Сегодня руководители сталкиваются с новыми вызовами по организации или перестройке работы; нуждаются в совете, поддержке, рекомендациях по управлению людьми в новых условиях. Именно сегодня у них нет времени на полноценное тренинговое или академическое обучение. Всем нужны ответы на их индивидуальные вопросы сейчас, быстро, без воды и по делу.
Наиболее подходящий формат работы с руководителями сейчас – индивидуальный или командный коучинг. Это один или два спринта от трех до десяти сессий, где обозначается запрос и формируется конкретный план действий.
На каких принципах работает командный коучинг
Лидер команды – это тот человек, который должен провести людей через все противоречия к сплоченности. И при этом лидер команды не небожитель. Он хороший специалист, возможно, хороший менеджер, но он вполне может не знать как действовать, когда сотрудники встали «стенка на стенку». Командный коуч – это специалист, который стоит за спиной лидера команды. Командный коучинг – это процесс, когда лидер команды, вместе с коучем проводят команду от разобщенности к сплоченности.
Каждая сыгранная команда имеет четыре элемента:
- Общая приверженность цели.
- Понимание процесса: «Как мы работаем».
- Разделение ролей: «Кто что делает».
- Договоренность о взаимодействии: как мы решаем противоречия.
В процессе командного коучинга коуч присутствует на внутренних встречах команды. Первая его задача – диагностика. Ему нужно понять, вместе с лидером, где, в каком элементе командной системы происходит сбой. После каждой командной встречи следует встреча лидера и коуча один на один. Здесь происходит «разбор полетов» и планируется следующая встреча. Лидер – не брошен. Его четко ведут и ему помогают.
1. Общая цель: «Мне без тебя никак»
Члены команды признают, что цель, поставленная перед командой, важна им лично, каждому по-своему, но определенно важна. Здесь же приходит понимание, что достичь эту цель в одиночку в текущих условиях невозможно. Возникает глубинное осознание взаимозависимости. И это уже не слоган в буклете, а чувство: «Мне без тебя никак».
2. Процесс работы: «Как мы работаем»
Большинство противоречий в командах, которые выглядят как личные, на самом деле вызваны отсутствием согласованного понимания: «Как мы работаем»; «Какая последовательность действий в работе над задачей». И здесь возникает: «Я знаю как надо», а в ответ: – «Я знаю лучше, у меня больше опыта». Очевидно, что это конфликтная коммуникация. Однако, стоит людям договориться, согласовать и принять технологию, как они примиряются и становятся способными замечать сильные стороны и экспертизу друг друга.
3. Разделение ролей и зон ответственности: «Кто что делает»
Самое больное место команды – это несогласованные роли и зоны ответственности. Хуже нет ситуации, когда кто-то из членов команды, вдруг, берет на себя больше полномочий, начинает указывать равному коллеге, что тому стоит делать и требует отчетности. Такая ситуация повод для усиления одних и ослабления других. Те, чьи позиции ослабевают, начинают конфронтацию: открытую или скрытую. Опыт показывает, что такая ситуация встречается в каждой второй проблемной команде. Особенно уязвимы управленческие команды, где один директор, вдруг, становится важнее других, влезает в дела коллег как «правая рука» руководителя.
На этапе диагностики команды эта ситуация выявляется. В ходе командного коучинга гнев и неудовлетворенность вскрываются. Устанавливаются зоны ответственности каждого из коллег, проговариваются смежные территории, принципы взаимозаменяемости. Как правило, договоренности о ролях, ответственности и полномочиях сильно оздоравливают команду и большинство межличностных конфликтов уходит.
4. Межличностные отношения: «Как мы решаем противоречия»
На треугольнике GRPI можно увидеть, что проблемную команды легче всего распознать по конфликтным отношениям между друг другом. Но правда в том, что работа с командой в командном коучинге ведется ровно с другой стороны, с целей, процессов и ролей. Чаще всего получается так, что как только верхние уровни пирамиды решаются, у людей высвобождается больше энергии, чтобы принять индивидуальные особенности друг друга:
- Пусть он медленный, но зато он не пропустит ошибок.
- Пусть он вспыльчивый, но он пробивает внешние преграды.
Остается только проговорить вслух человеческие потребности: кого что задевает, и как бы он хотел, чтобы с ним общались. На завершающих этапах командного коучинга команда уже способна быть бережной к слабостям друг друга. На этом этапе рождается самое желанное состояние каждой команды – доверие друг к другу, основанное на безопасности проявлять себя таким, каков ты есть.
