Российские компании активно внедряют открытые инновации — подход к коллаборативному развитию инноваций, который помогает усилить конкурентные преимущества, — однако могли бы извлечь большую пользу от расширения и активизации этих усилий для повышения своей конкурентоспособности. Хотя санкции создали определенные сложности, их влияние на сотрудничество для инноваций не оказалось критическим.
Эти выводы стали результатом исследования Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) «Открытые инновации в России: лучшие практики для успеха в цифровом мире», проведенного под руководством профессора ВШБ Желько Текича.
Исследование, направленное на восполнение существующего пробела в понимании открытых инноваций в России, выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства в дополнение к собственным исследованиям и разработкам для создания и продвижения продуктов и технологий. Несмотря на широкое применение открытых инноваций ведущими компаниями в мире, в России их распространение остается ограниченным. В свете этого и новых макроэкономических условий проект стремился переоценить стратегии сотрудничества российских компаний и их влияние на инновационное развитие.
В рамках проекта был проведен отдельный анализ взаимодействия российских компаний с организациями (например, стартапами, университетами и другими компаниями) и с физическими лицами. Были проведены два опроса (на 118 и 87 респондентов), интервью с экспертами и анализ кейсов.
Результаты показывают, что открытые инновации в России обладают значительным потенциалом роста. Многие компании применяют открытые инновации, хотя часто на ограниченной основе. Среди ключевых тенденций: рост сотрудничества со стартапами, расширение взаимодействия с университетами и потребителями, а также увеличение использования лицензирования. Основные барьеры в развитии открытых инноваций включают ограниченность экспертизы, бюрократические препятствия и финансовые ограничения. Несмотря на вызовы, инновационная экосистема России демонстрирует гибкость, а компании адаптируют бизнес-процессы к меняющимся условиям.
Известные события на глобальных рынках побуждают компании к осторожным инвестициям в открытые инновации, однако стратегии российских компаний остаются в значительной степени неизменными. В условиях ограничений фирмы стремятся максимизировать ценность внутренних ресурсов, активно внедряя корпоративное предпринимательство и взаимодействие со студентами (хакатоны, конкурсы), а также расширяя сотрудничество с университетами и российскими стартапами. Компании продолжают опираться на ранее налаженные практики открытых инноваций, которые способствуют устойчивости, позволяя поддерживать инновационную активность даже при внешнем давлении. В рамках стратегии компании смещают фокус на постепенные инновации и проекты меньшего масштаба, отдавая предпочтение инициативам с подтверждённой эффективностью и ориентируясь на ресурсную экономичность и управление рисками.
Для обсуждения результатов Высшая школа бизнеса ВШЭ организовала исследовательский семинар, на котором результаты исследования представили и обсудили с экспертами из отрасли. В числе участников панели были Николай Майданчик, руководитель отдела стратегии, роста и развития бизнеса в Яндекс 360; Павел Морозов, руководитель направления слияний и поглощений в Avito; и Сергей Деревцов, руководитель отдела корпоративного венчурного развития в МТС Startup Hub. Они прокомментировали результаты проекта, обсудили успешные примеры, ключевые проблемы и перспективы открытых инноваций в России, отметив, что открытые инновации остаются важной частью бизнес-стратегий крупных компаний, стремящихся к поиску новых драйверов роста.
Презентацию и дискуссию модерировали профессор ВШБ Желько Текич и доцент ВШБ Сергей Титов.
Полную версию отчета по данному исследованию планируется завершить и опубликовать в начале 2025 года.
Николай Майданчик, представитель Яндекса 360, рассказал об эволюции подходов к инновациям: «В 2014 году еще работая в Лаборатории Касперского мы только начинали понимать, что далеко не все решения нужно разрабатывать внутри компании — некоторые можно заимствовать с рынка. За 10 лет в разных компаниях были протестированы различные формы открытых инноваций: от сотрудничества со стартапами до технологических партнерств. Сейчас находятся в Яндексе, в условиях определенного дефицита стартапов мы смотрим на зрелые компании, их продукты и практикуем гибкие форматы сотрудничества, такие как покупку компаний и интеграцию готовых решений. Это помогает ускорять выход новых решений и предлагать клиентам более широкие возможности».
На важность использования открытых инноваций в условиях высокой конкуренции обратил внимание Сергей Деревцов, руководитель отдела развития корпоративного венчурного бизнеса МТС Startup Нub: «Мы активно используем венчурные инвестиции и партнерства, чтобы покрыть потребности в новых сегментах. Например, когда рынок бронирования туристических услуг потерял крупного игрока, мы приобрели платформу «Броневик» — это позволило нам занять важную нишу и поддержать позиции в travel-сегменте. Открытые инновации позволяют нам быстрее реагировать на изменения рынка и фокусироваться на ключевых задачах, в том числе за счет внешних компетенций и технологий».