«Воевать не числом, а умением»
В связи со стремительными изменениями в 2017–2019 годах тенденций рынка продуктов питания, связанных с глобализацией двух крупных продуктовых сетей, занимающих вместе в объеме продаж более 50%, возник вопрос в целесообразности содержания большой структуры отдела продаж в компании, являющейся поставщиком для обоих сетей.
Соответственно, сохранить текущий уровень продаж можно и удешевив данную структуру. А именно:
- Часть подразделений, работающих через дистрибутора вывести из штата компании и «трудоустроить» их на этих же дистрибуторах, дав последним для компенсации небольшую скидку в цене, которую — в свою очередь, «незаметно» забрать при очередном повышении цен на продукцию. Это позволит со временем: снизить зарплату переведенных сотрудников, не оформлять им страховку «жизни и здоровья», добровольное медицинское страхование, не предоставлять им служебный автомобиль со всеми расходами на него и т. п. По сути сформировать структуру заемного труда.
- Другую более значительную часть — вовсе сократить, а обязанности сокращенных менеджеров перераспределить на оставшихся и переведенных на дистрибуторов.
И хоть заемный труд запрещен по статье 56.1. Трудового кодекса РФ, но кто об этом узнает?
Таким образом, запланировали «списать в обоз» — перевести на дистрибуторов и «уволить в запас» — сократить:
- В подразделении «Направление по работе с мелкой розницей» всех менеджеров по продажам на территориях, которые отвечают за город/область или район городов миллионников, менеджеров по продажам в округе, которые отвечают за несколько городов/областей или город миллионник.
- В подразделении «Направление по работе с локальными сетями» 80% от всех менеджеров по работе с ключевыми клиентами, которые отвечают за несколько торговых сетей в данном регионе.
По факту это получилось около 700 человек!
«Скорость нужна, а поспешность вредна»
Всех сокращаемых и запланированных к переводу на дистрибуторов — по сути необходимо уволить по соглашению сторон. Но, как всех, подлежащих увольнению, одновременно собрать и уволить по соглашению сторон, в условиях территориальной дислокации этих менеджеров или различий в часовых поясах — от Калининграда до Камчатки?
«За одного ученого трех неученых дают»
Опыт предыдущих кампаний по оптимизации персонала в период 2015–2017 годов показал: убедить народ увольняться за 5-6 окладов — сложно! Все стали умными, грамотными, умеют считать и понимают, что 3 месяца отработки и 3 средние зарплаты по сокращению больше, чем 6 окладов по соглашению. При этом были случаи восстановления работников, ранее уволенных по сокращению.
«Быстрота и внезапность заменяют число»
Поэтому важен эффект неожиданности! Сотрудники приедут на специально организованные митинги для подведения итогов 2019 года с прекрасным настроением. Как обычно: приедут за день до митинга, вечером «примут на грудь» за встречу с боевыми товарищами региона, расслабятся! А на утро — вот вам, пожалуйста, соглашение на увольнение! Все должно быть быстро, чтобы никто не успел опомниться!
Всех собираем по региональным городам — Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Ростов-на-Дону — в конференц-залах гостиниц. Обязательно всех, в том числе и тех, которых не собираемся увольнять. Иначе увольняемые что-то заподозрят и под каким-нибудь предлогом пропустят это мероприятие! Поэтому в обязательном порядке не согласовываем на данные даты отпуска и командировки всем участвующим сотрудникам, а также любыми другими способами обеспечиваем их максимальную явку на эти митинги.
«Оттеснен враг — неудача. Отрезан, окружен, разделен — удача»
По времени: начало митингов обязательно должно быть в период 9:00 — 11:00, строго по Московскому времени: таким образом — во Владивостоке это уже будет 16:00 — 18:00 часов. Иначе, сотрудники с Дальнего Востока предупредят сотрудников европейской части страны и эффект неожиданности будут утрачен!
Всех делим на три группы:
- «Остающиеся на работе» в компании. Это примерно 15% от всего персонала — в основном руководство регионами, их ассистенты и другие региональные менеджеры.
- «Сокращаемые с трудоустройством на дистрибуторах». Это примерно 35% от всего персонала — менеджеры по продажам на территориях, менеджеры по продажам в округе, менеджеры по работе с ключевыми клиентами. Для этой категории — увольнение по соглашению сторон с выплатой 2 окладов и подписание трудового договора с дистрибуторами. Кто не согласен на работу у дистрибутора — переход в группу №3.
