Результаты исследования, проведенного аналитическим центром НАФИ, свидетельствуют, что в обществе существует стереотип о том, что женщины хуже справляются с работой в сфере IT и в целом обладают более низким уровнем цифровых знаний и навыков, чем мужчины.
«Подобные установки не только отражаются на карьере женщин, но и мешают им становиться полноценными и успешными участниками цифровой экономики», — отмечают исследователи.
По их данным, мужчины и женщины практически одинаково оценивают свои цифровые навыки и дают им средние оценки. Однако, когда речь заходит о том, чтобы оценить знания и навыки противоположного пола, ситуация меняется: четверть россиян считают, что женщины хуже справляются с работой, связанной с информационными технологиями, электронной коммерцией и точными науками.
Сами женщины также заявляют, что им в целом хуже удается такая работа. Исследование показало, что уровень цифровой грамотности мужчин и женщин отличается незначительно — 62 п.п. у мужчин и 58 п.п. у женщин. При этом те цифровые навыки, которые непосредственно связаны с работой или интересами женщин, например, использование возможностей цифровых технологий для общения, развиты у них не меньше, чем у мужчин.
По данным исследования, женщины и мужчины одинаково часто пользуются персональным компьютером или ноутбуком, но женщины в целом проявляют меньший интерес к технике и сфере технологий: они реже, чем мужчины, следят за новостями, трендами, изучают новинки, меньше осведомлены о наиболее популярных программах, например мессенджерах, социальных сетях и др. Убежденность, что женщины обладают меньшими знаниями и худшими навыками в цифровой сфере, проявляется на бытовом уровне: например, решение по покупке бытовой техники и электроники в семьях чаще принимают мужчины, а не женщины (28% против 18% соответственно).
Эти тенденции сохраняются и среди молодых людей, при этом уровень цифровой грамотности у них выше — 76 п.п. у юношей и 71 п.п. у девушек. Юноши демонстрируют более высокий уровень цифровой грамотности за счет выраженных знаний и навыков в области компьютерных технологий. Более 70% юношей знают предназначение программ, установленных на их компьютере, и самостоятельно решают все вопросы, касающиеся работы компьютера и установки ПО. Среди девушек такими знаниями и навыками обладает только 40%. Такая же разница наблюдается в отношении технологий: только 42% девушек интересуются новостями в сфере новых технологий, в то время как 73% юношей стараются быть в курсе и следят за последними трендами в этой сфере.
Как следствие, девушки вдвое реже юношей выбирают для профессионального развития сферу IT. По данным НАФИ, этому способствуют и родительские установки: родители втрое реже рекомендуют IT в качестве образования и дальнейшего построения карьеры своим дочерям, нежели сыновьям — 3% и 10% опрошенных родителей соответственно.