Центр повышения производительности ВАВТ в рамках программы по подготовке управленческих кадров «Лидеры производительности» представил выводы исследования «Обучение руководителей: ключевые тренды».
Целью исследования было выявить основные изменения в сфере дополнительного образования менеджеров среднего и высшего звена. В его основу легли данные качественных интервью и опроса руководителей компаний о факторах, влияющих на выбор образовательных программ и форматов обучения.
Исследование показало, что образовался разрыв между навыками, приобретаемыми руководителями на традиционных программах обучения, и теми, которые требуются компаниям. Такие формы обучения, как программы MBA и второе высшее, теряют свою актуальность, поэтому руководители делают ставку на краткосрочные тренинги и курсы.
Так, согласно опросу, программы MBA (18,1%) и получение второго высшего (9,5%) заняли последние строчки в ответах руководителей на вопрос о наиболее эффективном формате обучения на данном этапе профессионального развития. Почти половина респондентов (49,1%) считает более эффективными краткосрочные бизнес семинары и тренинги, программы повышения квалификации (46,5%), а также специализированные онлайн курсы (45.9%).
Анализируя ответы респондентов, авторы исследования также пришли к выводу, что имидж образовательного учреждения и получение диплома по итогам окончания курса или программы не являются определяющими факторами при их выборе. Бренд и репутация заведения (30,7%), продолжительность программы (28,7%), а также скидки на ее стоимость (15,6%) оказались среди менее значимых критериев, влияющих на решение руководителей об образовании. Большинство (88,2%) выбирают программы на основе ее содержания. Удобный график и стоимость программы влияют на выбор 66,7% и 57,9% руководителей соответственно. Получение диплома или сертификата ставят своей целью наименьшее число респондентов – 19%, освоение новой специальности почти треть – 28,3%.
Опрос также показал, что цель, связанная с достижением финансового благополучия, – рост дохода (39,5%), наряду с наращиванием деловых связей (36,7%) уступает цели обучения «для себя и общего развития» (60,9%). Для подавляющего большинства руководителей российских предприятий их обучение обусловлено желанием улучшить навыки и повысить квалификацию - так ответили 89,2% респондентов.
Результаты опроса подтвердили еще один важный тренд – в России начала приживаться концепция «обучение в течение всей жизни» (lifelong learning): через правильное мышление руководителей в перспективе можно ожидать и правильные действия на уровне линейных сотрудников. Три четверти респондентов (78,5%) проходили какое-либо обучение за прошедший год, 51,4% проходят обучение раз в год и чаще. При этом современный руководитель готов учиться не только в течение рабочего времени, но и после работы, как заявили 43% респондентов. 38,7% менеджеров выбирают домашний режим обучения, 30.2% готовы учиться в образовательном учреждении, и только 19% выбирают корпоративные программы, 18% респондентов хотели бы обучаться на рабочем месте и 1,6% на отдыхе.
«Скорость изменений толкает нас на освоение новых профессий, формирование нового взгляда на свое развитие и поиск форматов обучения, которые носят практический характер. Все больше работодателей доверяют конкретным навыкам, а не дипломам или сертификатам. На первый план выходят креативность и способность решать неструктурированные задачи. Поэтому мы наблюдаем смещение приоритетов в сторону развития личности и совершенствования компетенций, – отметила Екатерина Гришина, директор центра повышения производительности ВАВТ, руководитель программы Лидеры производительности. - Новое время также диктует новые требования к организациям, занимающихся обучением руководителей: актуальность программ, современные инструменты и активные формы обучения, преподаватели-практики, гибкость используемых форматов и ценообразования».
Около трети опрошенных менеджеров (35,1%) среднего и высшего звена готовы платить за образовательную программу до 30 тысяч рублей в год, 18,1% - до 10 тысяч рублей в год, 20,6% - до 50 тысяч. До 100 тысяч, до 200 тысяч, до 300 тысяч рублей и выше согласны потратить 16,1%, 7%, 1,9% и 1,2% опрошенных соответственно. При этом 44,8% оплачивают обучение самостоятельно, 30,5% получают частичную компенсацию от работодателя. Для 24,6% респондентов компания покрывает расходы на эти траты.