Когда я составляю для себя список дел на следующий день, почти всегда отмечаю, что некоторые из них выполнять неинтересно, да и вообще не хочется.
Сначала подумалось – элементарная лень! При ближайшем рассмотрении оказалось, что не совсем.
Делать не хочется именно то, что кажется особенно сложным, что ассоциируется с негативным опытом и ожиданием дополнительных трудностей. Ввязываться в сомнительные дела с потенциально неблагоприятным исходом не хочется, таким образом, в качестве защитного механизма включается «лень», а уж через нее, рогатую, переступить не так и просто!
То, что кажется и является сложным, как правило, охватывает сферы нашей деятельности, в которых мы, мягко говоря, плаваем, в то время как сами по себе дела и делишки не являются проблемными для конкурентов или коллег.
Вот не любила я заниматься активными продажами, хотя у меня неплохо получается. А все мои бывшие и настоящие работодатели изо всех сил старались задействовать именно этот мой навык в работе. Сначала я огорчалась, было ощущение, что меня тянут на расстрел каждый раз, когда руководитель, предвкушая прибыль, ставил задачу - привести клиента.
В поисках причины этакого парадокса задала вопрос эксперту, чье мнение ценю и уважаю: «Почему меня засасывают продажи, прямо-таки везде настигают, вопреки моему стремлению отдалиться от этого ненавистного процесса?» Я ведь не афишировала это умение при приеме на работу, резюме переписала набело, в графе «опыт» иные акценты расставила… И получила потрясающий ответ: «Вот я, – говорит эксперт, – не умею продавать. А ты – умеешь. Но вместо того, чтобы гордиться и радоваться, развивать и усиливать сей ценный навык, – жалуешься!»
Я задумалась.
Почему процесс продажи связан для меня с ожиданием негатива?
Не потому ли, что я (при всех своих талантах «договариваться») не умею парировать в диалоге, кратко формулировать мысли, быстро принимать решения, взаимодействовать с собеседником? И именно по той причине, что никогда себе таковой цели даже не ставила? Начинаю беседу с лоббирования собственных интересов, в ответ на возражения и вопросы отстаиваю личное мнение, стараюсь распотрошить клиента и вынудить купить любой ценой...
Прошла несколько тестов из серии «Интересный ли вы собеседник», опросила знакомых и коллег с целью конструктивной критики моих коммуникативных способностей и получила несколько неожиданный для меня отзыв: оказалось, я совершенно не умею слушать и слышать, в беседе стремлюсь доминировать и подавлять, перебиваю, проявляю агрессию, критикую, нападаю, пытаюсь манипулировать. Неудивительно, что собеседник рано или поздно ретируется и повторной дискуссии изо всех сил старается избежать. Такого поворота событий моя чувствительная натура вынести не может, моя душа ранена и неподдельно страдает самолюбие. Нужно что-то делать.
Пришлось выписать себе на лист бумаги все «слабости» и специально искать литературу для преодоления выявленных недостатков. В диалоге через не могу стараюсь выслушивать, сдерживаться от ненужных комментариев, сокращать собственные ответы и обязательно задавать вопросы, которые должны быть заданы: о желаниях и потребностях клиента, о наличии ресурсов и возможностей для сотрудничества, об ожиданиях и выгодах.
Впервые услышала много нового, информации, которая помогает работать, понимать ситуацию на рынке, отмечать тенденции и тренды. Это уже не простое впаривание товаров и услуг, это маркетинговый процесс, включающий исследование рынка, активное формирование сферы сбыта, это уже больше не продажа – консультирование, коммуникация, продуктивная и содержательная беседа, приятная и выгодная для обеих сторон процедура, с заделом на долгосрочную перспективу.
«Продажа? – говорю я себе теперь. – Замечательно!»
И с удовольствием подключаюсь к работе.
Попадаются, конечно, отказные клиенты, негативно настроенные, бывает, хамят или бросают трубку, но для меня они – та часть рынка, которая формирует мой продукт и мою услугу, ведь если предлагаемый сегодня продукт кому-то не нужен, стоит выяснить: а что этот негативно настроенный клиент хочет приобрести и по какой цене?
Искать в себе недостатки, безусловно, каждому из нас нелегко. Идеальных сотрудников (как и идеальных условий работы) днем с огнем не сыскать. Приходится принимать некие усредненные условия труда, где требуется безостановочное совершенствование, обучение и практика.
Потому и возникают в каждой профессии вопросы, которые пугают работающих, раздражают, при мысли о которых охватывает апатия и лень. Имеет смысл трудные рабочие моменты прорабатывать с целью самосовершенствования:
- Выяснить причину неприятия: тревога (перед кем/чем?), опасение (кого/чего?), ожидание трудностей (зафиксировать, каких именно).
- Понять, какое личностное качество следует усилить (а возможно – выработать!), чтобы преодолеть причину неприятия проблемных рабочих моментов. Возможно, и не одно.
- Расставить приоритеты, выяснить соответствие личных целей и потребностей в дальнейшем развитии. Проще говоря, определить целесообразность развития в себе коммуникабельности, если, например, работаешь дворником. Если выгода очевидна – можно смело приступать!
- Наметить этапы овладения и закрепления необходимого навыка, очертить желаемые временные рамки, в дальнейшем постараться не отступать от задуманного, не выходить за пределы запланированного срока.
- Не бросать начатое дело до такой стадии выработки требуемого навыка, с помощью которого в дальнейшем можно будет зарабатывать деньги (кстати, это совет преуспевающего деятеля из России). Следует помнить, что каждый навык – это отдельная профессия, а профессионалы востребованы всегда и везде.
Работает ли такой подход? Однозначно!
Так ли все просто, как описано: всего лишь пятью пунктами? Каждый шаг требует усилий над собой, было бы желание достичь того уровня профессионализма, когда неведом страх безработицы в случае кризиса, полного краха экономики или даже выезда в другую страну. «Курица, несущая золотые яйца», ценится руководством, идет на повышение, имеет карьерный рост.
Случаются интриги в коллективе, самодурство управленцев, попадаются невменяемые подрядчики и клиенты. Возможно, так происходит из-за нехватки какого-то личного качества, которое позволит сотруднику ладить с ними всеми и, к тому же, карьерно расти?!
Нужно влюбиться в нелюбимую работу и вырасти над собой, чтобы каждый день трудиться с удовольствием!
Фото: pixabay.com
у большинства людей характер отпечатан на лице - не обязательно даже проходить тесты и опрашивать окружающих ))
Молодец Елена. Почему зацепило? - сам в молодости прошел все эти этапы(ушел с любимой на не очень любимую, за деньгами :) ), и хоть раз в жизни это видимо было у каждого.
''Нужно влюбиться в нелюбимую работу и вырасти над собой, чтобы каждый день трудиться с удовольствием!''
Елена, отлично сказано!
Всё в наших руках!
Понравилась статья! Лишний раз подтвержает тезис? хочешь чего-то добииться - работай над собой!!! :!: