культурных мероприятий, руководствуясь лозунгом «Чтобы люди шли на работу, как на праздник!»

Другой тип «страуса» почти все свое рабочее время уделяет расширению связей и увеличению контактов. Он постоянно в поиске, в офис забегает лишь спросить, как дела. Такой начальник передает свои контакты (часто бесполезные) подчиненным и требует отчета о том, как проведена работа именно с этим клиентом.

Оба типа «страусов» при этом мало интересуются, как все-таки реально обстоят дела в подразделении в целом.

Тактика «дятла»

Он продолжает долбить. Работает теперь с 8 утра до 10 вечера плюс выходные. И считает, что если сегодня он поработает больше, то завтра нагрузка будет меньше. Но завтра все повторяется снова.

Такой начальник любит вмешиваться во все дела. Постоянно дергает людей ненужными вопросами, отчетами, совещаниями. Его работа больше похожа на Броуновское движение, суету и хаос, чем на планомерное движение к выбранной цели. Его девиз: «Качество труда оценивается количеством выжатого пота!!!» Все вокруг должны выкладываться на 200% и «жить на работе».

При этом реальный результат подобной деятельности часто стремится к нулю.

Тактика «совы»

Разумный начальник садится и думает… Думает о том, как с наименьшими усилиями и затратами получить максимальный результат. Как сделать так, чтобы и задачи компании решалась максимально эффективно, и чтобы люди ходили на работу, как на праздник.

Наша история знает очень много «сов».

Например, Генри Форд, который первым начал использовать разделение труда и конвейерную сборку автомобилей. Что позволило в несколько раз снизить цену на автомобиль и, следовательно, сделать его доступным для среднего класса, серийным, а Форду заработать много денег. При этом зарплата рабочих на фабриках Форда была самой высокой в отрасли! Что обеспечивало ему постоянный приток рабочей силы.

Еще одна «сова» придумала делить клиентов (рынки) на сегменты, выбирать целевые и концентрировать ресурсы фирмы именно на них, что позволило получить больший результат при тех же усилиях.

Один руководитель повесил на двери своего кабинета надпись: «Не приносите мне проблемы, приносите мне решения!» Только благодаря этой надписи у него освободилось около четверти рабочего времени.

Эйзенхауэр поделил все дела на важные и срочные, что позволило ему расставлять приоритеты в работе. Он понимал, какие дела он должен делать сам, какие дела можно поручить помощникам и от каких дел можно отказаться вообще.

Возможно, и вы знаете людей, которые умеют собирать вокруг себя дружный коллектив, ставить задачи, мотивировать и организовать работу подчиненных. При этом у них остается масса времени на другие дела, например, поиск новых направлений бизнеса, или на активную общественную жизнь. И несмотря ни на что, остаются бодрыми и веселыми.

Почувствуйте себя мудрой «совой». И станьте не только искусным начальником в офисе, но и начальником собственной жизни.

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по продажам, Санкт-Петербург

Какая-то странная статья, вернее подача информации и способов решения. Начиная с того, что исполнитель стал руководителем в компании, где до этого всё вроде бы работало, успешно, и не требовало вмешательства и ротации.И примеры, как всегда, приведены западного стиля и опыта.Быть руководителем, кмк, это прежде всего призвание. Умение доверять своим подчинённым, быть ими уважаемым за свои профессиональные навыки и умения, а не по должности.

Генеральный директор, Ростов-на-Дону
Зубарев Сергей пишет:Быть руководителем, кмк, это прежде всего призвание. Умение доверять своим подчинённым, быть ими уважаемым за свои профессиональные навыки и умения, а не по должности.
Сергей, Вы Адизеса не читали? Если нет - очень рекомендую. Так вот, у него есть теория 'идеального руководителя', который должен обладать т. н. CAPI - гармоничным сочетанием официального статуса (A), реальных возможностей раздавать кнуты и пряники (P) и неформального авторитета (I). Ну это я так, кратко и своими словами. То, что Вы назвали - это составляющая I, важная, но не достаточная сама по себе. Впрочем, у героя статьи составляющие A и P каким-то волшебным образом автоматически отросли непосредственно в момент подписания приказа о его назначении. Наверно, и так бывает, хотя мне лично такие счастливчики в жизни почему-то не встречались. Ну а в этом удивительном случае да, Вы правы, единственное, что остается сделать для достижения нирваны - добиться искреннего уважения подчиненных.
Руководитель проекта, Москва
Владимир Кириевский пишет:Впрочем, у героя статьи составляющие A и P каким-то волшебным образом автоматически отросли непосредственно в момент подписания приказа о его назначении. Наверно, и так бывает, хотя мне лично такие счастливчики в жизни почему-то не встречались. Ну а в этом удивительном случае да, Вы правы, единственное, что остается сделать для достижения нирваны - добиться искреннего уважения подчиненных.
Хорошо что есть комментарии, я в последнее время только их и читаю, а сами статьи нет. :( И еще Адизеса читаю, Нива, Детемера, Деминга, Герзона ну и т.п. :D ==================================== Вру - статья про экономический кризис от института... проблем, понравилась...... ну и раньше бывали статьи хорошие регулярно....
Директор по развитию, Красноярск
Сергей, Вы Адизеса не читали? Если нет - очень рекомендую. Так вот, у него есть теория 'идеального руководителя', который должен обладать т. н. CAPI - гармоничным сочетанием официального статуса (A), реальных возможностей раздавать кнуты и пряники (P) и неформального авторитета (I). Ну это я так, кратко и своими словами.
Добрый день, Владимир!Насколько я понимаю, Вы не совсем точны. Градация Адизеса - это РАПИ (или PAEI, по англицки).И второе (если я недопонял, поправьте меня), следует уточнить, что Адизес как раз говорит, что нельзя в себе сочетать все качества (производитель результата, администратор, предприниматель и интегратор) в одном человеке нереально. В итоге, нужно научиться понимать людей с другим типажем и сбивать команду менеджеров сочитая людей сразными стилями.С наилучшими пожеланиями,Михаил Герман.
Консультант, Украина

