Профессия важна для людей как показатель собственной значимости, она определяет статус, престиж. На какое положение указывает слово «инженер»? Есть ли у специалистов, называемых таким образом, преимущества по сравнению с офисными сотрудниками – белыми воротничками? Поделитесь своим мнением в дискуссиях!
По данным рейтинга удовлетворенности профессией (исследование ВЦИОМ 2010 года), специалисты инженерного профиля лишь наполовину удовлетворены своей профессией:
А если обратиться к сравнению удовлетворенности представителей профессий по отраслям, то получится, что менее чем трети сотрудников реального сегмента нравится их работа.
Итак, никто из молодых людей не хочет называться «таким словом». Они стремятся быть менеджерами, мерчендайзерами, а профессия «инженер» по-прежнему непривлекательная. В отрасли «промышленность» и «строительство» соглашается идти только треть выпускников. Скорее от безысходности. Больше всего стремятся в бизнес, финансы, право и управление. Мысли молодых и амбициозных можно охарактеризовать так: «Желательно туда (в менеджмент, юриспруденцию, банковскую сферу и прочее), и желательно сразу на руководящие позиции».
В чем причины низкого уровня престижа профессии «инженер»?
- 75% родителей не поддерживают инициативу детей в выборе инженерной специальности.
- Низкий уровень образования. Стандарты обучения не соответствуют современным требованиям. Отсутствует система повышения квалификации преподавателей, обновление методик и др.
- Система взаимодействия «выпускник – работодатель» недостаточно развита. Компании не интересуются студентами, не создают систем наставничества в организациях и на предприятиях.
- Из вуза с инженерным профилем – только на рабочую специальность.
- Менее привлекательные условия труда: неинтересное содержание труда, тяжелые или вредные условия, отдаленность от «культуры».
- Восемь лет ходит у выпускника, чтобы добиться хотя бы позиции специалиста – дорасти от начального разряда до, например, сотрудника в отделе обучения и подготовки персонала (по данным компании «Базовый Элемент»).
В дискуссии к материалу Елизаветы Раубе высказывались разные версии: не нужны инженеры, требуются только слесари и сварщики, проблему должно решать государство… Комментарии экспертов:
Оксана Назарова, директор по персоналу «Базовый Элемент» (из доклада на конференции Top HR Trends 2011): «Летом 2011 года мы готовили презентацию о проблемах инженерно-технического образования в России. И в процессе мы провели анализ учебных программ и планов по нашему направлению деятельности. Оттолкнулись от образовательных стандартов. Первый же пример – правильно, красиво подготовленный документ, с четкой терминологией и модными словами: «компетентностный подход», «модульный формат», «учет интересов работодателя». Все запятые и точки расставлены правильно, содержания – ноль. Почитайте ради интереса образовательные стандарты по своим профессиям. К этому прикладывается учебный план. Согласно последнему документу, инженер со специализацией «цветная металлургия» на последних курсах в университете проходит практику на предприятии в течение только двух недель. Это значит, что студенты попадают на экскурсию! Пришли, посмотрели, ужаснулись и ушли. Когда мы начали смотреть содержание учебного плана на предмет дисциплин, которые изучают студенты, то решили, что можно плакать стоя. Совершенно нет управления производством, системы предприятия, избыточное количество учебных часов физики, химии, то есть тех предметов, которые являются общеобразовательными.
Как сломать эту систему? Убедить преподавателей в вузах, что предприятиям это не нужно? Можно пойти двумя путями. В первую очередь, работодатели должны работать с вузами, задавать свои стандарты. Второй путь – общение с госструктурами, когда изменения приходят «сверху».
Екатерина Меркуль, заместитель руководителя департамента Recruitment кадровой корпорации ManpowerGroup:
«Нельзя сказать, что отсутствие интереса к производственной отрасли у кандидатов – современная тенденция. В России со времен перестройки сохраняется дефицит инженерных специальностей. Во многом этому способствовала смена экономической системы государства. Предприятия не были готовы работать в новых условиях, производство не развивалось и пришло в упадок. Вузы страны моментально переключили деятельность на более востребованные специальности: экономические, финансовые и юридические. Сегодня практически во всех технических учебных заведениях присутствуют подобные факультеты. Длительное время техническая специализация считалась непрестижной. Маленький конкурс привлекал в основном студентов, которые выбирали эти профессии не от большого желания, а по необходимости получить высшее образование. Соответственно, по окончанию института большинство выпускников искали работу не по профилю.
В настоящее время, когда производство возрождается, мы получили острую нехватку высококвалифицированных инженеров и технических специалистов. Те, кто в свое время получал техническое образование, не способны восполнить этот дефицит. Не секрет, что заработная плата инженеров невелика и имеет фиксированный характер, в отличие от «продажников» – там всегда есть шанс заработать больше. Многие «технари» в сложные времена перешли в эту сферу. IT-компании готовы рассматривать (в 90% случаев) в качестве кандидатов обычных инженеров. Главное – приобретенный профессиональный опыт. При желании инженерные навыки так же можно применить в направлениях: «Техническая поддержка продаж», «Информационные технологии», «Телекоммуникация и Связь». Даже если оценивать емкость бизнеса, то производственные специалисты по численности явно уступают «продажникам». Связано это с тем, что приобрести навыки продаж гораздо проще. Сейлз-менеджеру необязательно иметь профильное образование, но при этом он может быть отличным продавцом. Инженерные навыки невозможно освоить за короткий срок, требуется длительное обучение, опыт и регулярное повышение квалификации».
