Пришел в подразделение новый сотрудник. Опыт у него подходящий, матчасть знает на пять с плюсом. Радуется руководитель ценному приобретению! Но скоро становится ясно, что есть и небольшое дополнение: держится особняком, опаздывает регулярно, часто конфликтует, иногда уходит в запой и не является на работу по понедельникам. Золотая голова, жалко терять такого, и руководитель принимает решение сотрудника перевоспитать.
Желание руководителя базируется на самых лучших побуждениях – вере в людей, и часто сопровождается комментариями, что сотруднику раньше просто не везло, и он никогда не попадал в добрые руки хорошего наставника. Теперь-то все изменится, и по-настоящему компетентный руководитель выведет его на путь истинный!
Каким будет результат? Поддаются ли взрослые люди перевоспитанию? Ответ легко отыскать в «успехах» пенитенциарной системы: по данным статистики, в ней от 40 до 50% рецидивов. Человечество веками бьется над перевоспитанием членов общества, которые совершают «неправильные» с точки зрения закона поступки. Перепробовали разные подходы, от очень жестких до комфортной обстановки развития личности, написали тысячи научных работ, но до сих пор не найдено идеальное средство. При этом в исправительной системе времени на коррекцию – годы, у руководителя для этого – три месяца испытательного срока.
Нам тоже предстоит исправить поведение человека, но уже без законных для этого оснований, ограничения свободы и только в рамках трудового кодекса. Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, и чтобы уверенно взяться за дело, хочется верить в положительный результат вложения сил и времени руководителя. Для этого обратимся к основам психологии и заглянем в прошлое нашего сотрудника.
Начало пути – кричит наш новорожденный сотрудник. Человек появляется на свет уже не «чистым листом», он родился с определенным типом нервной системы и генетическими задатками. Психические процессы у людей протекают по-разному, зависят от физиологических особенностей и определяют дальнейшие основы поведения. Есть много подходов к определению врожденных типов темперамента. Наиболее известные нам: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Их не изменить, холерика во флегматика не превратить никакими методами перевоспитания.
Новорожденный меланхолик в будущем будет впечатлительным сотрудником, переживающим за дело, но замкнутым и застенчивым. Флегматик будет выдержанным, и принимать взвешенные решения будет очень медленно. Сангвиник – отзывчивым, готовым к разной работе, но поверхностным. Холерик – активным и полным рвения, но раздражительным или даже агрессивным. Все это проявится потом, а пока малыш-сотрудник растет и начинает общаться с окружающими. Он зависим от взрослых, от их одобрения и порицания, ему нужно выжить, и поэтому он подстраивает свое поведение под требования воспитателей, учителей, родителей и окружающей его детворы. Теперь он учится достигать, получает право или запрет на проявление собственного мнения и проактивности, учится бороться или сдаваться, врать во спасение и не только. То есть он учится жить, у него начинает формироваться характер.
Сенситивный период, наиболее благоприятный для формирования характера, психологи определяют с трех до десяти лет. Мозг ребенка более чем в три раза активней, чем мозг взрослого человека. В этот период все, что происходит вокруг, наш сотрудник схватывает налету и формирует для себя устойчивые паттерны поведения в различных ситуациях. Первая драка, первое осознанное «нет», первое ободрение и первое наказание становятся основой характера нашего сотрудника.
Стоит обратить внимание на интересный факт: дети, воспитанные в волчьей стае, не могут впоследствии в полной мере стать людьми. Если они выросли в обществе животных без человеческого общения в первые 3,5-6 лет жизни, у них не получается даже научиться полноценно говорить, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми. Ни воспитание, ни забота, ни внимание потом не помогают им достичь уровня сверстников и в полной мере социализироваться. Упущенного времени не вернуть, и многое зависит от среды, в которой вырос наш сотрудник в этот период. Этого руководителю уже никак не изменить.
О формировании характера в студенческие годы многие из нас вспоминают с улыбкой – приключения и испытания встречались на пути и нашего юного сотрудника. Судя по тому, что теперь он принят к вам на работу, все кризисные периоды развития личности пройдены. Он понял, что такое «нельзя», научился самостоятельности, научился быть членом общества и сформировал собственную систему убеждений, ценностей и форм поведения в различных ситуациях.