- «Сокращаемые — без работы». Это примерно 50% от всего персонала. Увольнение по сокращение в соответствие с Трудовым кодексом РФ, или увольнение по соглашению сторон с выплатой 6 окладов.
Под каждую группу заранее бронируем в гостиницах аудитории, чтобы исключить взаимное общение и обмен информацией.
Предварительно, дабы избежать путаницы и паники — за 1 час до начала митингов провести регистрацию прибывших, и у же на этой стадии провести разделение с выдачей соответствующих браслетов. Чтобы руководителям и охране было проще ориентироваться — на принадлежность «окольцованного» работника к той или иной группе!
«Кто напуган — наполовину побит»
Ровно в 9:00 по Московскому времени, каждую из трех групп заводим в отдельную аудиторию, закрываем двери, желательно на замок! У каждой двери дополнительно выставить по 1-2 менеджеров регионального уровня, а также дополнительно — заранее нанятых сотрудников охраны, желательно привлечь сотрудников частных охранных организаций. Кроме того, в каждой аудитории так же должны присутствовать заранее нанятые: юрист и психолог. Около каждого гостиничного комплекса разместить автомобиль скорой медицинской помощи, на случай проблем со здоровьем у собравшихся. А эти проблемы точно будут, в том числе и возможно надуманные, чтобы работникам под этим предлогом выйти из этих аудиторий для консультаций со своими юристами, профсоюзом, семьей и т. п.
После официального объявления о сокращении, особенно в тех аудиториях, где сотрудники категории «Сокращаемые — без работы» — старшим в каждой аудитории следует организовать работа так, чтобы никто не был выпущен из аудитории, пока не подпишет один из документов: соглашение о расторжении трудового договора или уведомление о сокращении. Не выпускать даже в туалет. Звонить по телефону, фотографировать и снимать видео — категорически запретить, так как в дальнейшем возможно использование данной информации в суде и/или в других правоохранительных органах. На просьбы выйти и проконсультироваться — говорить, что для этого есть юристы компании и юристы, специально нанятые для этого мероприятия. Эти юристы подготовлены: консультировать сотрудников в нужном нам направлении.
Если данное мероприятие затянется надолго, то на обед все равно не выпускать: еду принесут прямо в аудиторию. При сервировке обедов в аудиториях — во избежание травм, вилок и ножей быть не должно: пусть едят только ложками…
Если кто-нибудь из работников категории «Сокращаемые с трудоустройством на дистрибуторах» не пожелают продолжить работу на дистрибуторах — перевести в сопровождении охраны в аудиторию «Сокращаемые — без работы».
«Легко в учении — тяжело в походе, тяжело в учении — легко в походе»
Для реализации столь масштабного плана и отработки навыков всех участвующих лиц — необходимо провести соответствующие тренировки, в которых отработать слаженность работников всех подразделений: руководители отделов, труженики от отделов по работе с персоналом, юристы, кадровики, отвечающие за оформление документов, охрана, врачи, администраторы регионов, разработчики презентаций для запудривания мозгов работникам, чтобы убедить их — как плохо быть сокращенным и хорошо уволенным по соглашению сторон!
Дозированно к данным мероприятия следует привлечь менеджеров дистрибуторов, т. к. часть персонала перейдет к ним. Но, самое главное — режим конфиденциальности: чтобы раньше времени никто не узнал о предстоящем сокращении или не заподозрил что-то неладное, и таким образом смог заранее уклониться от столь важного и полезного мероприятия.
«Дипломатичный слог — обманчивая двуличность»
Во всех городах, в которых часовые пояса опережают московское время на 1 час и более, необходимо тянуть время до момента наступления 9:00 по московскому времени: проводить презентации о больших достижениях за 2019 год, как можно больше сотрудников хвалить, поздравлять и награждать. Главное: не объявлять о сокращении раньше времени! Если награжденные за 2019 год запланированы на сокращение/увольнение — нестрашно: ничего объяснять сотрудникам не надо, берегите силы для оформления документов на их увольнение. Больше всего тянуть время будут вынуждены на Дальнем Востоке (с 9:00 до 16:00 по местному времени). Поэтому готовьтесь как можно лучше и тщательней, делайте побольше перерывы на кофе-брейки и обед, тренируйте красноречие!
«Недорубленный лес опять вырастает»
Когда будет все завершено на так называемых «митингах» по региональным городам, необходимо будет таким же образом подписать уведомление о сокращении или соглашение о расторжении трудового договора с сотрудниками, которые по каким-то причинам не были на данных митингах и не уведомлены должным образом о сокращении.