P, A, E, I и capi - разные вещи. Первое - роли менеджмента, второе - условие для правильной выработки и имплементации решения. Capi расшифровывается как coalesced authority, power and influence. Д-р Адизес считает, что чем выше руководитель в иерархии, тем меньше у него capi, и тем большую часть его времени занимает интеграция (с) различных элементов - a, p, i, носителями которых являются разные люди или группы. Таким образом, роль лидера (по Д-ру Адизесу лидер олицетворяем большим палецем ладони, единственным из пальцев, способным работать вместе с любым из остальных четырех) состоит в том, чтобы естественный конфликт сторон превратить в конструктивный и обеспечить компромисс интересов различных сторон в выработке и дальнейшем осуществлении решения.

Консультант, Украина

Насчет 'идеального руководителя'. Д-р Адизес здесь предельно ясен - идеального руководителя нет в природе. Почему, объясняется детально.

Директор по продажам, Санкт-Петербург

Какая-то странная статья, вернее подача информации и способов решения. Начиная с того, что исполнитель стал руководителем в компании, где до этого всё вроде бы работало, успешно, и не требовало вмешательства и ротации.
И примеры, как всегда, приведены западного стиля и опыта.
Быть руководителем, кмк, это прежде всего призвание. Умение доверять своим подчинённым, быть ими уважаемым за свои профессиональные навыки и умения, а не по должности.

Генеральный директор, Ростов-на-Дону
Зубарев Сергей пишет: Быть руководителем, кмк, это прежде всего призвание. Умение доверять своим подчинённым, быть ими уважаемым за свои профессиональные навыки и умения, а не по должности.
Сергей, Вы Адизеса не читали? Если нет - очень рекомендую. Так вот, у него есть теория ''идеального руководителя'', который должен обладать т. н. CAPI - гармоничным сочетанием официального статуса (A), реальных возможностей раздавать кнуты и пряники (P) и неформального авторитета (I). Ну это я так, кратко и своими словами. То, что Вы назвали - это составляющая I, важная, но не достаточная сама по себе. Впрочем, у героя статьи составляющие A и P каким-то волшебным образом автоматически отросли непосредственно в момент подписания приказа о его назначении. Наверно, и так бывает, хотя мне лично такие счастливчики в жизни почему-то не встречались. Ну а в этом удивительном случае да, Вы правы, единственное, что остается сделать для достижения нирваны - добиться искреннего уважения подчиненных.
Руководитель проекта, Москва
Владимир Кириевский пишет: Впрочем, у героя статьи составляющие A и P каким-то волшебным образом автоматически отросли непосредственно в момент подписания приказа о его назначении. Наверно, и так бывает, хотя мне лично такие счастливчики в жизни почему-то не встречались. Ну а в этом удивительном случае да, Вы правы, единственное, что остается сделать для достижения нирваны - добиться искреннего уважения подчиненных.
Хорошо что есть комментарии, я в последнее время только их и читаю, а сами статьи нет. :( И еще Адизеса читаю, Нива, Детемера, Деминга, Герзона ну и т.п. :D ==================================== Вру - статья про экономический кризис от института... проблем, понравилась...... ну и раньше бывали статьи хорошие регулярно....
Директор по развитию, Красноярск
Сергей, Вы Адизеса не читали? Если нет - очень рекомендую. Так вот, у него есть теория ''идеального руководителя'', который должен обладать т. н. CAPI - гармоничным сочетанием официального статуса (A), реальных возможностей раздавать кнуты и пряники (P) и неформального авторитета (I). Ну это я так, кратко и своими словами.
Добрый день, Владимир! Насколько я понимаю, Вы не совсем точны. Градация Адизеса - это РАПИ (или PAEI, по англицки). И второе (если я недопонял, поправьте меня), следует уточнить, что Адизес как раз говорит, что нельзя в себе сочетать все качества (производитель результата, администратор, предприниматель и интегратор) в одном человеке нереально. В итоге, нужно научиться понимать людей с другим типажем и сбивать команду менеджеров сочитая людей сразными стилями. С наилучшими пожеланиями, Михаил Герман.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.