Если это первый опыт рабочей деятельности сотрудника, то вам повезло – самое время сформировать у человека «правила игры» на работе. Не имея такого опыта, он будет принимать эти правила легче и запомнит их на всю жизнь, сработает эффект новизны. Если вы у него не первый руководитель, то перед вами не просто личность, а личность с устоявшимся представлением о правилах и нормах поведения в рабочем процессе. И эта личность опаздывает, потому что считает, что опаздывать можно; конфликтует, потому что привыкла так взаимодействовать с окружающими; держится особняком, потому что интроверт-одиночка по сути своей; позволяет себе не приходить на работу в понедельник, потому что кто-то попустительствовал ему в таком поведении.
Распространенные ошибочные действия руководителя по воспитанию такого сотрудника из реальной практики:
- Узнать причину опозданий, услышать про неудобное расписание электричек, с боем пересогласовать ему индивидуальный удобный график со сдвигом на полчаса. И потом с удивлением понять, что он по-прежнему опаздывает на 15 минут.
- После каждого конфликта терпеливо по часу беседовать с сотрудником, разбираться в причинах и виновниках. Наставлять его быть терпимее. И через некоторое время понять, что он по-прежнему реагирует на все очень эмоционально.
- Чтобы сделать его членом команды устраивать корпоративы в отделе каждую пятницу. И увидеть, что он одиноко сидит в углу с куском пиццы, копается в телефоне и терпеливо ждет разрешения пойти домой.
- Несколько понедельников оформить ему «за свой счет», договориться с врачом о кодировании. И обнаружить, что у него оказались значимые противопоказания к проведению такой процедуры, и он вообще не видит в этом проблемы и сам справится.
Воспитательный процесс через некоторое время заходит в тупик, руководитель превратился в родителя, потратил время и силы, сотрудник по-прежнему компетентен, опаздывает, конфликтует, держится одиночкой и пропускает понедельники. Только теперь у него еще и индивидуальный график в дополнение к особой роли в коллективе. Благодаря повышенному вниманию он может демонстрировать детскую роль, в которую его своей заботой отправил руководитель.
К нам на работу приходят взрослые люди, и мы можем воспитать их только как профессионалов, обучая навыкам работы. Чтобы быть успешным в профессиональном развитии подчиненных, руководителю нужно принять личность, понять личность и управлять личностью. Если вы вместе будете работать годы, то подстроитесь и окажете влияние на дальнейшее формирование ваших характеров. Сейчас, когда новый сотрудник только пришел, его личность для руководителя – точка отчета дальнейшего формирования профессионала в вашем коллективе.
Как же быть с опозданиями, конфликтами и прочими неприятными проявлениями наших личностей в рабочем процессе? Здесь помогут правила, которые должны соблюдать взрослые люди в рабочем взаимодействии – корпоративная культура компании и нормы поведения в вашем подразделении. Сотрудник должен понимать: или он как взрослый человек найдет способ подстроиться под них, или ему придется искать другую работу. Иначе из руководителя вы превратитесь в няньку для своих подчиненных.
Цель руководителя не в воспитательном процессе. Цель руководителя – создать коллектив из взрослых сотрудников и управлять им, выполняя производственные задачи. Проверено практикой.
Опаздывает, конфликтует и тп - это все из области процессов. А почему бы не поставить сотруднику задачи на результат. Опаздывает он или нет, конфликтует или нет, это будет его дело, если, например, для решения задачи, ему нужны будут ресурсы от коллег, то, конфликтуя, он не сможет получить помощь.
Сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик - темперамент не является догмой, более того, каждому человеку присущи все 4 типа, но один из них является ведущим. На это влияет целая куча факторов. А психика человека трасформируема, но вероятность происхождение данного процесса возможна только при желание самого человека.
Что касаемого самого кейса. Варианты следующие:
1. Ввести договоренности на соблюдение определенных норм и обозначить последствия. При регулярном не соблюдении - расстаться с сотрудником.
2. Принять сотрудника таким какой он есть и отойти от соблюдения формальных норм в угоду результату, если таковой имеет место быть.
Добавьте, если что-то упустил.