К такой категории относятся сотрудники: пропустившие митинг по болезни — открыли лист нетрудоспособности; находящиеся в отпуске, в который работодатель обязан был отпустить; находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и т. д. Для этих целей необходимо сформировать группы из сотрудников «Остающиеся на работе» в количестве 3 человека и направить их на соответствующие территории, где проживают неуведомленные сотрудники.
Цель — лично вручить документы об уведомлении о сокращении под подпись и/или зачитать их вслух при свидетелях, или по возможности договориться на соглашение о расторжении трудового договора за 6 окладов. Наиболее приемлемые места «отлова» таких сотрудников: офис дистрибутора, у подъезда дома и/или у квартиры сотрудника или его близких родственников, в полях или в офисе клиентов. В региональных городах — вызвать под надуманным предлогом в региональный офис. Список неисчерпывающий: возможны и другие места, и другие мероприятия для уведомлений — на усмотрение старшего «тройки». Все необходимые адреса старшим будут предоставлены.
«Голод — лучшее лекарство»
Если к моменту запланированного увольнения сотрудники продолжают находиться на «больничном листе», необходимо выявлять лечебные учреждения, в которых они лечатся и «бомбить» их письмами, что данный работник — симулянт и прячется от увольнения. Пока не предоставят листы нетрудоспособности все выплаты прекратить: «захотят есть — выйдут на работу», и мы их в первый рабочий день уволим!
«Нет никого страшнее отчаянных»
Безусловно — все, с кем не удастся договориться о расторжении трудового договора по соглашению сторон с определенными выплатами и, соответственно, придется их уволить по сокращению — будут оспаривать такое увольнение в судах и трудовой инспекции.
Поэтому необходимо заранее зарезервировать бюджет для покрытия следующих расходов:
- Наем крупного юридического агентства (желательно, подразделения международного юридического агентства) — для представительства в судах по всей территории РФ.
- Затрат, связанных судебными процессами: авиа- и ж/д-билеты, гостиницы, автотранспорт, производство экспертиз, большое количество почтовых и экспресс-отправлений и т. п.
- Затрат на «убеждение» соответствующих должностных лиц в законности всех наших действий по увольнению работников и создание негативного имиджа последних (типа: компания столько хорошего для них сделала, а они недостойные и неблагодарные — в суд подают…): чтобы решения судов в 99% случаев были в пользу компании, а ответы правоохранительных органов — о законности всех ее действий по увольнению сотрудников.
«Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат»
Проект не достиг целей: компания недооценила находчивость, смелость и решительность сокращаемых сотрудников… С момента его начала прошел 1 года, а еще 11 человек уволить не удается: одни сотрудники являются руководителями первичной профсоюзной организации отдела продаж (без согласия вышестоящего профсоюза их уволить можно только через суд), другие — находятся «на больничном», и третьи — протянув необходимое время, ушли в отпуск по уходу ребенком до трех лет и вышли на работу в режиме неполного рабочего времени, 75% или 80% оклада, тем самым получили «иммунитет» от увольнения по сокращению.
Проблема в том, что эти неуволенные сотрудники находятся в разных регионах страны, и поэтому пока они не уволены — невозможно произвести какие-либо кадровые изменения: принять на работу, перевести и/или назначить на вакантную должность. По законы на все новые и/или вакантные должности в первую очередь претендуют неуволенные сотрудники!
«Благомудрое великодушие часто полезнее, нежели стремглавый военный меч»
Применение подобных «военных технологий» в работе с персоналом, да еще и под названием «Проект Суворов» — может помочь только один раз: при ликвидации такой компании, завершении бизнеса и ухода с рынка.
Тот шок, который пережили сотрудники, даже те, которые продолжают работать в компании, те нравственные страдания, которые сотрудники испытывают до сих пор — навсегда останутся в их памяти и душах! И останутся эти переживания — в виде образа «истинного» лица этой якобы социально ориентированной компании, несмотря на проповедуемые ею принцип: заботиться о сотрудниках, которых такая компания считает — своим главным ценным активом.
Наладить эффективную работу в такой компании будет очень сложно: весь свой талант, способности и энергию сотрудники будут направлять не на достижения результатов в своей работе, а на «действия», которые помогут им удержаться на работе в случае наступления вышеуказанных последствий. Проявлять при этом работники будут самые гнусные и низменные черты своего характера. Таким образом компания — резко превратиться в токсичную!
Кроме того, при реализации таких «проектов» велик риск судебных разбирательств, привлечения внимания СМИ и правоохранительных органов, в связи возможными последствиями, имеющими признаки уголовных и административных правонарушений.