Фото: pixabay.com
Есть ряд причин. Поделюсь своими наблюдениями. Когда-то я преподавал в Бауманском институте - одной из лучших технических школ страны. В разговорах со студентами обнаружил, что после того, как в нашей стране осуществилось укрепление ''вертикали власти'', мечтой студента стало попасть в эту вертикаль, чтобы потом брать взятки, откаты и т.п. При мне обсуждалось, сколько нужно дать взятки, чтобы попасть в таможню, в правоохранительные органы и т.п. Речь шла о десятках тысяч долларов, которые, тем не менее, по словам студентов, довольно быстро отбивались. Судя по сообщениям в прессе о коррупционных скандалах, студенты видимо правы.
Эта тенденция, на мой взгляд, отражает отсутствие нацеленности на созидательный труд, отсутствие ценности такого труда. Как говорится, ''поставьте шлагбауи или толкового майора'' :)
Проблема в нежелании инженеров работать по специальности в том, что 20 лет назад изменился госзаказ (прямо или косвенно), поскольку был взят курс на другую экономическую модель по сравнению с советским периодом.
В СССР был курс на самообеспечение. В новой модели - на интеграцию в мировое хозяйство и потребление того, что создали другие, более развитые страны. Нас переориентировали на зависимую от остального мира модель, с ярко выраженным сервисным акцентом.
А зачем такой модели самостоятельные инженеры? Достаточно минимума знаний для работы в автоцентрах и супермаркетах.
Так что, дело не в уровне образования и отсталости высшей школы - она до сих пор, как бы ее ни давили, способна давать приличное техническое образование. Дело в госзаказе - именно он плодит малообразованных экономистов и юристов вместо нормальных специалистов.
И еще - для сведения.
До революции были гильдии промышленников и купцов.
Так вот, первую группу там, самую уважаемую, составляли промышленники, вторую - купцы и только третью - ростовщический капитал (банкиры).
В развитых странах это соотношение сохраняется, поскольку оно задает приоритеты устойчивого развития.
В современной России эта иерархия встала с ног на голову.
Если я верно помню, то инженер переводится с французского как изобретатель. А значит, что те кого поцеловал Всевышний будут думать и изобретать (учиться и совершенствоваться) независимо от зарплаты и условий, а потом просто найдут ту страну и то место, где их труд будет востребован! А с нашим больным государством тоже довольно просто – как только будет реальная востребованность в том, чтобы поднять общий уровень специалистов в стране и перестать плодить техногенные катастрофы, то придётся МНОГО заплатить за упущенные поколения и ВРЕМЯ торгашей, чтобы вновь создать отряд ИНЖЕНЕРОВ. В отличии от прошлого, где любой окончивший ВУЗ, считался инженером, в настоящем и будущем – это потребует от специалиста немалого трудолюбия и упорства. И поскольку в торговле проще отсидеться, то напрягаться и трудиться, все те кого Бог не поцеловал (не Стивы Джобсы) пойдут при условии высоких зарплат и перспектив, или конечно возможности реального творчества. Большая беда нашей экономики и страны в том, что в основном были развиты оборонные отрасли и структуры, которые сейчас упразднены или сокращены. И как мы не пыжимся – булава не летит туда куда нужно, а спутники не выводятся на орбиты! Почему… Тут правильно сказал преподаватель Бауманского ВТУ – они настроены на то чтобы легко денег срубить, не думая (а когда молодёжь думала – она живет гормонами, инстинктами и эмоциями, и хорошо если в зрелом возрасте начинает думать…) о семье, не говоря уже о судьбе страны и народа в целом. А люди с испорченной мотивацией (быстро хапнуть и не отвечать ни за что) в последствии пополнят ряды СОПРОТИВЛЯЩИХСЯ реформам чиновников! И поэтому на сегодня выходит на первый план – воспитание подрастающего поколения от детсада до ВУЗа и их родителей в таких банальных понятиях как – ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИСТВО, ДУХОВНОСТЬ и прочее. Чего нет и не предвидеться, судя по тому как ведёт себя власть. Разруха – она в головах, как все остальные пороки.
Да! Поясню свою мысль. С детства нужно показывать ребенку радость творчества ТЕХНИЧЕСКОГО. Поскольку пока у человека не получается и он не видит в чём себя можно применить, то и радостей специальности он не может познать. А человечество так устроено что не всем предначертано быть торгашами, юристами и экономистами, и даже не программистами! Отдельная статья ПЕДАГОГИ и ВРАЧИ, тут исключительно по призванию нужно отбирать!!! Чего нет и не предвидиться! Для всех детей широкий круг не только гуманитарных кружков по рисованию, и прочим видам искусства, а технических в которых своими руками сделанные уситройства станут прототипами будущих изобретений. Я бы сказал так - ЛЮБОМУ ребенку необходимый минимум попробовать и задержаться если интересно: Спорт, иностранный язык, музыка, рисование и технический кружок тут уже по интересам (судо, авио или электроника), а потом что в душе отзовётся, то и станет профессией!
Деньги, деньги и только деньги...