Как правильно ставить цели?

Деятельность определяет сознание.
А.Н. Леонтьев

Читая книги или посещая тренинги, которые нас учат правильно формировать цели и их реализовать, мы узнаем, что цель должна быть конкретной, а не размытой. Это облегчает постановку необходимых задач для ее достижения.

К примеру, нельзя говорить «много», когда мы заявляем желаемую зарплату. Это не цель. Необходима конкретная сумма – «Хочу получать 50 тыс. руб. в месяц». После чего необходимо расписать весь процесс достижения цели, то есть поставить конкретные задачи.

Если вы менеджер по продажам, то для получения зарплаты в таком размере вам необходимо:

  • освоить и совершенствоваться в методиках продаж,
  • исходя из воронки эффективности звонков, совершить N-е количество «холодных» звонков,
  • соответственно назначить N-е количество встреч,
  • совершить N-е количество продаж и т.д.

Выполнение данных действий приведет вас к победе и, возможно, даже к большему. Однако зачастую эффект не всегда положительный. Почему-то вдруг оказывается, что получить дополнительные знания по методикам продаж невозможно, а сделать 150 «холодных» звонков по каким-либо причинам сложно.

Что же получается? Все, что вы делали, неверно и не способствует достижению поставленной цели? Конечно же, нет. Пропущен главный момент – природа возникновения цели. На этом основании был неправильно понят и момент построения задач. Многим может показаться, что вопрос природы возникновения целей чисто психологический и не имеет никакого отношения к конкретным разработанным методикам. Однако это не так: данное непонимание может привести к неэффективному применению этих методик.

В большинстве случаев, говоря о целях, мы предполагаем, что определенный человек, сам ставит перед собой (или коллективом, или бизнесом) цели. Таким образом, складывается впечатление, что цели возникают в голове у конкретного человека в соответствии с его желаниями и занимаемой должностью. На самом деле, цели появляются не по вашему собственному желанию, не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно, они даны в объективных обстоятельствах. Иными словами, цели выдвигает не человек, какую должность он бы не занимал, а сама деятельность, которой он занимается. Если вы бизнесмен, определенные цели перед вами ставите не вы сами, а то дело, которое ведете. И, стало быть, вам необходимо в соответствии с данными целями планировать свои действия, а не цели как таковые.

Природа же действий подразумевает два аспекта – интенциональный и операционный. Первый отвечает за то, что должно быть достигнуто. Второй – каким способом это может быть достигнуто.

Беря во внимание интенциональный аспект действия, вы ставите перед собой цель по достижению чего-то, что от вас требует, например, ваш бизнес. И переходите к операционному аспекту действия – планированию определенных задач для реализации целей.

Получается следующее: изначально даны общие цели той деятельности, которой вы занимаетесь. На их основании вы выдвигаете собственные цели, которые назовем подцелями. Они находятся в подчинении общих целей и выступают основанием действий для их достижения. Далее вы осуществляете необходимые действия – решаете задачи. При этом необходимо учитывать, что ресурсы, необходимые для этого, так же как и общие цели, даны в объективных обстоятельствах.

Оценивая общую цель и имеющиеся ресурсы, вы переходите к постановке своих личных целей и построению задач. И это очень важный момент: человек может достичь своих целей, реализовав тем самым цель общую, лишь в том случае, если он ставил свои цели, исходя из имеющихся у него ресурсов.

На деле это выглядит следующим образом: мы ставим цель и впоследствии подгоняем под нее ресурсы. Это, в свою очередь, приводит нас к тому, что мы просто-напросто не достигаем поставленных нами целей по банальной причине – из-за нехватки или отсутствии необходимых ресурсов. Как результат – поиск виновных и списывание неудач на невозможность осуществления действия.

Постановка личной цели требует ориентации на общую цель и имеющиеся ресурсы для ее реализации. Учитывая данные факторы, вы можете избежать такой ошибки, как подбор недостающих ресурсов. Допустим, вы – все тот же менеджер по продажам и по-прежнему мечтаете о зарплате в 50 тыс. руб. в месяц – прежде чем расписать задачи, необходимые для реализации данной цели, подумаете и оцените, какими реальными ресурсами, способными вам помочь, вы обладаете. Имеется ли у вас, например, специальное оборудование, позволяющее осуществлять 150 «холодных» звонков в день? Имеется ли у вас соответствующего объема клиентская база? Если нет, какими другими средствами можно заменить данные методы, возможно, с помощью других действий? И т.д.

Возможно, это не совсем удачный пример, поскольку у того же самого менеджера по продажам есть общая цель – выполнение плана по продажам (и только после этого получение процентов, из которых формируется зарплата). Суть, однако, та же – правильная постановка целей, исходя из имеющихся в наличии ресурсов.

Несоблюдение данного правила может привести к тому факту, что и запланированной суммы зарплаты мы не получим и поставленного плана не выполним, вследствие чего цепочкой потянутся друг за другом определенные проблемы.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
HR-директор, Москва

Целеполагание полезно не только в работе, но и в быту. Его ещё называют «житейской мудростью» и заключаться оно как раз в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем.

Бухгалтер, Москва

Пропущен главный момент – природа возникновения цели. Может быть, эта природа в нас самих, а не в той деятельности, какой мы занимаемся, а еще глубже?

Коммерческий директор, Москва

Автор - реально ГЕНИЙ.
Исхитриться размазать на целую страницу текста прописную истину ''как потопал, так и полопал'' - это дейтвительно великое искусство.
Побольше бы и дальше таких ''великих статей'' на сайте!

Председатель совета директоров, Москва
Светлана Тугова пишет: Пропущен главный момент – природа возникновения цели...
Цели [COLOR=red=red]не возникают[/COLOR] их ставят, вот что пишет Д.Хасси в своей книге ''СТРАТЕГИЯ и ПЛАНИРОВАНИЕ'': ''Вначале я хотел бы связать видение и цели в одном понятии ''стратегические результаты'', хотя в дальнейшем они будут разделены. Стратегический результат позволяет нацелить стратегию на нечто конкретное, однако эта стратегическая цель скорее напоминает сеть направлений на карте, чем цель в тире. Для организации кратчайшим расстоянием не всегда является прямая линия, и порой ей приходится идти в обход различных препятствий. Но, обойдя любое препятствие, можно вернуться к прежнему направлению. Без определенного заранее стратегического результата очень трудно измерять степень продвижения вперед: совершив обход, организация может направиться не в ту сторону. Если стратегический результат правильно понимать и использовать, его можно сравнить с маяком, который указывает путь в безопасный порт рыбацким судам темной ночью; будучи использован неверно, он подобен сладко поющим сиренам, которые завлекают суда к погибельным скалам... ...цели соотносятся с жизнью плана весьма специфически. Так, например, если план рассчитан на пять лет, то именно на этот период должны быть определены и цели. Цели являются выражением прибыльности, хотя и существуют различные способы, которыми их можно определить. Я использую здесь множественное число, потому что для каждого года цели могут быть различны, так же как и для каждой бизнес-единицы организации. Прибыль должна являться главным мотивационным фактором для всех компаний, кроме тех, что были созданы как благотворительные или подобных им...'' А здесь речь идет именно о бизнесе :D
Председатель совета директоров, Москва
Владимир Волков пишет: ...Исхитриться размазать на целую страницу текста прописную истину...
я бы сказал наоборот, автор близко не приблизился к тому ''Как правильно ставить цели...'' :| :|
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.