Русская Школа Управления (РШУ) и исследовательский центр «Зарплаты.ру» провели опрос и выяснили, сколько компаний предложат студентам и подросткам подработку летом 2024 года, какие обязанности готовы им передать и как на интерес работодателей к летним подработкам влияет текущая ситуация на рынке труда.
Отношение компаний к летним подработкам
Согласно результатам опроса, 53% работодателей готовы взять студентов и подростков на подработку летом 2024 года, 23% не планируют этого делать и 24% пока не приняли окончательного решения. При этом до 2024 года практика таких подработок была только в 45% опрошенных компаний. То есть за год интерес к ним вырос на 8%.
Главная причина, почему компании приглашают студентов и подростков на летние подработки — это дефицит кадров. Но есть и другие важные факторы:
- нехватка кадров — 63%;
- поиск кандидатов для дальнейшей работы в компании — 57%;
- сезонный рост объема работ — 34%;
- возможность снизить нагрузку на штатных сотрудников — 23%;
- сезон отпусков у штатного персонала 4%.
«Летние подработки — это отличная возможность закрыть сразу несколько важных задач бизнеса: быстро компенсировать нехватку рабочих рук и найти потенциально интересные кадры для дальнейшего сотрудничества. Конечно, сотрудника без опыта вряд ли сразу поставят на важный участок работы, где нужна высокая квалификация. Но ему можно поручить рутинные задачи, чтобы разгрузить основной персонал и направить эти ресурсы на решение более сложных вопросов и проблем», — комментирует Анастасия Боровская, директор Русской Школы Управления.
Количество вакансий с частичной занятостью стабильно высокое не первый год. В условиях кадрового дефицита работодатели все чаще вынуждены прибегать к найму на неполный рабочий день, с гибкой занятостью или на проектную работу. По данным Зарплаты.ру, в топ-5 наиболее востребованных вакансий для подработки молодежи входят курьеры, упаковщики, операторы call-центра, продавцы-консультанты, менеджеры по продажам.
Искать кандидатов для летней подработки работодатели планируют через разные каналы, включая сотрудничество с вузами, колледжами и школами:
- рассмотрение входящих обращений — 62%;
- размещение вакансий на сайтах для поиска работы — 58%;
- рекомендации штатных сотрудников — 54%;
- размещение информации на сайте / в соцсетях компании — 36%;
- сотрудничество с учебными заведениями — 31%.
Что компании готовы предложить
60% опрошенных компаний планируют предложить летнюю подработку студентам, 2% — подросткам, 38% — и студентам, и подросткам. Формат работы при этом может быть разным: полная занятость (60%), гибкий график (59%), сменный график (43%) или удаленка (7%).
Чаще всего молодых работников готовы приглашать для летней подработки на производственных предприятиях, но есть и другие профессиональные сферы:
- производственный персонал — 52%;
- продажи / торговля — 25%;
- административный персонал — 10%;
- ИТ — 9%;
- маркетинг / PR / реклама — 6%;
- бухгалтерия / финансы — 5%;
- курьерская доставка — 5%;
- HR / кадровое делопроизводство — 4%.
Зарплата, которую работодатели готовы предложить за месяц в основном варьируется от 16 до 35 тыс. руб. Но есть и те, кто готовы платить больше 50 тыс. руб.:
- до 15 тыс. руб. — 15%;
- от 16 до 25 тыс. руб. — 28%;
- от 26 до 35 тыс. руб. — 35%;
- от 36 до 45 тыс. руб. — 10%;
- от 46 до 50 тыс. руб. — 7%;
- более 50 тыс. руб. — 5%.
Опрос проводился с 3 по 11 апреля 2024 года во всех регионах РФ. В нем приняли участие 1879 представителей российских и международных компаний из разных отраслей бизнеса.