Актуальные темы, с которыми обращаются руководители в текущей ситуации
- Бизнес попал под санкции. Сотрудники растеряны; планы подвисли. Кто-то суетится в ажитации, кто-то отдаляется и закрывается. В воздухе висит вопрос: «Что с нами будет?». Что говорить команде? Как справиться с тревогой, неопределенностью, и вернуть команде рабочий настрой?
- В связи с изменениями руководитель получает новую команду и новые задачи. Как наладить контакт с командой и настроить совместную работу быстро?
- Произошла смена вышестоящего руководителя. Новый руководитель отличается директивным стилем управления. Некоторые нижестоящие руководители покидают компанию. Как выстроить рабочий контакт с новым руководителем?
- В команде нет единства. Много противоречий, длительные и мало результативные совещания, борьба за влияние. Разобщенность ослабляет команду и мешает быстро реагировать на вызовы текущего момента. Как действовать лидеру команды, чтобы решить противоречия и настроить согласованную работу?
- Международная компания, международные команды – как сохранить общность, в ситуации, когда страны настроены друг против друга; в команде присутствуют разные взгляды на ситуацию. Что должен сделать руководитель, чтобы сохранить отношения в команде и настроить на совместную работу?
- Руководитель сам ощущает растерянность. Возможно, обострились отношения в семье, с близкими, с детьми. Есть трудность концентрироваться и настраиваться на работу. Как можно поддержать себя в тревожных обстоятельствах?
Пройдя путь коучинга вместе с внешним человеком, команда получает опыт успешной совместной деятельности. Дальше, когда коуч уйдет, команда будет способна применять отработанные способы коммуникации, решения противоречий, принятия совместных решений самостоятельно.
Решив внутренние противоречия, команда превращается в боевую группу, способную брать все вызовы времени и решать успешно те задачи, для которых она и была создана изначально.
Читайте также:
Печально читать предложения психолога для решения проблем управления...
Попробую пояснить на примере - при лечении болезни принято использовать лекарства, которые излечивают болезнь (как "основной иструмент") и витамины (как вспомогательный инструмент").
При "заболевании компании" основным инструментом яляются технологии менеджмента, а вспомогательным может служить все то, что написано в статье.
А автор статьи лекарство предлагает заменить витаминами....
Какой интересный эвфинизм старым заградительным отрядам....
Боюсь спросить - а чем тогда командный коуч отличается от наставника? или просто от коуча?
Это скорее разговор о распределении результатов достижения цели между членами команды... А тут уже начинается весьма интересные вещи...
Скорее - для чего работаем и какие ценности у нас декларированные, а какие реальные...
Мне одной так неуютно от названия про "боевую группу"?
Вообще, если серьёзно, выбор некоторых слов из уст коуча звучит, мягко говоря, странно.
Реально первая ассоциация про загрядотряды...
Да, "взамозависимость" ещё куда ни шло, хотя можно было бы сказать сотрудничество, партнёрство, например. Но именно слоган "Мне без тебя никак" сметает все сомнения — это уже прямая отсылка к созависимости и позиции жертвы.
Кроме того, я совершенно не согласна с вот этой трактовкой последовательности работы профессионального коуча с командой:
Почему в основании пирамиды лежат межличностные отношения? А ещё внятнее эту основу определяет Патрик Ленсиони в "Пять пороков команды" — посмотрите. Там в основе эффективности команды однозначно лежит отсутсвие доверия. И именно с этим фатором нужно начинать работать. Потому что это недоверие ведёт к страху идти на конфликт, к отказу от приверженности делу, к безответственности и, наконец, к безраличию к результатам.
А если начать с какой-то цели боевой операции, понятной ограниченному кругу лиц и приглашённому коучу, потом раздать роли, прописать план "наступления" и внушить "Мне без тебя никак", то с чего вы взяли, что люди придут к
?
Какая вообще может быть безопасность, если вы предлагаете людям в команде примерить на себя роль боевой группы?
Это потому что слово "коуч" используется всеми в разных смыслах.
Если понимать под коучингом тот коучинг, который по стандартам International Coach Federation (ICF), International Coaching Community (ICC) или International Association of Coaching (IAC), - то это одно.
Если понимать под коучингом тренинг, то это другое.
Если понимать под коучингом консалтинг, то это уже третье.
Автор статьи, если я правильно понимаю, - тренер, консультант, психотерапевт и медиатор. Отсюда и рождается в одной статье сочетание терминологии тренинга ("боевая группа") и психологии ("глубинное осознание взаимозависимости").
Спасибо, Елена!
Конечно, коучинг — это не тренинг, не консалтинг и не психотерапия. Коуч вообще не знает, как "правильно", но понимает закономерности изменений и умеет задавать вопросы, которые помогают найти конкретным людям и небольшим группам верные ответы в текущем моменте их реальности.