Поэтому уверен, проекты подобного рода, да ещё под названиями великих полководцев — крайне вредны для здоровых коллективов любых компаний, как крупных, так и не очень!
Или проводите такие проекты под именем других известных военачальников, например, фельдмаршала Оскара Бенавидеса, который говорил: «Друзьям — милосердие, врагам — закон!».
Читайте также:
Зачем столько пафоса? Пришли тяжелые времена и компания решила просто уменьшить количества персонала , а оставшихся заставить работать за себя и за того парня... Ну ок, обычная ситуация...Гордиться тут нечем, но и стыдиться не стоит, раз речь идет о выживании бизнеса... Но зачем столько пафоса, повторю вопрос свой... Суворова зачем-то приплели...
Да Александр Васильевич, мне кажется, в гробу перевернулся...По крайней мере, он не воевал со своей же армией, ища способы сократить ее численность.... Ладно бы Вы писали, как вы отлавливали менеджеров конкурентов и били их там, ну я не знаю..., к примеру....Но "вырезать" своих же и называть это "проект Суворов"... Ну такое...
если что, я до конца не дочитал...Может Вы наоборот против сокращений написали что-то, а я тут с комментарием....Если что, извиняйте. Чукча не читатель, чукча комментатор...
А, к чему сии экзерсисы-то с Суворовым? Или он в ствтье в качестве свадебного генерала?
Это с одной стороны.
С другой стороны, речь идёт не о "Брянском заводе твёрдого пряника", а о крупной иностранной компании со штаб-квартирой в Швейцарии. Ну, была бы хотя бы иностранная компания с русскими корнями. Так нет же. Настоящие иностранцы. Иностранней некуда. И такие незамысловатые решения, так сказать, по методу наименьшего сопротивления. Как говорилось в известном фильме, а ведь мы с них пример берём. Здесь достаточно было подкорректировать стратегию и/или бизнес-модель. Глядишь, дорогие корочки по MBA оправдали бы себя. А воспринимать работников как центры затрат, которые нужно упразднять...Это слишком тривиальный подход. Во всяком случае, мелковато для компании такого уровня.
Александр Васильевич любил и ценил солдат. Заботился о том, чтоб жизни их за зря не класть. Обучал их ратному труду. Ел с ними в походах из одного котелка. А, тут?
Людей оптимизировали. Интересно что стало с продажами? Не сломались ли важные в среднесрочной перспективе бп типа ведения баз данных о контрагентах и пр? Как поменялась выработка на менеджера?
И честно непонятно: статья это стеб или пафос?
Вообщем понятно что сделали, непонятно каков итог от сделаного. Что нам читателям делать учиться или злорадствовать.
Есть такая категория менеджеров, назовем их условно "ослами" (возможно, они хотели бы, чтобы их называли "ястребами", но тут, на мой взгляд, больше подходит аналогия из " Незнайка в Солнечном городе", помните? Калигула, Брыкун и Пегасик), которые любят хватать бонусы на оптимизации затрат на персонал...
Если эта оптимизация производится за счет улучшения бизнес-процессов и технологии производства - это одно, тогда работник не находится в изматывающем для него режиме, лоялен компании и, вообще, радуется жизни...
А если за счет увеличения нагрузки, да так, что приходится тратить выходные, без каких-либо компенсаций, чтобы успевать делать свою работу - это уже другой разговор. По понятиям выходит так, что такой менеджер-оптимизатор просто украл эти деньги у сотрудников.
К сожалению, могу привести несколько подобных примеров, на этот раз, от соотечественников.
Так какая в итоге стала оргструктура ОП, схему пожалуйста
Интересный текст, многое говорит, обработан в литературной форме. Видно что у автора была мотивация написать это. Задет автор событиями и это сподвилго к такому художественному изложению. Польза в том, что мы лучше понимаем, как устроен мир и как это может быть жестко. Пятнадцать лет на одного работодателя и потом бах.
Чтобы интересно читать было. Так что автор прав. Унылое изложение того материала, о котором идет речь было бы отстоем.
Данный проект был назван в честь Суворова самим работодателем. Работники до сих пор не могут понять: почему? Поэтому весь "пафос" - это попытка, в т.ч. разобраться, что хотел работодатель от Суворова? Исследовав знаменитые высказывания Александра Васильевича и наложив их на происходящее, мы попытались сами дойти до истины ... И она получилась очень не лицеприятной!
Полностью согласен!